Комплексный подход в работе с обучающимися с системным недоразвитием речи
статья

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.

Организация образовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку школьников во время проведения логопедических занятий. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

по теме

«Комплексный подход в работе с обучающимися с системным недоразвитием речи»

Подготовила:

Белик Л.В.

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.

Организация образовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку школьников во время проведения логопедических занятий. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация.

Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, создать мотивацию, направленную на активную самостоятельную деятельность для получения результата и повышение качества образовательного процесса, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом?

Используя в своей практике интерактивные компьютерные игры, я выделила для себя ряд преимуществ:

-компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию учителя-логопеда, повышает скорость обмена информацией между учащимися и педагогом, оперативности принятия решения);

-позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;

-отработка умений и навыков, закрепление пройденного материала в игровой форме;

-учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход;

-возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач;

-высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии;

-расширение творческих способностей учителя-логопеда.

Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать у учащихся устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные, условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

При использовании интерактивных компьютерных игр у детей повышается:

-мотивация к обучению, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала;

-развитие мелкой моторики, за счет управления мышью и работой с клавиатурой;

-формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды, управляя курсором, а также активизирует умственную деятельность;

-самооценка ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;

-формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;

-побуждение учащихся к познавательной деятельности;

-расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия;

-развитие памяти, воображения, творческих способностей у детей;

-формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;

-развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний;

-восприятие образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;

-развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость.

Таким образом, использование в логопедической работе развивающих интерактивных  игр, предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

В своей работе с детьми я применяю традиционные приемы работы и инновационные компьютерные технологии, как средства развития личности ребенка.

А также использую собственные разработки и изготовленный мною дидактический материал, который очень нравится детям. Постоянно провожу консультации и просветительскую деятельность в пределах своей компетенции. Тесно взаимодействую с педагогами школы.

Благодаря творческому подходу и совместной работе учителя-логопеда и учителей-дефектологов, интерактивные компьютерные игры по развитию речи у детей, применяются не только на логопедических занятиях, но и на коррекционно-развивающих занятиях учителей-дефектологов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».

В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...