Час общения Ставим условие – долой сквернословие!
классный час

Якуба Анна Георгиевна

 

Час общения

 

Ставим условие – долой сквернословие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya_doloy_skvernoslovie.doc63.5 КБ
Office presentation icon virus_skvernosloviya.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:

                        ГБОУ школа-интернат г. Отрадный

Час общения

Ставим условие – долой сквернословие!

                                                                   Воспитатель: Якуба А.Г.

                                                                          .

Час общения.

Ставим условие – долой сквернословие!

«С языком, с человеческим словом,  с речью

безнаказанно шутить нельзя; словестная речь

человека – это видимая, осязаемая связь, союзное

звено между телом и духом»

Владимир Даль

Цель:    формирование навыков культуры общения, профилактика сквернословия.

Задачи:

Обучающие:

  • показать пагубное  влияние  сквернословия на внутренний мир человека;
  • информировать детей о последствиях употребления  нецензурных слов, об их разрушающем воздействии на здоровье человека;
  • учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Развивающие:

  • развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к  русскому языку, русской речи.
  • повышать общую языковую культуру обучающихся.

Оборудование и оформление:

  • мультимедийный проектор, презентация;
  • картинки и плакаты с пословицами

Используемые технологии:

Игровые, здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные.

Методы:

Наглядный, словестный, практический.

Приёмы:

Эмоциональный настрой, показ и просматривание иллюстраций, беседа, игра, пояснения, рефлексия.

Форма занятия:

Час общения.

Вступительное слово воспитателя.

Сегодня, как ни странно, мы будем говорить о здоровье. О таком серьёзном заболевании, как «капролалия». Это тяжёлое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последние годы люди совершенно сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но о самом заболевании мы поговорим немного позже. Послушайте стихи А. Ахматовой, написанные в начале 20 века.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней царственное слово.

Царственное слово – самое долговечное на земле.  Не только Анна Ахматова обожествляла слово, его всегда считали чем-то таким, что дано от бога. Ведь ещё в Библии сказано: «Вначале было слово.  И слово было у Бога.  И слово было Бог».

Но иногда мы много говорим просто так, ни о чём, ведём праздные разговоры.  Подберите слова - синонимы о пустопорожних разговорах: празднословие, пустословие, суесловие.

- Вспомните пословицы о том, что если не знаешь о чём говорить, то лучше помолчать? ( Слово серебро, а молчание – золото. Не торопись языком – торопись делом. Кроткое слово гнев побеждает.) Говорить ни о чём – это тоже своего рода заболевание, зависимость).

          Русский язык как никакой другой – самый богатый на слова. У нас в запасе огромное количество слов. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием?

 А Ахматова.

Мужество.

Мы знаем, что нынче лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

 И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки.

Эти строки родились в годы ВОВ, когда нашей армии ценой больших потерь и огромных усилий удалось отбросить фашистов от Москвы. И тогда для Ахматовой, как и для любого русского человека, главным было – сохранить русский язык, русскую речь, а значит, и сохранить русский народ, русскую культуру, русскую историю. С тех прошло  75 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что нам не стыдно передать его будущим поколениям? Судя по тому, как говорят подростки, мы завета не выполнили.

В русском языке есть слово  сквернословие. Оно близко по значению со словами: празднословие, пустословие, потому что это слова, которые ничего не выражают и не несут никакого лексического значения. В. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: « мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное. Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Гнилое слово оскорбляет самое святое – мать»

Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Брань рассматривалась как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульникам. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. Все знали, что детей нельзя бранить матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя, потому что бесы будут жить в этом доме. Нельзя ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки, озера – водяной обидится. Оставалось одно место – поле.

-Какое выражение пошло отсюда? («ПОЛЕ БРАНИ»)

Мы, русские люди, вообще очень странно относимся к словам. Верим в заговоры, перед экзаменом или другим ответственным делом непременно надо услышать «ни пуха, ни пера». А вот верить в то, что дурное слово, сквернословие разрушает изнутри – отказываемся.

Вадим Шефнер

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Последняя строка стихотворения, наверное, наиболее точно передаёт силу слова.

- Вспомните о заболевании, о котором я сказала в начале нашего часа общения. О заболевании, которым сейчас страдают многие.  КОПРОЛАЛИЯ. Название это происходит от греч. «копрос – кал», «лалия – речь». Так в медицине называют влечение к нецензурной брани без повода, просто так, у кого бранные слова для связки слов в предложении. Так чем же наполнена речь человека, который выражается нецензурно?

Информационный блок.

Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено и запрещено.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли добрые, ласковые слова,  молитвы, классическую музыку. На другие – матерщину. В результате «несчастные» обруганные растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили с водой. Вода, заряженная молитвой, становилась целебной, святой.  Вода, на которую лилась матерная брань, становилась ядовитой.  Некоторые учёные утверждают, что опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает «выпускать пар», гасит желание бить морду. Но и они признают, что мат – обоюдоострое оружие: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: « Гнилые слова – от гнилого сердца» Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, способным на дурные поступки.

Ведущий 2. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, наркотической зависимостью, никотиновой. В этом процессе наблюдается три стадии:

- человек впервые слышит нецензурное слов, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость:

- человек впервые употребляет такое скверное слово за компанию, для разрядки, для напускной удали;

- человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно его употреблять. В дальнейшем человек употребляет эти слова,  не замечая, что это мат. Он говорит так же, как слова мама или папа.

Мат, нецензурные слова, грязные, оскорбительные слова  - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас их мы слышим на улице, во дворе, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: « Нет ничего заразнее слова».

Воспитатель:

Слово заразно, и мат в наше время, как вирус, распространяется очень быстро и проникает действительно во все слои общества. Итак, вы познакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю немного поговорить и высказаться.

- Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым)

- Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему они вредные (грызть ногти, курить, плеваться, чавкаться, рыгать и т.д.)  Всё это или приносит вред здоровью или характеризует человека как человека с низкой культурой, неприятного.

- Согласны ли вы с тем, что нецензурная брань может вызывать зависимость?

- Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Трудно ли вам обойтись без мата?

- Считаете ли вы, что наркотики, алкоголь, мат помогают расслабиться или есть альтернативные способы? (туризм, музыка, хобби, спорт)

Мат отрицательно влияет не только на тех, кто говорит, но и на тех, кто слушает его. ( Как и курение) Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, штрафовали от 500- 1500 рублей. Штрафов насобирали уже около 1,5 миллионов рублей. Часть суммы идёт на зарплату тем, кто задержал нарушителей. Активистами выступили студенты, журналисты. Они и придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама.

 Например: Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться.

                    Наше условие – долой сквернословие.

Давайте и мы попробуем составить лозунги из слов, которые даны на доске. ( мат-ад, богат – девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться, добиться, злиться, больница, лечиться)

Кто использует мат – тот умишком не богат.

Мат – дорога в ад.

Мат уродует девчат.

Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

Мат – это ядов концентрат!

В нашей группе  мы найдём управу на словесную отраву!

В нашем языке есть слова, которые мы не назовём матом, но это тоже бранные слова, которые несут огромную негативную информацию.

Например «мерзавец» - от слова мёрзлый, замёрзший, холодный, безжизненный. Бог есть огонь, который согревает сердце, а сатана – вечный холод, леденящий душу. Мерзавец – человек, в котором нет бога.

Слово стерва – падаль, гниющее мясо.

Негодяй, кажется безобидным словом. Означает негодный, испорченный. Жизнь- это работа над тем, чтобы быть угодным богу. Негодяй – негодный, неугодный богу, то есть отверженный.

Дурак – означает бурный, неспокойный, бушующий. Оно противоположно слову мир. Демон – мятежный дух, будучи духом зла, он не знает покоя. Поэтому «дурак» означает «будь лишённым мира в этой и в будущей жизни»

Архимандрит Рафаил в книге «Тайна спасения» пишет: «Слова не исчезают бесследно, поэтому квартира, в которой постоянно слышится брань и сквернословие, в духовном отношении похожа на общественный туалет, который никогда не убирается»

 Итак, матерные слова действительно несут энергетическую силу, которая с годами укореняется, усиливается. Просмотр фильма.

Наш народ образован, талантлив, но ему, видимо, нравится жить в туалете. Нам всем, наверное, надо прислушаться к библейской мудрости: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове».

 М. Матусовский.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Сформулируйте своё мнение о том, что такое мат?

 Я начну: Мат – это удел неудачников, неуверенных в себе людей и неуравновешенных.

А сейчас представьте себе, что президент Росси поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия». Какие бы пункты вы включили в эту памятку. Обсудите в парах и запишите.

Психологи утверждают, что достаточно в такой памятке 4 пунктов.

  1. Перестать ругаться самому, выработать у себя брезгливость и отвращение к бранным словам.
  2.  Избегать общения с людьми, употребляющими бранные слова.
  3. Читать русскую классическую литературу.
  4. Произносить больше добрых слов.

Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Фронтальная беседа по занятию, вопросы воспитателя.
  • Что нового узнали на занятии?
  • Рефлексия «Заверши фразу»

-мне особенно понравилось…

-во время беседы я задумалась о…

-я научилась…

-было трудно…

-я смогла…

-было интересно узнать, что...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вирус сквернословия. Можно ли найти лекарство? Час общения ГБОУ школа-интернат г. Отрадный Якуба А.Г.

Слайд 2

ПЛАН: Причины и факторы проявления «вируса сквернословия» Нравственно-этическая сторона сквернословия как антидот. Общественное порицание как профилактическая прививка. Рекомендации - как лекарство от «вируса»

Слайд 3

Ненормативной лексикой пользуются все – только культурные и сдержанные это делают про себя.

Слайд 4

Нецензурная речь, сквернословие. Что это? Нецензурная речь, сквернословие – речь, наполненная гнусными, непристойными словами. (толковый словарь Ожегова)

Слайд 5

Зачем говорят непристойности? оскорбить, унизить, опорочить (при эмоциональном взрыве, напряжении); сигнализировать о собственной принадлежности к определенной социальной группе; продемонстрировать неприятие социальных запретов, табу; показать свою свободу, раскованность; усилить эмоциональность речи; снять психологическое напряжение.

Слайд 6

Проявление сквернословия: Привычное сквернословие (свойственно людям с невысоким уровнем культуры) Инструмент намеренного эпатажа (вызов обществу, стремление нарушить общепринятые правила, выйти за рамки, произвести впечатление, запомниться) Аффективное сквернословие (бурное выражение эмоций)

Слайд 7

Кто употребляет ненормативную лексику?

Слайд 8

Нравственно-этическая сторона сквернословия как антидот

Слайд 9

Что же несут в себе понятия – сквернословие или срамословие? «Срам» - стыд, позор, поругание, бесчестье, поношение. «Скверна» - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, гниль, тление и т.д.

Слайд 10

«СКОТИНА» Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключительно домашние животные, а спустя века – люди… «НЕГОДЯЙ» Это не бранное слово, а «рекрут, не пригодный к воинской службе». «ИДИОТ» Слово пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Так стали называть любого некрещёного. Но язычники в долгу не остались, назвали христианина «КРЕТИН» «СВОЛОЧЬ» В древнем русском языке называли людей, которые собрались (то есть сволоклись) в какое-то определенное место. Это слово – однокоренное со словом «волость». Так называли древнерусских фермеров, то есть тех, кто покидал общину ради частного землепашества «ИЗВЕРГ» Что бы это означало?

Слайд 11

Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Татаро-монгольское происхождение - несостоятельная гипотеза Корни этого явления уходят в языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам.

Слайд 12

Существовало понятие «поле брани». Русский человек никогда не ругался дома, чтобы не привлекать нечисть, а выходил в поле.

Слайд 13

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание розгами. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. В 19-м веке матерщинников ставили на одну доску с безбожниками и анархистами .

Слайд 15

Наказание в современном обществе.

Слайд 16

Русский язык велик и могуч – это мы помним с детских лет, но забываем другое: он ещё и живой. Слова приходят и уходят, меняют значения порой до неузнаваемости. Когда кто-то пытается оскорбить вас словом, просто пожалейте этого невежу или невежду в одном лице: не ведает он, что говорит!

Слайд 17

Рекомендации по профилактике сквернословия Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений. Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж достойного и уважаемого человека. Уметь культурно отдыхать, владеть приемами снятия психологического напряжения. Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии. Научиться просить прощения, прощать самому. Тренироваться в красивой и вежливой речи. Подобрать литературные выражения для использования в критических ситуациях. Постоянно заниматься самосовершенствованием. Читать хорошую литературу. Быть разборчивым в выборе друзей. Искренне любить людей и бояться их обидеть.

Слайд 18

И в заключении… … И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. (И. А. Бунин)

Слайд 19

Используемая литература и интерент-источники Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 - № 20. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4. Кравцова М. Плохие слова // Школьный психолог. – 2004 – № 15. http://www.ocha.ru/kratko/17 http://www.vitamarg.com/article/vliynie/404-vliynie-mata-na-cheloveka http://www.zdorovuchka.ru/psihologiya-zdorovya/borba-so-stressom/85-vliyanie-slova-na-zdorovie.html http://festival.1september.ru/articles/579264/ http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206 http://midi.ucoz.ru/publ/2-1-0-26 http :// www . magik . ru / s 68. asp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"

Час общения, посвященный проблеме сквернословия. В наше время нецензурная речь приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Задача учителя не н...

Внеклассное мероприятие "Наше условие- долой сквернословие"

Цель занятия: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций подростков 13-16 лет (с опорой на цивилизо...

"Ставим условие:Долой сквернословие"

На сегодняшний день очень остро стоитпроблема  сохранения русского литературного языка. На протяжении многих веков наши предки, несмотря на все трудности,  старались передать потомкам эту гл...

Ставим условие: долой сквернословие!

Сценарий  часа общения, посвященного профилактике вредных привычек для учащихся 5-9 классов....

Методическая разработка открытого мероприятия «НАШЕ УСЛОВИЕ - ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ»

Пояснительная записка.Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным, в дальнейшем человек уже начинает мыслить на м...

Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"

Классный часСтавим условие: долой сквернословие!Час общения, посвящённый проблеме сквернословия. От гнилого сердца и гнилые словаРусская пословица. Основная задача: убедить детей в том, что ...