Главные вкладки

    Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
    статья по теме

    Родионова Мария Николаевна

    Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге графическими символами, соответствующими элементам устной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2.docx22.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

    Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге графическими символами, соответствующими элементам устной речи.

    Русское письмо - звукобуквенное, поэтому и основной принцип обучения звуковой, точнее, фонематический. Главное в обучении - создание графического навыка письма, то есть выработка определенных привычных положений и движений пишущей руки, позволяющих изображать письменные знаки и их соединения.

    Само письмо на первоначальном этапе его формирования представляет собой речерукодвигателъное действие, в основе которого сложный психофизиологический механизм взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности пяти анализаторных систем индивида слуховой (акустической), артикуляционной (речевой), зрительной (визуальной), двигательной и рукодвигательной. Не случайно младшие школьники с интеллектуальными нарушениями испытывают наибольшие трудности в процессе овладения действием письма (графическим действием) и выработки автоматизированного графического навыка.

    Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных (М.М.Безруких,  Е.Н.Соколова, Л.Я.Желтовская  и др.).

    Наряду с указанными выше интегративными умениями одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также базовых графических умений и навыков (Н.Г.Агаркова,  М.М.Безруких, С.П.Ефимова, С.О.Филиппова и др.).

    В исследованиях по олигофренопедагогике подчеркивается, что умственно отсталые первоклассники испытывают большие трудности при овладении навыками письма, что значительно осложняет начальный этап их обучения в школе (А.К.Аксенова, Н.М.Барская,  В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Э.В.Якубовская  и др.). Поэтому проблема формирования навыка письма была и остается актуальной до сегодняшнего дня.

    Дети с нарушением интеллектуального развития в большинстве случаев испытывают значительные трудности в процессе письма. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не могут выделить клетку. Многие из них пишут буквы зеркально, не дописывают элементы букв, не соблюдают строчку. Умственно отсталым учащимся бывает очень трудно понять сущность процесса письма. Дети долго не осознают соотношения букв и слова. Они не представляют себе, что буквы нужны для составления слов, что написанное всегда может быть прочитано любым грамотным человеком.

    Формирование навыка письма у детей с нарушением интеллектуального развития осуществляется замедленными темпами. Поэтому необходимо проведение специальной коррекционной работы по формированию навыка письма детей данной категории.

    Для совершенствования навыка письма у детей с нарушением интеллектуального развития можно использовать следующую систему упражнений. Во время добукварных занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к письму, необходимо использовать специальные упражнения, направленные на: развитие и коррекцию общих движений, развитие и коррекцию ручной моторики, развитие графических навыков, развитие и коррекцию ритмической составляющей движения, формирование зрительно-двигательной координации, развитие межполушарного взаимодействия.

    Развитие и коррекция общих движений.

    Для развития общих движений можно использовать различные упражнения:

    Упражнение 1. Разминка (по А.В. Семенович): «Потягушки»,  «Качели»,  «Часы», «Плечи прыгают», «Мельница», «Кощей», «Карусели», «Ручки уронили» и «Карусели и качели».

    Упражнение 2. Растяжки рук (по А.В. Семенович).

    Упражнение 3. «Море» (по А.В. Семенович).

    Эти упражнения используются в начале урока, они направленные на разминку всего тела. Учащимся нравятся выполнять эти упражнения, так как  большую часть учебного времени они проводят в сидячем положении.

    Развитие и коррекция ручной моторики. Представленные ниже упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

    Упражнение 1. Статические упражнения для кистей и пальцев: «Стол», «Стул», «Лодочка», «Миска», «Гнездо с яйцами», «Башня», «Мост» и др.

    Упражнение 2. Динамические упражнения для кистей рук и пальцев: «Пальчики здороваются», «Встретились ладошки», «Осы», «Человечек», «Птичка летит и машет крыльями».

    Упражнение 3. Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

    Эти упражнения проводятся перед тем, как начать работу в тетрадях. Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением вызывают интерес у учащихся. После разучивания некоторых стихотворений, дети принимали активное участие в проведении этих упражнений.

    Развитие графических навыков. Нарушение или недоразвитие графических навыков ведут к тому, что техническая сторона письма оказывается в центре внимания ребёнка и в связи с этим снижается контроль над его смыслом, что приводит к различным видам ошибок в письме.

     Для развития и коррекции графических навыков можно использовать следующие упражнения: «Самые красивые бусы», «Копировщики узоров», «Нарисуй снежинки», упражнения по штриховке различных предметов      (по М.Б. Чечель).

    Данный вид работы используется на протяжении всех уроков.

    Развитие и коррекция ритмической составляющей движения. Способность ритмически организовывать материал является одним из механизмов, обеспечивающих речь человека. Недостаточность этой способности может быть причиной не только нарушений громкой речи, но и причиной нарушения письма.

    Упражнения: «Школа радости», «Передай телеграмму», «Сколько деток».

    Формирование зрительно-двигательной координации. Для выработки у детей точной и чёткой координации в системах «глаз – рука»,  «ухо – рука», «глаз – ухо – рука»  используются следующие упражнения (по М.Б. Чечель): закончи рисунок, повтори узоры, найди ошибку и обведи её цветным карандашом, заполни пропуск в узоре, нарисуй такую же фигуру, закончи рисунки и раскрась их, проведи линии по точкам, не отрывая карандаша от бумаги, проведи линии самостоятельно, соедини точки и др.

    Развитие межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием. Эти свойства обеспечивают целостность работы мозга, стабильность переноса информации из одного полушария в другое. Процессы межполушарного взаимодействия являются основой интеллектуальных функций. Достаточный уровень сформированности этих процессов является одним из необходимых условий успешности овладения навыком письма.

    Ниже перечисленные упражнения помогают снять излишнее напряжение, сосредоточиться, включить в работу оба полушария головного мозга, что приводит к наилучшему усвоению материала: «Колечко», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос».

    Так же на занятиях по развития психомоторики необходимо использовать различные задания, направленные на развитие высших психических функций.

    Только после подготовительной работы учащиеся переходят к  основной работе в тетради. Первые упражнения в тетради – это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности: рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий, вычерчивание кривых линий, зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и, рисование знакомых предметов, рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий, рисование узоров из геометрических фигур, рисование бордюров из волнистых линий.

    Далее вводятся упражнения непосредственно направленные на обучение письму элементов букв: прямая палочка, прямая палочка с закруглением внизу, прямая палочка с закруглением вверху, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, петелька, полуовалы, овал, элементы заглавных букв.

    При изучении написания элементов букв, используются следующие приёмы: предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой, объяснение написания элемента и написание его на доске учителем,  написание элемента учащимися в воздухе,  написание образца на доске мокрой губкой, написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно,  рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях, письмо элемента в тетради по конуру, самостоятельное письмо.

    Большая часть учащихся справляются с поставленными задачами и правильно выполняли задания в тетрадях. Но также встречаются учащиеся, которые испытывают трудности в выполнении задания. Связано это было с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями (не видят строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки).

    В работе с такими детьми применяются  дополнительные приёмы: очерчивание рабочей строки красным цветом, указывание другим цветом, чертой или точкой начало строки, использование ориентиров (обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке).

    На этапе формирования навыка письма в букварный период используются различные приемы работы:  подробный анализ буквы, выделение элементов буквы; складывание буквы на парте; написание буквы в воздухе; написание буквы мокрой губкой на доске; написание буквы мелом на доске с объяснением; письмо буквы в тетради по конуру; самостоятельное письмо.

    Так же на уроках письма в букварный период необходимо использовать различные дидактические игры для лучшего усвоения пройденного материала (по А.К.Аксёновой).

    Сложи буквы.

    Цель. Закрепление начертания рукописных букв.

    Оборудование. У каждого ученика конверт с несколькими (3-5) элементами букв, вырезанными из картона.

    Ход игры. Учитель предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них надо сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

    Допиши букву.

    Цель. Обобщение знаний о графическом изображении рукописных букв, закрепление начертаний букв.

    Оборудование. Каждый ученик получает лист бумаги, на котором написан один и тот же элемент буквы столько раз, сколько в русском языке букв, в состав которых входит данный элемент.

    Ход игры. Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент.

    Отгадай, кто я?

    Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

    Оборудование. Элементы букв.

    Ход игры. Учитель называет элементы букв (овал и палочка с закруглением внизу и т.д.) Учащиеся находят их, складывают букву, произносят соответствующий звук.

    Всё равно узнаю.

    Цель. Закрепление начертания рукописных букв, дифференциация сходных букв.

    Оборудование. У каждого ученика конверты с несколькими буквами, представленными каждая в разных видах.

    Ход игры. Учитель предлагает каждому ученику вынуть содержимое его пакета и подобрать знаки, обозначающие одну букву, затем другую и т.д.

    Будь внимателен!

    Цель. Закрепление начертания  заглавных рукописных букв.

    Ход игры. Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте

    Игры вызывают интерес у детей, они с удовольствием принимают участие в них.

    Представленные методики создают оптимальные условия для развития, образования и воспитания детей с нарушением интеллекта. Учащиеся не только овладевают графическим навыком как технической основой изучения орфографии, но и усваивают мыслительные операции, которые они будут использовать в своей учебной деятельности.

    Таким образом, разработка серии заданий по развитию навыка письма, его системное и целенаправленное использование в учебном процессе будет способствовать успешному развитию письменной деятельности у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ

     ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №79

    Статья на тему:

    «Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития».

    Москва, 2012 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

    В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

    Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.

    Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овл...

    Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР

    Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

    Данная статья включает в себя систему работы по формированию навыка грамотного письма на уроках русского языка в младших классах корекционной школы для умственно отсталых детей....

    Формирование социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушением интеллекта в условиях ГБУ ЦССВ

    Так как последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов соц...

    Особенности формирования навыков осознанного чтения у школьников с нарушением интеллекта

    Причины задержки развития  навыков осознанного чтения у школьников с нарушениями интеллекта и методы их формирования и развития....