Статья "Речевое развитие детей в ДОУ"
статья

Долгобородова Евгения Владимировна

Опыт работы учителя-логопеда по реализации задач на развитие связной речи у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rechevoe_razvitie_detey_v_dou.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей в ДОУ № 8 «Ручеёк»

(Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории Евгении Владимировны Долгобородовой)

Одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.  

Работая с детьми, наблюдаю, что на сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем.   Односложная речь, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.  Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.  Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.  

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. На занятиях дети учатся изменять слова, строить предложения, образовывать формы новых слов. Обучение грамматическим формам строится на выполнении  трёх основных задач:

  1. Словооизменение (изменение слов по родам, числам, падежам),
  2. Словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств),
  3. Синтаксис (построение простых и сложных предложений).

В моей работе решать эти задачи помогают таблицы «Грамматические ступеньки».

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм, среди которых самой трудной является форма родительного падежа множественного числа (слив, апельсинов, карандашей), также возникают сложности в изменении слов в творительном падеже.

Кроме того, я с детьми играю в игры:

1. «Жадина» – согласование сушествительных с личностными местоимениями: он, она, оно, они.

2. «Один – много». Взрослый называет один предмет, а ребёнок – много (яблоко – яблоки, ухо – уши).

3. «Весёлый счёт». Считать до 5 и обратно любые окружающие предметы.

4. «Хвалилочка». Расхваливать предметы, называя как можно больше слов – определений. Валенки новые, красивые, пушистые, белые, удобные, шерстяные, тёплые.

Расширение объёма словаря имён прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам. Важно чтобы ребёнок умел различать пищевые продукты по вкусу и знал соответствующие слова для его обозначения (горький, сладкий, кислый, солёный, солоноватый, и пр.), чтобы оно умел охарактеризовать окружающие предметы по температуре (холодный, горячий, тёплый, прохладный и т.п.). При этом нужно обязательно обращать внимание ребёнка на то, что один и тот же предмет всегда обладает сразу многими качествами. Например: яблоко может быть одновременно и красное, жёлтое или зелёное, и сладкое или кислое, и большое и маленькое, и круглое или овальное, и спелое, сочное, ароматное и т.д. 

Побуждаю детей к составлению сравнений по заданным признакам, используя  «Логокубики». С одной стороны, это логические кубики, которые мощно развивают мышление детей, с другой – логопедические кубики – они развивают речь, наполняя её образностью. По схемам дети «читают» и учатся составлять предложения, используя имя и значение признака.

Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).

Практическое овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал — поехал — выехал) и т. п.

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где...). Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.

Важно  научить детей пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей, чтобы в процессе формирования грамматического строя речи обеспечить сознательный выбор необходимых средств при построении связного монологического высказывания.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Курсовая работа на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика основных качеств игры1.1 Взгляды ученых на игру дошкольника.1.2 Виды игр и их основные качества.1.3 Значение игры для преодоления эмоциональных т...

Самодельные игрушки для развития детей от рождения до трех лет. 1. Самодельные игрушки для развития зрительно-ориентировочного восприятия детей от рождения до трех лет

Самодельные игрушки для развития детейот рождения до трех лет Сегодня все чаще и чаще приходится слышать разговоры о раннем развитии детей. Возникают новые методики, вспоминаются старые. Книжные ...