ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
статья на тему

Корочкова Ольга Яковлевна

Данная статья включает в себя систему работы по формированию навыка грамотного письма на уроках русского языка в младших классах корекционной школы для умственно отсталых детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корочкова Ольга Яковлевна

Учитель начальных классов

Korochkova Olga Y.

Primary school teacher

ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Данная статья включает в себя систему работы по формированию навыка грамотного письма на уроках русского языка в младших классах коррекционной школы, в которой предлагаются упражнения для закрепления правописания, формируются навыки самостоятельной работы над ошибками, укрепляются навыки мыслительной деятельности.

 This article includes system of work on formation of skill of the competent letter at Russian lessons in elementary grades of correctional school at which exercises for spelling fixing are offered, skills of an independent correction of mistakes are formed, skills of cogitative activity become stronger.

Ключевые слова: орфографическая грамотность, орфографическая зоркость, соотнесение орфограммы с правилом, звуковой анализ слова, работа над ошибками.

Keywords: spelling literacy, spelling vigilance, correlation of a spelling pattern with the rule, the sound analysis of the word, a correction of mistakes.

Грамотное письмо для любого человека – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Известно, орфографическая грамотность закладывается в младших классах. 
Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую грамотность учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание и диктант – это не самоцель, а то, что в жизни орфография необходима для общения людей и для точности речи. 

Главным в обучении учащихся с нарушением интеллекта правописанию является, применение орфографического правила. Однако возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает залогом грамотного письма.

Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка у учащихся с нарушением интеллекта.

В начальных классах коррекционной школы овладение грамотным правописанием осуществляется в три этапа:

  I этап - обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;

 II этап - обучение правописанию на основе запоминания;

 III этап - обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил. 

          Из своего опыта работы над этой проблемой я считаю, что обучение правильному письму необходимо реализовывать через:

-  углубление познавательных интересов;

- чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала,

- использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы с учащимися;

 - повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе; 

- введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

- организация взаимопомощи в коллективе: одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.  

 Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок учащимися с нарушением интеллекта.

Орфографическая зоркость у школьников с нарушением интеллекта развивается постепенно, в процессе использования разнообразных заданий на уроке русского языка: при чтении слов и предложений, при письме их под диктовку и при списывании с рукописного и печатного текстов.

Для успешного развития орфографической зоркости учителю нужно настроить самих учащихся на работу. Важно - оценка не должна снижаться, если учащийся после написания диктанта сам нашёл ошибки и исправил их. Учащиеся должны стремиться к самопроверке своего написания.

Развитию навыков самопроверки способствуют различные вопросы, оформленные в виде памяток для учащихся, такие как:

  • Не пропустил ли ты буквы в словах? 
  • Правильно ли ты написал безударные гласные?
  • А парные согласные?

        Целенаправленное обучение «видению» орфограмм должно начинаться с первого года обучения, с работы над звуко – буквенным анализом слова. 

        Орфографические задания сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания.

 В последующих классах продолжает углубляться грамматическое обоснование всех орфографических действий учащихся: возрастает сложность языкового анализа и синтеза. Всё больше внедряется в практику орфографическое комментирование, задания с постепенным наращиванием трудностей, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями развлекательного характера, имеющими цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение и снятие усталости. Эти виды занятий помогают обогащению словарного запаса, систематизации знаний учащихся. 

В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, применение орфографического словарика, вводится приём взаимной проверки учащимися письменных работ, углубляется система самопроверки написанного, использование разного рода памяток, помогающих детям найти ошибки. 

Часто можно услышать фразу: «Все правила ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места. Проверить слово нужно до того, как оно будет написано. После будет поздно, ошибка уже допущена. С первого класса очень важно, чтобы дети комментировали то, что они пишут, а затем ещё раз проверяли, нет ли пропущенных букв. 
Привыкнув анализировать то, что они пишут, ребята смогут самостоятельно работать.

Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками. Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Однако вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически ещё далеко не решён. Как правило, такая работа проводится фронтально. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными–учащиеся, которые допустили ошибки. 

Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей. Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления. 

Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу. Большую роль здесь играет подбор дидактического материала. 

Работа над ошибками проводится и после самостоятельных работ, и после проверочных работ, и после всех классных и домашних работ. Выполняя работу над ошибками ребёнок должен сам себе объяснить, что за ошибку он допустил. Ведь с каждой из них ведётся «индивидуальная работа». И эту мысль нужно обязательно донести до самих учащихся. При всём при этом конечно же расширяется словарный запас детей, обогащается словарь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге графическими символами, соответствующими элементам устной речи....

Формирование социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБУ ЦССВ

Так как последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов соц...

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕИсходное положение: Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.Содержание упражнени...

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности.

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности....