Автоматизация звука Р. "Карточки на каждый день".
методическая разработка

Каюшкина Оксана Владимировна

"Карточки на каждый день" пригодятся учителю-логопеду и родителям для закрепления произношения звука [Р] в словах, слогах и чистоговорках. Объём речевого материала небольшой, доступный для проговаривания в течение 7-10 минут. Карточки составлены с учетом  усложненения. Ежедневное использование разных последовательных карточек поможет чисто и красиво произносить сложный звук. При использовании родителями рекомендуется консультация учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r_._avtomatizatsiya.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по автоматизации звука  [Р].

Ежедневно  «7 минут красивой речи».  Выделить в режиме дня 7 минут времени, ежедневно придерживаться этого времени (например, 18.50-18.57).

Комплексы на 7 дней.

Комплекс № 1.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

- «Лопаточка»,  «Часики», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка»,  «Едем по горам»

2. Слоговая разминка

-ра-ро-ру-ры       ры-ра-ро-ру      ра-ра-ра__ро-ро-ро    ру-ру-ру__ры-ры-ры     ры__ры-ры    ра__ра-ра

Повторить сточку  2 раза.

3.Проговори слова:

 работа

рыбак

рот

рубашка

равнина

рынок

ров

руки

радио

рыдание

роль

рубеж

радость

рысь

робость

рубин

радуга

рытвина

роза

рукав

4. Проговори чистоговорки (темп обычный):

  Ра-ра-ра- высокая гора.

Ры-ры-ры- воздушные шары.

Ру-ру-ру- скачет кенгуру.            Повтори чистоговорки  еще раз.

Комплекс № 2.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

- «Лопаточка»,  «Часики», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка»,  «Едем по горам»

2. Слоговая разминка

ра

ры

рэ

ро

ру

ара

ыры

эрэ

оро

уру

ар

ыр

эр

ор

ур

3. Проговори слова

рама

рысак

ровный

румянец

ракета

рысь

рой

ружье

район

рыжик

розыск

руины

рабочий

рычаг

рокот

русак

ралли

барыня

роща

Ручка

4. Повтори чистоговорки.

Ра-ра-ра- на рукаве дыра.  Ру-ру-ру- мама штопает дыру.  

Комплекс № 3.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

- «Лопаточка»,  «Часики», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка»,  «Едем по горам»

2. Слоговая разминка

ара   оро    уру   иры   ара-оро    уру-ара    иры-уру    ара –ра    уру-ру     иры-ры    оро-ро

Повторить строчку 2 раза.

3. Проговори слова

пирамида

нарыв

зародыш

парус

баран

отары

макароны

старуха

гараж

пары

народ

оружие

сигара

корыто

паром

папирус

опера

порыв

сорока

пирует

4. Повтори (выучи):  

Горошина, горошина,

Какая ты хорошая,

Какая ты хорошая,

Зеленая горошина.

Комплекс № 4.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

- «Лопаточка»,  «Часики», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка»,  «Едем по горам»

2. Слоговая разминка

ара   оро    уру   иры   ара-оро    уру-ара    иры-уру    ара –ра    уру-ру     иры-ры    оро-ро

Повторить строчку 2 раза.

3. Повтори слова

пещера

горы

папироса

поручение

операция

норы

сироп

кенгуру

муравей

узоры

перо

наружность

микстура

манеры

бюро

карусель

контора

пирог

4. Прочитай наизусть стихотворение о горошине.

Проговори чистоговорки:  Ра-ра-ра- у мышки новая нора. Ро-ро-ро- у норы лежит перо. Ру-ру-ру- загораживает в ход в нору. Ры-ры-ры – никак не выйти из норы.

Комплекс № 5.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

- «Лопаточка»,  «Часики», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка»,  «Едем по горам»

2. Слоговая разминка

ара

ыры

эрэ

оро

уру

ар

ыр

эр

ор

ур

Повторить строчку 2 раза.

3. Повтори слова

жир

пионер

гончар

забор

сыр

сквер

комар

бугор

кефир

костер

кочегар

мотор

мир

шофер

повар

набор

инжир

монтер

пожар

топор

4. Проговори чистоговорки:

Ар-ар-ар, Вову укусил комар.

Ор-ор-ор, у машины завели мотор.

Ур-ур-ур, за телефоном тянется шнур.

Ир-ир-ир, Таня пьёт кефир.

Ыр-ыр-ыр, мама покупает сыр.

Ёр-ёр-ёр, папа чистит ковёр.

Комплекс № 6.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

2. Слоговая разминка

дра

дры

дрэ

дро

дру

зра

зры

зрэ

зро

зру

здра

здры

здрэ

здро

здру

взра

взры

взрэ

взро

взру

Повторить 2 раза.

3. Повтори слова

драка

ведра

дрова

дрожжи

друг

дротик

дружба

драный

пудра

дробь

ведро

друзья

кадры

скафандр

драчун

кафедра

дрожь

бедро

другой

подрывать

Бодр

4. Проговори чистоговорки:

Я работаю на тракторе.

Я еду на дровнях за дровами.

Мне нравятся тропические растения.

Я радуюсь за подругу.

Комплекс № 7 – повторить комплекс №6!

Продолжение следует…

Комплекс № 8.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

2. Слоговая разминка (произносить плавно, без остановки перед звуком Р)

стра

стры

стрэ

стро

стру

взра

взры

взрэ

взро

взру

рба

рбы

рбэ

рбо

рбу

рпа

рпы

рпэ

рпо

рпу

рда

рды

рдэ

рдо

рду

3. Повтори слова

брат

кобра

обруч

обрыв

доброта

брак

собрание

сбруя

брызги

воображение

браво

зебра

бродит

брыкается

браслет

брошь

бросать

4. Проговори чистоговорки.

Вра, вра, вра — у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра — пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра — у нас новая игра.

Бро, бро, бро — охраняет пёс добро.

Комплекс № 9.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

2. Слоговая разминка (произносить плавно, без остановки перед звуком Р)

кра

кры

крэ

кро

кру

гра

гры

грэ

гро

гру

хра

хры

хрэ

хро

хру

мра

мры

мрэ

мро

мру

3. Повтори слова

кран

круг

грамота

грубость

игра

храп

краска

кружка

граната

груз

награда

хром

крыса

округ

гранки

грусть

негры

храм

кровь

укрытие

грань

нагрузка

сугроб

хрупкий

крупа

мокрый

гроздь

грызун

погром

хруст

4. Выучи чистоговорку (темп медленный)

Отпустите красной краски для покраски красной краской красной крыши в красный цвет.

Комплекс № 10.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

2. Слоговая разминка (произносить плавно, без остановки перед звуком Р)

пра

пры

прэ

про

пру

бра

бры

брэ

бро

бру

вра

вры

врэ

вро

вру

фра

фры

фрэ

фро

фру

3. Повтори слова

крупа

мокрый

гроздь

грызун

погром

хруст

крошка

сокровище

грохот

огрызок

громада

махровый

кровля

окружность

гром

бугры

угроза

вихры

4. Вспомни чистоговорку от занятия № 9.

+ Я вырабатываю красивое произношение.

Комплексы № 11,12, 13.

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

2. Слоговая разминка (использовать любые вышеуказанные с увеличением темпа проговаривания)

3. Проговорить  4-5 чистоговорок или поговорок на выбор.

Чистоговорки.

Кра, кра, кра — очень вкусная икра.

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

         Тропка на травке, травка на тропке.

Трое трубачей трубят в трубы.

Поговорки.

Есть пирожки, есть и дружки, нет пирожков, нет и дружков.

Кто без храбрости, тот без радости.

Мир правдой держится.    Не робей, воробей.

Не своротишь камня с дороги думою. На чужой каравай рот не разевай.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Неверный друг - опасный враг.

Комплекс № 14

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

2. Слоговая разминка (использовать любые вышеуказанные с увеличением темпа прогрваривания)

3.  Проговорить слова с двумя звуками Р в слове

радар

гарнир

квартира

прорыв

рупор

турнир

ярмарка

мрамор

рапира

партер

характер

пробор

куратор

фермер

гарнитур

рапорт

ротатор

маркёр

гардероб

курорт

Арарат

Аврора

парфюмер

оператор

гонорар

тротуар

партнёр

радиатор

фарфор

трубадур

трактор

тараторка

рокфор

проруха

прорубь

ординатор

4. Повтори предложения

Просторная квартира.

Театральный гардероб.

Городской транспорт.

Грамотный инструктор.

Комплекс № 15

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

2. Повтори слова

пробирка

хирург

драпировка

бутерброд

программа

арбитр

контрамарка

квартирант

Петербург

термометр

перфокарта

фейерверк

драматург

аэропорт

император

браконьер

натюрморт

круговорот

карбюратор

3. Повтори предложения

Огромный супермаркет.        

Игрушечный трансформер.

Строительный раствор.

Компьютерный оператор.

Комплекс № 16

1.Артикуляционные упражнения (обязательны)

2. Повтори слова

сыровар

разговор

транзистор

скороварка

разгар

кругозор

трансформер

транспорт

разбор

распорка

транспортир

оркестрант

размер

раскраска

скороговорка

программист

разруб

раствор

инструктор

оркестр

разрыв

разгром

конструктор

разруха

раструб

супермаркет

разворот

простор

организатор

3. Проговори предложения

Бутерброд с икрой.

Квартирный вопрос.

Широкий кругозор.

Ржавая скороварка.

Разговор с хирургом.

Праздничная программа.

Трудная скороговорка.

Комплекс № 17

Повторить комплекс 15

Комплекс № 18

Повторить комплекс 16

Комплекс № 19 и далее. Ежедневно проговаривать  2-3 чистоговорки, поговорки + что-то одно из раздела «Автоматизация звука Р в сязной речи».

«Автоматизация звука Р в связной речи»

Повторять, можно учить  

Тигру скучно без игры

И рычит он громко:

— Р-р-р-ры!

Потому что жить без игр

Не желает больше тигр!

А. Кожевников.

Собирал бруснику ёжик,

Не жалел коротких ножек.

Без брусники у ежат,

Иголки колкие дрожат.

Т. Перегудова

С носорогом тигр дружил.

Он травой его кормил.

Носорог для друга тигра

Затевал смешные игры.

Т. Перегудова

В огороде много нор,

Не поможет и забор.

Всю рассаду вырыл крот,

Ничего здесь не растёт.

Г. Османова.

Грыз морковку крупный кролик,

Зебра прыг к нему на столик.

Он морковку уронил,

Строго лапкой погрозил.

Т. Перегудова

Чёрной ночью

Чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота!

Е. Измайлова.

Громыхает гром, грохочет,

Дождь стучит по крыше.

Просто дождик очень хочет,

Чтобы я его услышал:

В гости просится он в дом,

Поиграть со мной вдвоём.

Г. Османова.

Скороговорки (проговаривать сначала в медленном темпе).

  • Хороши в дорожку пирожки с горошком.
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  • Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок.

Тексты для пересказа.

Вдруг небо помрачнело. Поднялся порывистый ветер. Закружились в воздухе листья. В парке замолкли птицы. В небе сверкнула яркая молния. Хлынул проливной дождь.

______________________

Зимой птичкам трудно — нет корма. Рома и Артём построили кормушки, а Рая и Варвара положили туда корм. Синицам нравится сало, а воробьям — крошки хлеба, каша и сырая крупа.

___________________

Выдра живёт на суше. Но хорошо чувствует себя в воде. Даже выход из своей норы выдра устраивает так, чтобы сразу оказаться в воде.

Кормится выдра рыбой, она хорошо плавает. И от врагов она спасается в воде: на суше выдра неуклюжая, а в воде — попробуй её догони!

Далее  использовать  для  пересказа  любые  небольшие тексты, контроль и самоконтроль за произношением звуков Р и Рь в повседневной  разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для автоматизации звуков

Предметные картинки для автоматизации звуков...

Логопедические карточки "Автоматизация звука "Л"

Логопедические карточки разработаны с целью привлечения родителей к активному участию в процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а также повышения результативности коррекционной работы.В ка...

Логопедические карточки "Автоматизация звука "Ш"

Логопедические карточки разработаны с целью привлечения родителей к активному участию в процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а также повышения результативности коррекционной работы.В ка...

Логопедические карточки "Автоматизация звука "Р"

Логопедические карточки разработаны с целью привлечения  родителей к активному участию в процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а также повышения результативности коррекционной логоп...

Карточка для автоматизации звука [с]

Цель: автоматизация [С] в слогах....

карточки для автоматизации звуков

материал для закрепления поставленных звуков...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...