Авторские логопедические игры
методическая разработка

Муравьева Мария Александровна

Описание комплекта из двух авторских логопедических игр, которые специалист может использовать на коррекционных занятиях с дошкольниками и младшими школьниками.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муравьева Мария Александровна, учитель-логопед МОУ “Средняя школа №36”, г. Петрозаводск Методическая разработка на тему: «Комплекс логопедических игр как средство коррекции речевых нарушений у детей СТАРШЕГО дошкольного и школьного возраста»

Слайд 2

Задачи: 1. проанализировать научно-теоретические основы изучения дидактических игр; 2. определить место логопедических игр в данных классификациях; 3. указать значимость использования игр в практической деятельности учителя-логопеда; 4. создать игры; 5. описать игры и их основные правила; 6. сформулировать некоторые рекомендации по использованию игр на занятиях со специалистом, создать методическую копилку игр и упражнений; 7. дать рекомендации по использованию игр на дистанционных занятиях; 8. апробировать логопедические игры и их элементы в групповой и индивидуальной работе с дошкольниками, зафиксировав результаты апробации. Цель – создание комплекса авторских логопедических игр и описание вариантов применения их в работе учителя-логопеда для коррекции речевых нарушений различного генеза.

Слайд 3

Логопедические игры ≠ словесные игры Логопедические игры ≠ речевые игры

Слайд 4

Игры «Nanu?» и «Geistesblitz» (в русском переводе «Барабашка») - игры, вдохновившие автора

Слайд 5

Игры «Крышки» и «Розовый жираф»

Слайд 6

Автор рисунков - Муравьева Юнна,10 лет, Автор фигурок - Алексеев Игорь

Слайд 7

РАБОТА С ВИЗУАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ РЯДОМ

Слайд 8

Стоял заборчик у дороги, А за забором – вот дела! – «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Одна, без шума и тревоги, Без страха розочка цвела. Упражнение «Трубочка» = «Розочка» (губы, как бутон у розы). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Вот мостик длинный через речку Построен прочно, на века. Упражнение «Мостик». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Лошадке юной и беспечной Там очень нравилось скакать. К реке спустилась наша лошадь Упражнение «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. И, в чашечку набрав воды, Пошла тихонько, осторожно Полить любимые цветы. Упражнение «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика У зайца День рождения. Ему на удивление Жираф с собою приволок Красивый новенький замок, А ежик из последних сил Огромный зонтик притащил. Умный розовый жираф Зайцу крикнул: «Ты не прав, Что замок решил повесить: Дождик будет – будет плесень. Нужен зонт тебе теперь – К ежику беги скорей!»

Слайд 10

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 7 лужа ужи ножи лыжи коза роза ваза уши шина сова усы роса коса желуди пижама жук суп шар забор заяц лошадь собор мешок ежик изба мишка пазлы чашка миска шапка журнал пиджак зонтик кувшин крыса гроза пирожок 8 9 10 11 12 13 14 лягушка автобус салфетка знак шкаф стул мост шарф гнездо хлопушка ежевика РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ ИГРЫ ПО КЛАССАМ МАРКОВОЙ. РАЗВИТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

Слайд 12

Лексико-грамматические упражнения. Развитие связной речи

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дистанционные занятия с логопедом Автоматизация звука [Ж] в словах

Слайд 2

Найди всех жуков. называй и считай

Слайд 3

Продолжи ряд (автоматизация [Ж] в словах)

Слайд 4

В каком слове нет звука [Ж]? (ЖЕЛУДИ, УЖИ, ЛЫЖИ, ЕЖЕВИКА, ЗУБ)

Слайд 5

В каком слове нет звука [Ж]? (лужа, ножи, коза, журнал, пижама)

Слайд 6

В каком слове нет звука [Ж]? (жук, ёжик, медвежонок, ваза, пиджак)

Слайд 7

ГДЕ Ёжик? (автоматизация + предлоги над, у, под, между, перед, за)

Слайд 8

ПРОЧИТАЙ (ПОСЛУШАЙ) ТЕКСТ. В КАКИХ СЛОВАХ есть звук [Ж]? Жил-был ёжик Жорик. Он дружил с жабой Жанной. Однажды он побежал за желудями к жабе. - Добро пожаловать, Жорик, - проквакала жаба. - Жаба, дай мне, пожалуйста, жёлуди! Я так голоден! - Жорик, ты обжора! Мы вчера дожевали последний жёлудь. А сегодня нужно снова искать чем поживиться, - ответила Жанна. - Чтобы жёлтенькие жёлуди не пожухли, нам нужно бежать! - оживился ёжик. Они пожали друг другу лапки и отправились за желудями.



Предварительный просмотр:

Муравьева М.А. МОУ «Средняя школа №36», г. Петрозаводск

Описание логопедических игр «Розовый жираф» и «Крышки».

Дополнение  к методической разработке «Комплекс логопедических игр как средство коррекции речевых нарушений

у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

1. Разработка авторских игр. Основные правила

Комплексный характер созданного пособия подчеркивается в заявленной теме. Я исходила из самой емкой классификации дидактических игр для дошкольников, согласно которой игры делятся на настольно-печатные, игры с предметами и словесные. В нашем случае это игры, которые смогут одновременно удовлетворять всем трем требованиям. Пособие представляет собой комплекс из двух игр, универсальный продукт: словесные настольно-печатные игры с предметами. Далее будет предложено достаточное количество вариантов для использования игр: пособии изначально заложены возможности развития различных психических функций ребенка, а речевой материал подобран таким образом, чтобы осуществить работу с пятью компонентами речи (фонематические процессы, лексика, грамматика, звукопроизношение, связная речь). Предполагается включение упражнений на развитие периферического речевого аппарата (артикуляционного и дыхательного отделов) и кистевого и пальцевого праксиса (пальчиковая гимнастика).

В своей работе логопед часто сталкивается с нарушением дыхания, звукопроизношения, слоговой структуры, общей и мелкой моторики, нарушением ритмической стороны речи, фонематической, лексической и грамматической недостаточностью и др. Эти нарушения могут быть в структуре разных речевых дефектов (к примеру, нарушения фонематического слуха при функциональной дислалии, дизартрии, ринолалии, сенсорной алалии), именно поэтому в заявленной теме мы говорим о речевых нарушениях различного генеза, корригировать которые можно с помощью использования созданных логопедических игр. Если опираться на психолого-педагогическую классификацию, то в центре нашего внимания нарушения языковых средств общения (компонентов речи): фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (1-3 уровень).

Идеей для двух логопедических игр стали классические немецкие игры «Geistesblitz» (в русском переводе «Барабашка») и «Nanu?» (дословный перевод «Ну и что же?», на российском рынке не представлена). Наполнение игр оригинальное, материалы для изготовления выбирались экологичные (дерево и бумага), цвета яркие, рисунки авторские.

Первая игра получила название «Розовый жираф».

Состав игры: 5 деревянных цветных фигурок (желтый замóк, бежевый заяц, бирюзовый ёжик, розовый жираф, оранжевый зонт), 20 карточек с изображениями двух предметов на каждой; инструкция.

Выбор предметного ряда и цветового исполнения был не случайным: учитывалось звуковое наполнение слов, наличие звуков [З] и [Ж], то есть игра предполагает основное ее использование в логопедической работе на этапах автоматизации и дифференциации звуков.

Опишу основные правила игры.

Начнем знакомство с фигурок и, выставив их на середину стола, научимся их правильно называть и хватать наперегонки. Взрослый ведущий называет предмет с обозначением его цвета (желтый замок, бежевый заяц, бирюзовый ёжик, розовый жираф, оранжевый зонт).

Затем усложняем задание и правильные словосочетания перемежаем с неправильными (желтый ёжик, розовый зонт, бежевый заяц, бежевый жираф, бирюзовый ёжик, оранжевый замок и т.д.) – хватать нужно только при условии правильного. На этом этапе нужно научить ребёнка внимательно следить за сочетанием двух признаков, вести себя корректно по отношению к сопернику, держать руки на оговоренном расстоянии от фигурок.

На втором этапе знакомства с игрой дети должны ориентироваться не на слова ведущего, а на изображение на карточке. На этом этапе можно отработать способ переворачивания карточки. Важно, чтобы изображение было одинаково хорошо видно всем игрокам одновременно. На этом этапе ведущий может стать равноправным участником игры. Роль ведущего может передаваться от игрока к игроку каждый ход или каждый кон, но предварительно нужно договориться о том, будет ли ведущий наравне со всеми выхватывать фигурку.

Играя по любому виду упрощённых правил, вы сами поймёте, когда правила можно усложнить. Таким образом, ваш ребёнок дорастёт до основных правил настольной игры «Розовый жираф».

Усложнённый вариант правил: если на карточке изображен зонт, вы должны не схватить правильный предмет, а сказать его название. Именно этот вариант игры лучше всего тренирует функцию самоконтроля. Можно придумывать другие усложнённые варианты правил. Например, если на карточке зонт – сказать, если на карточке заяц – схватить правой рукой, если на карточке жираф – схватить левой рукой. В ситуации таких усложнённых правил мы рекомендуем ведущему, переворачивающему карточку, не участвовать в розыгрыше, а следить за правильностью исполнения правил.

Вторая игра «Крышки». 

Содержимое: 48 круглых авторских картинок диаметром 4 см (звуки [З],[С],[Ж],[Ш]); 5 деревянных цветных крышек (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя); 1 игральный кубик с цветными точками тех же цветов; одна грань кубика черная, это джокер или «свободный выбор); инструкция.

Крышки окрашены в основные цвета, в этой игре мы не обращаем внимание на произношение цвета. Карточки для удобства распределены на 4 группы по автоматизируемым или дифференцируемым звукам в таблице.[1]

Цель игры: кто лучше всего сможет запомнить, какие картинки спрятаны под разноцветными крышками? Правильные угадывания (ответы) позволят собрать наибольшее количество картинок.

Подготовка к игре. Прежде чем начинать первую игру, осторожно извлеките 24 круглые картинки. Если в игре участвуют маленькие дети, стоит совместно изучить изображения на картинках и дать им названия.

Перед началом игры все картинки в открытую раскладываются на столе. После этого старший участник игры берет пять крышек и накрывает ими пять картинок. При этом он объявляет, какая крышка какую картинку закрывает (например: «Я кладу красную крышку на шапку, зеленую крышку на сову...») Младший игрок бросает игральную кость. Выпавший цвет указывает, под какую крышку он может заглянуть. Перед тем как снять крышку с картинки, игрок объявляет, какой рисунок он ожидает увидеть.

Пример. Игроку А выпал синий цвет. Он помнит, что под синей крышкой прячется изображение лягушки, поэтому он объявляет «лягушка» и снимает крышку. Если под ней действительно оказалась картинка, изображающая лягушку, игрок А забирает картинку себе и выкладывает перед собой перевернув рубашкой вверх. После этого игрок объявляет новый рисунок (из тех, что лежат на столе в открытую) и накрывает его освободившейся крышкой. Ход переходит к следующему игроку, который бросает игральную кость и пытается угадать спрятанную картинку.

Если догадка оказалась неправильной, игрок возвращает крышку на место и передает ход. При этом все остальные должны получить возможность посмотреть на спрятанный под крышкой рисунок перед тем, как крышка вернется на место.

Если выпал джокер, игрок сам определяет, какую крышку он хочет снять. Он называет цвет крышки и предполагаемую картинку, затем снимает крышку и проверяет догадку. Исключение: нельзя выбирать крышку, которая была раскрыта в последний ход.

Игра заканчивается, когда на столе остаются последние четыре картинки, так что пятая крышка остается свободной. Выигрывает тот, кто к этому моменту смог собрать наибольшее количество картинок.

Представленные игры рекомендуем использовать на индивидуальных и групповых занятиях с детьми старше трех лет.


2. Использование игр «Розовый жираф» и «Крышки» на занятиях со специалистом

При выборе материального наполнения игр мы руководствовались принципом практикоориентированности. Сигматизм шипящих и свистящих фонем занимает первое место среди часто встречающихся дефектов звукопроизношения.[2] У старших дошкольников с дислалией сигматизм свистящих выявляется в 22% случаев, сигматизм шипящих – в 24%, у детей со стертой дизартрией – в 95% и 82% соответственно. Поэтому речевой материал игр «Розовый жираф» и «Крышки» подобран таким образом, чтобы осуществлять коррекцию шипящих и свистящих звуков. Для игр мы выбрали 4 звука: [З],[С],[Ж],[Ш]. Коррекция звукопроизношения возможна как при использовании основных правил игры, так и с измененными правилами. Надо отметить, что на групповых занятиях предполагается только контроль звукопроизношения.

Включаясь в интересные игры на развитие таких психических функций, как восприятие, память, мышление, ребенок одновременно развивает речь. Обе игры предполагают многократное проговаривание слов с нужными на этапе автоматизации или дифференциации звуками.

Но этим потенциал игр не ограничивается. На сегодняшний день логопед все чаще сталкивается с безречевыми детьми, с детьми с сенсорной недостаточностью, нарушениями моторного планирования, неразвитой слухоречевой памятью и т.д. Причем эти трудности могут встречаться в структуре речевых нарушений различного генеза.

Предлагаемые мной логопедические игры и игровые упражнения содержат в себе обширный коррекционный и развивающий материал. Ниже предложены варианты игровых упражнений, решающие различные задачи.

I. Игры на этапе запуска речи[3] с безречевыми детьми.

В качестве материалов на этом этапе используем деревянные фигурки из «Розового жирафа» и/или крышки из «Крышек».

1. Развитие соматогнозиса – восприятия человеком схемы своего тела как некоей целостности – является базовой функцией для развития речи.

Примерные инструкции: Достань фигурку из мешочка. Возьми правой рукой ежика, а левой – замок. Положи замок на левую ногу, положи зонтик на голову. Возьми зайца и присядь, возьми зонтик наклонись вправо, ежика – подними правую руку вверх и т.д.

2. Развитие пространственно-временных представлений (относительно себя). Что вверху? Что внизу? Что перед тобой? Что сзади тебя? Что далеко? Что близко? Что высоко? Что низко?

Можно отработать пространственную ориентировку с использованием слов «тут» и «там». Ребенок отвечает на вопросы. Где жираф? Тут. Где замок? Там.

Что сначала? Что потом? Положи в коробку сначала зайца, потом замок (двухкомпонентная инструкция). Усложнение. Положи в коробку сначала зайца, потом замок, потом жирафа (трехкомпонентная инструкция).

3. С помощью фигурок игры «Розовый жираф» возможно тренировать зрительную память. Педагог выставляет все фигурки, малыш смотрит на них, отворачивается. Логопед убирает одну из них, малыш должен сказать, что пропало. Вариант сложнее – фигурки не исчезают, а меняются местами. Тогда ребенку нужно объяснить, что именно изменилось.

4. Моторное планирование – серия целенаправленных последовательных действий. Повторение поз, серии поз.

5. Артикуляционные упражнения. Рекомендуем включать в работу картинки с изображением забора, лошади, чашки и др. во время выполнения артикуляционной гимнастики, связав их в игровой сюжет и наполнив деятельность смыслом. Пример авторской артикуляционной гимнастики в Приложении 2.

6. Ритмическая сторона речи. Работа над понятиями «громко – тихо».

Выстраивание визуально-ритмического ряда: 1-1 (горизонтально, вертикально, по кругу), 2-1, 1-2, 1-1-1. Например: жираф-ёжик-жираф-ёжик, ребенок дальше продолжает ряд самостоятельно, потом ребенок называет картинки (слогом или звукоподражанием) и выполняет определенное движение (на жирафе-пальчик, на ежике-стучим кулачком).

Проговаривание звуков, слогов и чередование их в следующей последовательности: гласные (а-и-а-и…), открытые одинаковые слоги (ба-ба-ба-ба), открытые слоги с одинаковым гласным (ба-ма), открытые слоги с разным гласным (ба-ту), закрытые слоги (ам-ам), слоги со стечением ква-кво.

Работа с ритмической стороной речи может и должна продолжаться на более поздних этапах развития речи. Использование подобных упражнений уместно во время работы над слоговой структурой слова.

7. Сенсорную сторону развиваем с помощью таких заданий: достаем фигурки на ощупь, прячем в крупу, в «волшебный мешочек».

8. Понимание речи. Активизация звукоподражаний: прыг-скок (заяц), фыр-фыр (ежик), топ-топ (жираф), тук-тук (замок), кап-кап (зонтик). Угадывание животного по звуку («голосу»). Дай прыг-скок! Ребенок дает зайца.

9. Развитие слухоречевой памяти. Закрой красной крышкой зайца, а зеленой ежика. Усложнение: можно взять круглые картинки (слова 1 класса слоговой структуры). Закрой красной крышкой лужу, зеленой – усы, а желтой – козу. Что ты сделал? Ребенок проговаривает.

II. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика – инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Предлагаем два варианта пальчиковой гимнастики с движениями, основанными на образах игры «Розовый жираф». Сначала отрабатываются движения, потом подключаются слова.

  1. У зайца День рождения.

Ему на удивление

Жираф с собою приволок

Красивый новенький замок,

А ежик из последних сил

Огромный зонтик притащил.

  1. Умный розовый жираф

Зайцу крикнул: «Ты не прав,

Что замок решил повесить:

Дождик будет – будет плесень.

Нужен зонт тебе теперь –

К ежику беги скорей!»

III Дыхательная гимнастика.

Общие дыхательные упражнения можно организовать с использованием элементов комплекса игр. Их цель – увеличение объема, силы, глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, нормализация ритма дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха.

Тренажеры для дыхания в игровой форме помогут ребенку достичь плавного вдоха, быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.

Первый вариант дыхательных упражнений проводится с помощью фигурок из игры «Розовый жираф». Фигурки нанизываются на нитку, делается дыхательный тренажер.[4]

Второй вариант с помощью карточек из игры «Крышки», закрепленных скотчем на нитки (ленточки) или прикрепленных к цепочкам из скрепок. Также можно расположить круглые карточки на столе (на ладони) и тренировать плавный выдох.

IV. Слоговая структура слова.

Отрабатываем слоговую структуру, добиваемся умения переключаться со слога на слог, параллельно уточняя произношение звуков, работая с вниманием, саморегуляцией и поведением.

Для отработки слоговой структуры слов в Приложении 3 приводится  таблица, где все слова распределены на 14 групп (по А.К. Марковой).

Упражнение на выбор длинных-коротких слов (1-2 слога – короткие, 3-4 слога – длинные).

Распределяем слова на 1-2-3-сложные. Группируем, соотносим с помощью зрительной опоры (с круглыми картинками и без)

V. Развитие фонематических процессов.

Для упражнений используем материалы игры «Крышки».

1. Нажми на красную кнопку (крышку), когда услышишь нужный звук (слог или слово с заданным звуком) среди других.

2. Разложи картинки по крышкам (например, есть звук [С] нет звука [С]).

3. Повтори звуковой ряд (на начальных этапах можно пользоваться зрительной опорой: на каждый звук нажимать на цветную крышку).

4. Определи первый (последний) звук в слове (в качестве зрительной опоры можно использовать крышки.

5. Какими звуками отличаются пары слов: коза-коса, миска-мишка, уши-усы, зуб-суп, забор-собор?

Определи место звука в слове (начало, середина, конец)

6. Определи количество звуков в слове.

7. Определи количество звуков в словах (с крышками до 5)

8. Назови последовательно звуки в слове.

9. Назови третий, четвертый звук в слове (зрительная опора)

10. Сколько слогов в слове?

11. Назови второй слог.

12. Назови слова с 1-2-3-4 слогами.

13. Закодируй слово с помощью цветных фишек (начальный этап звукового анализа и синтеза).

VI. Звукопроизношение.

Материал пособий дает возможность на этапах автоматизации и дифференциации звуков играть в классические логопедические игры:

- логопедическое лото;

- лабиринты;

- «Прятки» или «Секретики» (с крышками вместо окошек);

- четвертый лишний;

- игры-бродилки;

- сортировка.

Правила этих игр приводятся в методической литературе.[5]

VII. Упражнения на развитие лексического строя.

1. развитие ассоциаций. Подбираются следующие картинки: ваза – роза, гроза – зонт, гнездо – сова, автобус – шина, кувшин – чашка, пиджак – шкаф, суп – салфетка, пирожок – ежевика;

2. развитие умения классифицировать предметные картинки по группам с последующим формированием умения объединять предметы в тематические группы («Назови одним словом»). Группы: животные: лошадь, коза, лягушка, ежик, ужи, сова; посуда: миска, чашка, кувшин; растения: роза, желуди, ежевика; одежда: шапка, шарф, пижама, пиджак; еда: суп, пирожок, ежевика, сок; мебель: стул, шкаф;

3. развитие умения исключать лишний предмет из тематической группы («Найди лишний предмет»);

4. развитие умения находить общее в группе предметов («Разложи картинки по сходству») и сравнивать предметы («Найди сходство и отличия»):

шарф – ужи (форма), мешок – шар (форма, размер), ножи – лыжи (форма, размер), роза – знак (цвет), лошадь – коза – чашка (функциональный признак);

5. развитие умения объяснять значение слов («Для чего»);

6. обогащение семантических полей («Что бывает»). Что бывает вязаным, деревянным, колючим, длинным, грязным…?

7. развитие умения называть части предметов («Назови части»);

8. определение предмета по его признакам («Отгадай по описанию»);

9. усвоение синонимов («Найди слова – приятели»);

10. усвоение антонимов («Скажи наоборот»);

11. развитие умения подбирать действия к предметам («Кто что умеет делать?»);

12. развитие умения подбирать предмет к действиям («Кто/что это делает?»).

VIII. Грамматические игры и упражнения.

1. Словообразование существительных:

- развитие умения образовывать уменьшительно – ласкательные формы («Назови ласково», «Уменьши»: гнездо – гнездышко, лошадь – лошадка, зуб – зубик, забор – заборчик, шарф – шарфик, усы – усики, ваза – вазочка и т.д.);

- развитие умения образовывать название детёнышей (заяц – зайчонок, медведь – медвежонок, еж – ежонок, сова – совенок, лягушка – лягушонок, лошадь – жеребенок, коза – козленок, уж – ужонок, мышь – мышонок).

2. Словообразование глаголов:

- соотнесение глаголов с существительным: прыгает, идет, едет, растут, бегает, скачет, летит, ползет;

- развитие умения образовывать глаголы совершенного вида (лягушка прыгала – допрыгала, коза шла – пришла, автобус ехал – приехал, усы росли – выросли, мышь бежала – прибежала, лошадь скакала – прискакала/доскакала, жук полз – приполз…) и несовершенного вида.

3. Словообразование прилагательных: развитие умения образовывать качественные прилагательные («Сравни предметы»). У лошади ноги длинные, а у мышки…, у зайца хвост короткий, а у мышки…

4. Работа над изолированным словоизменением, словоизменением в словосочетаниях, предложениях: развитие умения образовывать и использовать формы существительных. Отработка падежей одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Это кто/что? Заяц. Зонтик. (Им.п.)

Нет кого/чего? Зайца. Зонтика (Р.п.)

Подарок кому/чехол к чему? Зайцу. Зонтику (Д.п.)

Вижу кого/что? Зайца. Зонтик (В.п.)

Играю кем/чем? Зайцем. Зонтиком (Т.п.)

Мечтаю о ком/о чем? О зайце. О зонтике (П.п.)

5. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы глаголов («Чем можно?») Салфеткой можно… Зонтиком можно… Шарфом можно… Ножом можно… Супом можно… Шариком можно…

6. Развитие умения образовывать и использовать формы прилагательных («Какой это предмет?») Шар большой – мешок больше, ножи длинные – лыжи длиннее и т.д.

7. Развитие умения понимать и употреблять предлоги  («Что где находится?»)

Коробка, карточки и предметы игры «Розовый жираф» позволяют развивать понимание и обыгрывать употребление предлогов в речи.

Начинаем с фигурок. Кладу зайца в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, достаю из коробки, ставлю у коробки, держу над коробкой. Заяц выскакивает из-за коробки и выглядывает из-под коробки.

После этого можно переходить к работе с карточками. Искать, где изображены персонажи игры.

8. Игры, направленные на развитие умения согласовывать части речи в роде, числе, падеже («Найди  по цвету»).

Пример. Найди розового жирафа. Кого ты нашел?

Кому мы дадим ежевику? Розовому жирафу и т.д.

9. Согласование существительного с числительным.

В качестве зрительной опоры для обозначения количества могут использоваться крышки: один заяц, 2-4 зайца, 5 зайцев.

IХ. Развитие связной речи.

1. развитие умения формировать нераспространённые предложения  («Подбери действие»);

2. развитие умения формировать распространённые предложения из 3-4-х слов  («Исправь ошибки»);

3. развитие умения пересказывать простой текст со зрительной опорой («Послушай и перескажи»);

4. развитие умения составлять рассказ по опорным словам. В качестве опорных слов удобно использовать круглые картинки из игры «Крышки».

5. Фразовый конструктор.

Каждая цветная фишка отвечает за определенную часть речи или (более простой вариант) фиксирует новое слово в предложении. Красная крышка – глагол (что делает?). Зеленая – предлог (маленькое слово). Синяя – существительное. Желтая – наречие. Оранжевая – прилагательное.

Используются фигурки из «Розового жирафа».

Например: Заяц проснулся. Заяц быстро скачет по узкой тропинке.

Таким образом, я показала достаточно широкие возможности применения игр из комплекта по различным направлениям работы логопеда над компонентами речи. Родители также смогут использовать данный материал, опираясь на рекомендации.


3. Рекомендации по использованию игр на дистанционных занятиях

Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы, а в условиях дистанционного обучения — как основные, становясь неотъемлемой частью образовательного процесса.

Не буду отдельно останавливаться на особенностях дистанционной формы работы. Но, безусловно, нужно сказать, что дистанционный характер работы логопеда имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Предложенные материалы могут послужить базой для создания дистанционных логопедических заданий.

Примеры логопедических упражнений на основе авторских материалов игр представлены ниже:  

1) презентация с заданиями для включения элементов наработок в онлайн занятия (при необходимости). Ряд игровых упражнений я представила на примере одного онлайн-занятия;

2) электронные части пособий для самостоятельного распечатывания и последующего проведения занятий через любую известную платформу (Skype, Zoom, WhatsApp и др.), для использования в качестве заданий;

3) видео-инструкция логопеда, примеры выполнения упражнений для отработки дома.

Обращаю внимание, что набор презентаций можно расширить по желанию педагога. В настоящей главе описаны лишь некоторые варианты игровых логопедических упражнений, уместных для организации дистанционной работы.


4. Апробация игр и ее итоги

По итогам апробации можно сделать следующие выводы:

1. Материальное наполнение комплекса игр привлекательно для детей, вызывает желание трогать, манипулировать, стимулирует речевую продукцию, речевое развитие.

2. Рисунки понятны детям.

3. Игры действительно можно комбинировать, включать в разные упражнения, использовать на разных этапах логопедической работы.

4. Задания предполагают возможность усложнения, повторения на новом уровне.

5. Не все описанные игровые возможности пособия удалось проверить на практике, автору предстоит дальнейшая апробация и поиск расширения, дополнения заложенного потенциала комплекса игр.  

В заключение хочется отметить несколько основных положений.

Проанализировав научно-теоретические основы изучения дидактических игр, различные определения, классификации, я выявила наличие различных оснований для разграничения видов игр (по характеру используемого материала, по характеру игровых действий, по познавательному интересу, одновременно по нескольким основаниям).

Несмотря на отсутствие логопедических игр в данных классификациях, мне близка позиция об уместности использования данного понятия в педагогической практике как достаточно емкого, дающего ориентир на целевое использование того или иного пособия.

В практической деятельности учителя-логопеда игры занимают значимое место, поскольку формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка происходит именно в игре.

Мною были созданы две логопедические игры «Розовый жираф» и «Крышки», представляющие собой комплексное пособие. На реализацию материальной части пособия был потрачен достаточно большой ресурс времени, так как в играх имеют место только аутентичные фигурки и рисунки (работа по созданию макетов, иллюстраций, печати, окраски и пр. была проведена автором проекта и его помощниками на добровольных началах).

Основные правила игр базируются на правилах оригинальных немецких игр «Geistesblitz» и «Nanu?», но имеют значительные отличия (набор персонажей, количество карточек изменены автором работы с учетом дидактических и коррекционных целей).

Я сформулировала рекомендации по различным направлениям использования игр на занятиях со специалистом (учителем-логопедом) в зависимости от коррекционных задач, родителям также может быть интересен и полезен данный материал.

В современных условиях нельзя обойти вниманием возможность дистанционной работы учителя-логопеда, поэтому также приведены некоторые рекомендации по использованию игр на дистанционных занятиях.

Результаты апробации говорят в целом о положительном опыте использования игр. Несомненно, эту работу стоит продолжить.


Список литературы

  1. Бумаженко, Н.И. Дидактические игры как основа формирования учебной деятельности детей 6-летнего возраста: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: ВГУ / Н.И. Бумаженко. –Витебск, 1998. – 113 с.
  2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: Детство-Пресс, 2011. – 240 с.
  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.
  4. Гаврилова А. С, Шанина С. А., Ращупкина С. Ю. Логопедические игры М.: ООО «ИКЦТ «Лада», 2010. – 168 с.
  5. Дергачева Л.М. Дидактическая игра как один из наиболее эффективных способов организации учебного процесса / Л.М. Дергачева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : сб. тезисов. – М. : Первое сентября, 2004. – С. 78.
  6. Дергачева Л.М. Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов / Л.М. Дергачева // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. – 2005. – № 2 (5). – С. 39-43.
  7. Дистанционное обучение с увлечением Елхова И.В. [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/user/164299/page/distancionnoe-obuchenie-s-uvlecheniem
  8. Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти :Изд-во ТГУ, 2015.
  9. Как логопеду работать онлайн? Шамардина А. [Электронный ресурс]. – URL: https://shamardina.ru/articles/kak-logopedu-rabotat-onlayn
  10. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  11. Косинова Е.М. Уроки логопеда: Игры для развития речи. – М.: Эксмо, 2011. – 192 с.
  12. Лексико-грамматические игры. Ментюкова Е.С. [Электронный ресурс]. – URL: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/logopediya/leksiko-grammaticheskie-igry-1186652
  13. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т. Б.]. – изд. 2-е, исправ. и доп. М., : Эксмо, 2018. - 608 с.
  14. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59–70.
  15. Миккоева Н.В. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Санкт-Петербург, 2015 г. – 324 с.
  16. Рысьева Т.Г. К вопросу о классификации дидактических игр /Т.Г. Рысьева // Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы: сб. научн. тр. Вып. 2. – Москва: Сигнал, 1999. – С. 83–86.
  17. Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с РАС. – М.: Редкая птица, 2019. – 80 с.
  18. Скворцова И.В. Логопедические игры. – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2015, 128 с.
  19. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32 с.
  20. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.
  21.  Шарапова О.А., Пашина С.А., Косычева Л.Г., Ревкина Е.В. Речевые игры и упражнения для автоматизации и дифференциации звуков речи: Учено-методическое пособие / Под науч. ред. О.В. Елецкой. – М.: Редкая птица, 2019. – 96 с.

Приложение 1. Перечень карточек к игре «Крышки»

ж

з

ш

с

1.        желуди

2.        жук

3.        лужа

4.        ужи

5.        ежик

6.        ножи

7.        лыжи

8.        пирожок

9.        журнал

10.        ежевика

11.        пиджак

12.        пижама

1.        зуб

2.        зонтик

3.        коза

4.        роза

5.        забор

6.        гнездо

7.        заяц

8.        ваза

9.        изба

10.        пазлы

11.        гроза

12.        знак

1.        шкаф

2.        мешок

3.        уши

4.        шапка

5.        шарф

6.        кувшин

7.        чашка

8.        шар

9.        шина

10.        лошадь

11.        лягушка

12.        мишка

13. хлопушка

1.        коса

2.        стул

3.        миска

4.        роса

5.        автобус

6.        мост

7.        собор

8.        усы

9.        суп

10.        сова

11.        салфетка

12.        крыса


Приложение 2. Авторская артикуляционная гимнастика

Стоял заборчик у дороги,

А за забором – вот дела! –

«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Одна, без шума и тревоги,

Без страха розочка цвела.

Упражнение «Трубочка» = «Розочка» (губы, как бутон у розы).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Вот мостик длинный через речку

Построен прочно, на века.

Упражнение «Мостик». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Лошадке юной и беспечной

Там очень нравилось скакать.

К реке спустилась наша лошадь

Упражнение «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

И, в чашечку набрав воды,

Пошла тихонько, осторожно

Полить любимые цветы.

Упражнение «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.


Приложение 3. Классификация слов пособия (по А.К. Марковой).

1

2

3

4

5

6

7

лужа ужи ножи

лыжи

коза

роза   ваза

уши шина сова

усы

роса

коса

желуди пижама

жук

суп

шар

забор заяц

лошадь собор

мешок

ежик

изба

мишка

пазлы

чашка

миска

шапка

журнал пиджак зонтик кувшин

крыса

гроза

пирожок

8

9

10

11

12

13

14

лягушка

автобус

салфетка

знак шкаф

стул

мост

шарф

гнездо

хлопушка

ежевика

Приложение 4-5. Логопедические игры «Розовый жираф» и «Крышки»


[1] См. Приложение 1.

[2] Артамонова Н.В. Сигматизм 2020 – URL [Электронный ресурс] // https://www.krasotaimedicina.ru/symptom/speech-distortion/lisping

[3] Автор термина Азова О.И.

[4] Фото в Презентации.

[5] Гаврилова А. С, Шанина С. А., Ращупкина С. Ю. Логопедические игры. – М.: ООО «ИКЦТ «Лада», 2010, 168 с.; Скворцова И.В. Логопедические игры ОлмаМедиаГрупп, 2015, 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские дидактические игры по народной культуре

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются авторские дидактические игры по русской народной культуре. Где дошкольники знакомятся с русским народным костюмом различных губерний, видами росписи.......

Авторская лого игра "Рычащий поезд"

Дидактическая лого игра «Рычащий поезд» Автор Марина Александровна Кулакова, учитель-логопед Цель игры Автоматизация звука [Р] на уровне слова (в разных позициях) ...

Авторская логопедическая программа "Готовим руку к письму".

Программа адресована ученикам 1 класса, проходящим адаптационный период. Будет полезна как самостоятельный курс по развитию графо - моторных навыков, можетвходить в состав комплексных занятий для дете...

Авторское логопедическое пособие "Гусеница"

Авторское логопедическое пособие "Гусеница":- проведение в игровой форме артикуляционной гимнастики с детьми;- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах;- дифференциация смешиваемых звков;- ф...

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...

Авторский материал "Логопедические игры с использованием прищепок" презентация (часть 1)

В презентации подобраны игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста....

Авторский материал "Логопедические игры с использованием прищепок" презентация (часть 2)

В презентации представлены игровые упражнения для детей 4-7 лет....