Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта
статья

Каюмова Светлана Юрьевна

В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каюмова Светлана Юрьевна

учитель - логопед

КОУ «Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Нефтеюганск

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.

Ключевые слова, социализация, адаптация нарушение интеллекта, коммуникативные навыки        

 На сегодняшний день вопросы  обучения и социализации у детей  с нарушением интеллекта вызывают особый интерес у специалистов.

Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

Обучающиеся  коррекционной  школы в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни ничтожно мало. В связи с этим особенно велика роль специального организованного обучения и воспитания, осуществляемого в школе-интернате. Оно даёт учащимся определённый круг знаний, практических и трудовых навыков, что позволяет успешнее находить своё место в социуме. Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

В нашем образовательном учреждении учителями-логопедами, психологом и дефектологом, а также другими специалистами был проведён эксперимент на тему: “Формирование коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта”, где особое внимание уделялось изучению речевого общения и развитию коммуникативных навыков, в том числе и на логопедических занятиях.

Для достижения намеченной цели были определены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

- провести обследование речевого развития детей;

- определить уровень речевой коммуникации в начале и конце учебного года;

- подобрать игры и упражнения для развития коммуникативных умений, а также включить их в занятия по коррекции речи.

Для эффективного решения поставленных задач педагогическую деятельность построили в соответствии с личностно-ориентированным и деятельностным подходом.

Личностно-ориентированный подход.

- учет индивидуальных и возрастных особенностей;

- опора на положительные качества личности ребенка;

- подкрепление индивидуальных успехов.

Деятельностный подход.

- мотивация деятельности, направленной на сотворчество;

- социальная значимость выполняемой деятельности;

- результаты совместной деятельности.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям обучающихся.

Программные задачи реализовались нами при помощи дидактических игр и упражнений, ролевых игр, творческих игр и в проведении различных экскурсий направленных на общение с посторонними людьми. Использование основного метода формирования коммуникативных умений происходило с помощью дидактической игры и выбор этот не случайный, т.к. у обучающихся с нарушением интеллекта только в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, ставили бы обучающихся в такие условия, когда у него возникало желание самостоятельно высказаться, поделиться впечатлением.

    Задания многих игр на логопедических занятиях предполагает сотрудничество обучающихся: совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом взаимный контроль, оценка действий, решений сверстников усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность, речевую активность. На занятиях посвящённых эмоциональному состоянию человека приходится решать задачи по развитию коммуникативных навыков: развитие личностного общения, умения проявлять внимание к чувствам и желаниям других людей. В игровых заданиях, формирующих толерантное отношение друг к другу: “Какие мы разные”, “Лицом друг к другу”, “Возьмёмся за руки друзья”, “Винни Пух и все, все, все” дети учатся речевому и личностному общению, отрабатывая навык построения предложения, связного высказывания, использования различных типов связи.

Картотека игр:

Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Группа обучающихся участвуют в пресс–конференциина любую тему (например:«Твой выходной день», «День рождения друга», «Экскурсии по городу»Один из участников пресс-конференции гость (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на вопросы обучающихся.

Интервью

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Группа обучающихся из двух человек. Один из обучающихся задает вопрос, а другой отвечает на любую тему, (например «Какая  ваша  будущая профессия?»,  «Какие достопримечательности   города вы знаете?»,   «Как вы представляете будущие?»,
 «Если бы вы могли быть невидимкой, куда бы вы пошли?»).

Пойми меня
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Обучающийся выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.

Позвони другу
Цель: развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора». Водящий на кого покажет,тот  должен «позвонить» и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Обучающимся предлагается разыграть ряд ситуаций.

1. Два мальчика поссорились –помири их.

2. Ты очень обидел своего друга или подругу – попробуй попросить у него или у нее прощения, помириться с ним.

3. Устраиваюсь на работу.

4. Ты пришёл на  работу - познакомься с коллегами,  расскажи о себе.

5. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

6. Ребёнок плачет – успокой его.

7. Знакомство на улице  

8. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату

9. Не согласен с оценкой за предмет.

Магазин

Цель: развивать умение говорить о своих намерениях.

учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.

- В игрушечном магазине  продавец по описанию  продает  вам игрушку, на практике педагог  обучает общению в общественных местах.

Таким образом, Использование дидактических ролевых, творческих игр  способствуют  дальнейшей  социальной адаптации. Правильная речь является залогом успешного функционирования в социуме. А условием успеха выступает согласованная работа всех специалистов: учителя-логопеда, педагога -психолога, учителядефектолога, учителей школы и воспитателей, медицинского работника,

Список используемой литературы

1. Н.Г. Андреева “Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников” - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

2. Васильева С., Соколова Н. “Логопедические игры” М.; Школьная пресса, 2001.

3. Выготский Л.С. “Игра и её роль в психическом развитии ребёнка” Вопросы психологии №6 – 1996.

4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. “Формирование связной речи у детей-олигофренов”. – М., 1970.

5 Л.Н. Ефименкова “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

6. Мазанова Е.В. “Коррекцияакустическойдисграфии” – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

7. Максаков А. И., Туманова Г.А “Учите играя” - М,: Просвещение 1979.

8. Петрова В.Г. “Развитие речи учащихся вспомогательной школы”. – М.,1977 год.

9. Селевёрстов В.И “Речевые игры с детьми” - М.; 1994.

10.Ястребова А.В. “Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ” - М.: АРКТИ, 1997.

11.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.:. ВЛАДОС, 2006.

12 Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга.для логопеда. — М.: ВЛАДОС, 1998. С.224.

13.Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 11.С.47-55.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».

В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...

"Интерактивные методы и приёмы в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта"

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны ос...

Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта

Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.Ключевые слова, социализация, ад...

Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.

В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...

Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...

Статья "Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта"

Из опыта работы: в данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта...