Формирование навыков грамотного письма у детей с нарушением интеллекта.
материал по русскому языку на тему

Незванова Анна Васильевна

Доклад на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У ДЕТЕЙ                                .                         С НАРУШЕНИЕМ  ИНТЕЛЛЕКТА.    

 

Так как число детей  с нарушением интеллекта  постоянно растет, то проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Современное образование предусматривает:                максимально раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных потребностей ребенка, устранение разрыва  между моментом определения первичного отклонения в развитии и началом целенаправленного обучения, расширение временных границ специального  образования, нижняя граница - первые месяцы жизни, верхняя граница - вся жизнь, создание для таких детей специальной  коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.         Особое место в обучении наших детей занимает коррекция нарушения речи. Как правило, у них страдает как устная, так и письменная речь: они затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями, у них недостаточно сформированы все этапы речевой деятельности.                                                                                                   Целью коррекционной работы на уроках русского языка  является активное овладение навыками грамотного письма. Для достижения этой цели перед нами, учителями – словесниками, стоят следующие задачи:                                                                  1. Учить учащихся писать грамотно, аккуратно в соответствии с ранее усвоенными знаниями по грамматике и правописанию.                                           2. Добиваться правильного  и последовательного выражения своих мыслей в устной и письменной форме.                                                                                                                                                                                                                                                                                             3. Продолжать работу над  расширением и активизацией словаря.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   4. Учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений.                                                                                                                                                                        5. Совершенствовать умение пользоваться связной и письменной речью.                                                                                       Так как наши дети чрезмерно утомляемы, медлительны, урок я начинаю с психогимнастики, которая направлена на обучение элементам техники выразительных движений, эмоций  и на приобретение навыков в саморасслаблении. С помощью нее удается установить в классе доброжелательные отношения, положительно настроить на работу даже тех учащихся, которые явились на урок в подавленном настроении.                                        Чтобы у детей развивалась орфографическая зоркость, зрительная память, внимание и сглаживались дефекты логического мышления, практикую в своей работе зрительные диктанты. Подбираю предложения так, чтобы они соответствовали теме , времени года, возрасту учащихся и т. д.                                                                    Пришла зима. Выпал пушистый снег.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Учащимся предлагается внимательно прочитать текст, написанный на доске, проанализировать, затем он закрывается, пишется под диктовку в тетрадях и проверяется.                                                                                                                               Для формирования языковых обобщений в области фонетики и морфологии, развития слуховой памяти и повышения речевой активности на уроке применяю  скороговорки типа:                                                                                                                                                                             Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          А вот белка не бела, белой даже не была.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Проговариваем ее несколько раз хором, разбираем по членам предложения, по частям речи, находим изученные орфограммы, производим фонетический  разбор слов, затем она закрывается, дети записывают ее по памяти в тетрадях. Слабым учащимся предлагаю упрощенные варианты.                                                                                                                                                                                     Самыми сложными, пожалуй, для наших учащихся являются морфологические написания, косвенно - проверяемые произношения (это правописание безударных гласных, звонких и  глухих согласных, непроизносимых согласных и т. д.). При применении  правил на эти темы даю следующие задания:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            1. Правильно подобрать родственные слова.                                         2.Выбрать из них проверочные.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   3. Произнести проверочные слова, выделив искомый звук.                                                                                                                                                                                                         4. Правильно обозначить его буквой в проверочном слове.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Знакомство с любым орфографическим правилом начинаю с проблемной ситуации, видимость поиска поддерживается в игровой ситуации – это активизирует мыслительную деятельность учащихся и пробуждает интерес к орфографическому материалу , при  этом он должен быть интересным и доступным. Очень важно научить учащихся видеть в тексте слова на изученное правило, выделять изученные орфограммы, постепенно усложняя задания и предупреждая ошибки на пройденные правила.  Для этого на уроках дети обводят орфограммы цветным карандашом , многократно повторяют это слово, работаем с таблицами, проводим дифференциацию орфограмм. Для развития самоконтроля детям предлагаются специальные дополнительные приемы, это:                                                                                                                                                                                                                                                                                               1. Сигнализация (на доске пишется начальная форма частей речи и при написании диктанта дети контролируют себя с помощью этих слов).                                                               2. Сообщение о  количестве орфограмм на определенное правило. ( Дается задание найти слова, выделить соответствующие орфограммы и доказать данное написание правилом).                                                                                 3. Определение орфограмм на указанное правило.  ( Учащиеся сами подсчитывают количество отмеченных орфограмм, затем сверяют с данными учителя).                                                                                                                     4. Выделение орфограмм в тексте и объяснение, почему она выделена.                                            Такие задания даются для самостоятельной работы, в случае затруднения оказывается стимулирующая, направляющая и обучающая помощь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           На уроках обобщающего повторения и закрепления применяется фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельные работы, а также нестандартные формы: тесты, опросные листы, таблицы и т д. Материал к урокам подбирается большой и разнообразный формы работы чередуются, виды заданий меняются.                                                                                       Это:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        1. Списывание с различными заданиями.                                                             2. Работа со словосочетанием.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  3. Составление предложений по схемам.                                                              4. Работа с деформированным текстом.                                                                    5. Творческие и выборочные диктанты, изложения и сочинения с грамматическими заданиями и т. д.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Для поддержания интереса к учению и выявлению способностей каждого учащегося практикую опросные листы и тесты.                                                                                                                              Опросный лист на дифференциацию приставки и предлога:                                                                                                                                                             1. Что такое приставка?  2. Что такое предлог?                                                                                                               3.Как отличить приставку от предлога? Почему их можно спутать?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      4. Как пишется приставка со словом., предлог со словом?                                                                                                                           5. Как найти и обозначить приставку в слове?                                                                                                                                                                 6. В какой части речи бывают только  приставки и не бывает предлогов?                                                                                         Тест (правильный ответ обвести кружком)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    1. Что обозначает имя прилагательное?                                                                                                                                                                                                                              а) предмет;  б) признак предмета;  в) действие предмета.                                                                                                                                                                                                                                         2. Определить род  прилагательного «синее» небо.                                                                                                                                                                                                           а) муж. род;  б) жен. род;  в) ср. род.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           3. Определить  падеж прилагательного: хитрую (лису):                                                                                                                                                      Дат. п,  Вин. п,  Твор. п.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             4. Каким членом предложения бывает прилагательное?                                                                                                                                                                                                                                                                          а) главным;  б) второстепенным.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Для эффективной коррекционной работы целесообразно использовать на уроках компьютерные технологии, которые позволяют разнообразить формы работы, повышают темп урока, проверить усвоение знаний, вести дифференцированную работу с каждым учащимся.Компьютер  использую на всех этапах обучения. При объяснении и повторении чаще всего готовлю презентации по темам (интересные тексты, задания различного характера, иллюстрации, кроссворды и т. д.), а при проверке ЗУН- тестовый контроль, он быстрее и объективнее выявляет знание и незнание обучающегося.                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Работа с интерактивной доской делает общение с детьми намного интересней и эмоциональней, создает благоприятный психологический климат в классе, исчезает монотонность на уроке. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности, презентации, тексты, физпаузы и другой материал я готовлю заранее и в нужном темпе использую на уроке. То, что учащиеся видят на большом экране с визуальными эффектами, надолго остается у них в памяти, они меньше отвлекаются от темы, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.                                           Но следует помнить, что применение компьютерных технологий станет эффективным, если будет обеспечена органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.                                                                                                                Из вышесказанного следует, что для детей с нарушением интеллекта мы, педагоги, должны делать все от нас зависящее, чтобы они пошли по жизненному пути смело и уверенно. Наша школа готовит выпускников, способных  к самостоятельному проживанию, самообеспечению, самообслуживанию, способных получить профессиональное образование и использовать приобретенные в процессе обучения в школе трудовые и социальные навыки на производстве и в социальной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».

В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Данная статья включает в себя систему работы по формированию навыка грамотного письма на уроках русского языка в младших классах корекционной школы для умственно отсталых детей....

Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта

Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.Ключевые слова, социализация, ад...

Особенности формирования навыков осознанного чтения у школьников с нарушением интеллекта

Причины задержки развития  навыков осознанного чтения у школьников с нарушениями интеллекта и методы их формирования и развития....

«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».

Исследовательская работа на тему: "Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе"...

Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта

В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта...

Статья "Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта"

Из опыта работы: в данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта...