Учет особых образовательных потребностей обучающихся
материал

Каюмова Светлана Юрьевна

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы  с обучающимися

1.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD;
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки;
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, серии  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • Музыкальные инструменты
  • «Волшебный сундук логопеда»
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера»)
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток, глазодвигательной гимнастики

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь- 7 комплектов;
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

2.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата

  • Интерактивная доска Hitachi;
  • Ноутбук HP;
  • Проектор Epson;
  • Конторка Базарного на газлифте
  • Учебное место учащегося с нарушениями ОДА
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • «Волшебный сундук логопеда»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера»)
  • Комплексы физминуток

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

  • Щадящий индивидуальный двигательный режим
  • Практические методы и приемы обучения:

-целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

-многократное повторение практических и умственных действий;

-наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

-подражательные упражнения;  дидактические игры;

  • Наглядные методы:  

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;

  • Двигательно-кинестетические методы:

- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

- пассивная гимнастика;

-искусственная локальная контрастотермия;

  • совместная деятельность детей с двигательной патологией и их сверстников с нормальным развитием.

.

3.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD
  •  «Волшебный сундук логопеда»
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки);
  • демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
  • видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, сюжетных картин,  серий  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Музыкальные инструменты
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера»)
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь- 7 комплектов;
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)
  • Система коммуникации обменом изображениями PECS из нескольких фаз: а) «как» вступать в коммуникацию, б) настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации, в) выбор нужного изображения, г) структура предложения, д) просьба в ответ на вопрос и е) комментирование;
  • Подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь);
  •  Положительное поощрение;
  • Структурированная группа для игр;
  • Визуальная поддержка;
  • Физические упражнения (повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение)

4.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением слуха

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD;
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки
  • демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, сюжетных картин,  серий  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Музыкальные инструменты
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера»)
  • Настольные развивающие игры
  • Швейное дело:
  • Таблицы по правилам безопасной работы;
  • Доска гладильная;
  • Утюг Panasonic;
  • Машина швейная JANOME
  • Машина швейная brother
  • Оверлок - JANOME My Lock
  • Манекен (женский);
  • Инструменты для ручной работы
  • Коллекция промышленных образцов тканей.
  • Инструкционные карты
  • Таблицы по правилам безопасной работы
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь- 7 комплектов;
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)
  • «Волшебный сундук логопеда»

  • Требования к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:

-хорошее освещение лица говорящего;

- четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;

- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи.

  • Наглядные методы:

-показ способа действий (должен быть точным, выразительным, разделенным на части, может быть полным или частичным)

  • Методические  приемы,  усиливающие  словесные методы (сравнение, повторение, интонация)

5.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • Проектор короткофокусный ViewSonic PJD
  • Зонды логопедические постановочные
  • Сундук логопеда все для речевого дыхания
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки
  • демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео- записи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, сюжетных картин,  серий  сюжетных  картин
  •  схемы пошагового выполнения задания;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы
  • Музыкальные инструменты
  • Комната «Монтессори»
  • Комната «Практической направленности»
  • Психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий: «Комплект Семаго», комплект диагностик «Иматон», диагностика «Векслера», Диван 3-х местный (комплект для комнаты психологической разгрузки)
  • Репродукции картин художников в соответствии с тематикой;
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток
  • «Волшебный сундук логопеда»

«Социально-бытовая ориентировка (СБО)», Хозяйственно- бытовой труд

  • Кухонный гарнитур/ мойка
  • Демонстрационные образцы: продуктов питания, бытовой химии, различных покрытий, бланки различного назначения, предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • Уборочный инвентарь- 7 комплектов;
  • Холодильник бытовой;
  • Микроволновая печь;
  • Эл плита;
  • Миксер;
  • Тостер;
  • Набор столовой посуды;
  • Шкаф;
  • Скатерть;
  • Набор кухонной посуды;
  • Фритюрница;
  • Швейный дорожный набор

Профессионально-трудовое обучение (теплица)

  • Инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

 «Ремесло»

  • Инструкционные карты;
  • Инструменты: тазы, метлы, грабли, лопаты для чистки снега, ведра

  • Игровые методы и приемы  (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
  •  Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.



Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий, включающих в себя общепедагогические и коррекционные методы и приемы

Технология дифференцированного обучения.  При её применении обучающиеся класса делятся на условные группы с учетом психологических особенностей школьников (дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения).

Технология формирования учебной деятельности школьников. Учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности обучающихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (раздел, теме), разрабатывает проект своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, умением вести дискуссию с классом и создания условия для возникновения диалога между школьниками.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации, разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

ИКТ-технологии дают возможность улучшить качество обучения, повысить  мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии обучения:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках;

- чередование позы с учетом видов деятельности;

- использование физкультурных пауз на уроках.



Предварительный просмотр:

Копилка коррекционно-развивающих приемов и методов с учетом

дифференциации детей по группам

Учитель-логопед: Каюмова С.Ю.

г. Нефтеюганск

Тема: Предложение

Цель: умение определять границы предложения

1группа – прочитай и скажи, сколько здесь предложений, спиши соблюдая правила записи предложений

Осень - пора отлёта птиц уже улетели ласточки в стайки собираются скворцы отправляются в путь дикие гуси.

  1. группа – спиши первые четыре слова и поставь точку

  1. группа – выбери заглавие: «Осень», «Отлёт птиц», «Птицы»

Школьный сад.

Школьники работали в саду старшие окапывали деревья малыши сгребали в кучи листья.

  1. группа – спиши, соблюдая правила записи предложений

  1. группа – спиши первое предложение, соблюдая правила записи предложений

Тема: Ударение

Цель: умение выделить ударный слог

  1. группа – спиши слова, поставь ударение

Крыжовник, черника, клубника, рябина, черешня, малина.

-как можно одним словом сказать, что это такое

  1. группа - спиши слова, поставь ударение Крыжовник, черника, клубника, рябина.

  1. группа – спиши слова, поставь ударение Крыжовник, черника.

  1. группа – спиши слова, ставь знак ударения Ветер, луна, очки, рыба, лото, газета, работа.

  1. группа – спиши слова, ставь знак ударения Ветер, луна, очки, рыба, лото.

  1. группа – прочитай каждое слово про себя, а потом вслух, выделяй голосом ударный гласный

Ветер, луна, очки, рыба.

Тема: Звуки и буквы

Цель: выделение звуков

Делом важным занят грач:

Ходит полем, словно врач, Пашни лечит он, поля…

- где болит, скажи, земля?

  1. группа – найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой и придумайте свои слова

  1. группа - найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой

  1. группа – прочитайте стихотворение

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, А от холода – кора.

Тема: Слог

Цель: умение делить слова на слоги

  1. группа – запиши слова по слогам, убери один слог так, чтобы получилось новое слово, составь предложение с последним словом

Дорога, болото, бабочка, огород, лесник.

  1. группа - запиши слова по слогам, убери один слог так, чтобы получилось новое слово

Дорога, болото, бабочка, огород.

  1. группа - запиши слова по слогам

Дорога, болото, бабочка.

  1. группа – запиши слово, разделяя на слоги, напиши ещё три слова с таким же количеством слогов: котята

  1. группа - запиши слово, разделяя на слоги, напиши ещё два слова с таким же количеством слогов: котята

  1. группа - запиши слово, разделяя на слоги: котята

РУССКИЙ ЯЗЫК

4класс

Распределение по группам:

  1. группа: …. Ярослав, ….. Анастасия, ….. Александр.

  1. группа: …..ю Ксения, … Лилия, ……. Александр, … Максуд.

  1. группа: ……… Ксения, …. Дарья, ……. Николай, ..….. Александр, ….. Дильяр

5 класс

Распределение по группам:

1        группа: …. Григорий, ….. Екатерина, ….. Александр.

2        группа: …..Павел, … Юлия, ……. Александр, … Азамат.

3        группа: ……… Владимир, …. Светлана, ……. Константин, ..….. Михаил, ….. Владислав


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет особых образовательных потребностей обучающихся

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения....

Учет особых образовательных потребностей обучающихся

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет особых образовательных потребностей обучающихся

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мероприятия по охране здоровья обучающихся, критерии рациональной организации урока...

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...