Презентация на тему: "Использование мнемотаблиц в коррекции связной речи". Мастер - класс
презентация урока для интерактивной доски

Копликова Наталья Николаевна

Масрер - класс предназначен для логопедов, учителей, родителей. Цель технологии: познакомить с методом знакового письмана (перекодированию информации из абстрактных символов в образы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotablits_v_korrektsii_svyaznoy_rechi.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс Тема: « Использование мнемотаблиц в коррекции связной речи». Учитель –логопед Копликова Н.Н. ГКОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат с. Шабельского

Слайд 2

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 3

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и современных технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Все большее внимание уделяется психологически ориентированному обучению , когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с ребёнком учитывается не только структура дефекта, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.

Слайд 4

Актуальность использования мнемотаблиц , способствующих эффективному развитию связной речи и ВПФ у детей с ОВЗ, заключается в наглядном моделировании на коррекционно – развивающих занятиях Вызывают интерес и помогают решить проблему быстрой утомляемости; Облегчает и ускоряет процесс запоминания и припоминания усвоенного материала; Учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания и умения.

Слайд 5

Цель технологии: Научить приемам запоминания и припоминания (перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы.) Развивать связную речь, память, внимание, логическое и ассоциативное мышление путем образования дополнительных ассоциаций.

Слайд 6

Задачи технологии: 1. Способствовать развитию связной речи и основных психических процессов 2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) 3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, используя средства технологии. 4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать и выполнять инструкции.

Слайд 7

5. Способствовать развитию творческих способностей, умению самим составлять мнемотаблицы и воспроизводить их. 7. Способствовать развитию мелкой моторики. 8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. 9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.

Слайд 8

Мнемотаблица (в переводе с греческого– «искусство запоминания») – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблица – система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотаблица основана на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Слайд 9

Отличительные особенности: Имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование Приемы запоминания индивидуализированы Использование образных кодов, обеспечивающих быстрое запоминание Система контроля навыка запоминания

Слайд 10

Подходы в работе с мнемотаблицами : 1. Системный – использование в системе обучения и воспитания; 2. Личностный – учет возможностей и потребностей каждого ребенка; 3. Деятельностный – развитие происходит в деятельности, чтение (воспроизведение) мнемотаблиц ; 4. Комплексный – решение коррекционно – развивающих задач, обеспечивающих социально – личностное, коммуникативное, речевое, моторное и эмоциональное развитие ребенка, взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса.

Слайд 11

Принципы мнемотехники: Принцип развивающего обучения – главной целью обучения является развитие ребенка; Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики; Принцип формирования функциональной системы в обход пострадавшего звена – восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, опора на сохранные звенья с учетом зрительного анализатора.

Слайд 12

Структура мнемотехники 1. Мнемоквадраты 2. Мнемодорожки 3. Мнемотаблица

Слайд 13

Требования к мнемотаблицам : Четко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту; Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; Создание ситуации, при которой бы дети чувствовали необходимость создания мнемотаблиц; Не использовать без необходимости, когда свойства и связи лежат на поверхности.

Слайд 14

этапы работы с мнемотаблицей Первый этап – чтение произведения (стих, сказка, рассказ,загадка). Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображённые на таблице картинки и символы. Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов. Четвёртый этап – воспроизведение с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания. Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы. На более позднем этапе дети могут воспроизводить мнемотаблицу в своих тетрадях.

Слайд 15

Мнемотаблицы используются в работе при составлении рассказов о временах года, сезонных явлениях природы. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». При этом дети пользуются условными обозначениями, характерными для каждого времени года. Например: дождь –, снег –, солнце –, дерево – . Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу о весне, осени, зиме и рассказ о них. Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «В» символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года.

Слайд 16

Последовательность обучения детей приемам составления мнемотаблиц : 1 этап Цель: научить «читать» мнемотаблицу . Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы. Рассмотрение готовой мнемотаблицы , составление по содержанию информации, расшифровка символов, декодирование информации. Пересказ информации учениками с опорой на таблицу, с помощью и без помощи логопеда. Графическая зарисовка мнемотаблиц по желанию детей.

Слайд 17

2 этап Цель : познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. Сообщение темы; Рассмотрение общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщенное понятие (птицы, овощи, времена года и т.п.) Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (медведь, машинка, ромашка и т.п.) под руководством логопеда с использованием наводящих вопросов: Что обозначает этот знак? Что мы можем о нем рассказать? Как мы это изобразим? Отгадывание загадок – мнемотаблиц, составленных логопедом, с опорой на общие схемы (о ком? или о чем? идет речь).

Слайд 18

3 этап Цель: научить самостоятельно кодировать полученную информацию. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих свойство кодируемого объекта. Самостоятельное придумывание мнемотаблиц по пройденному материалу. 4 этап Цель: отрабатывать навыки кодирования в разных видах деятельности . Моделирование включается в основную часть занятия, как средство активации детей и в заключительную, как средство воспроизведения полученных знаний.

Слайд 19

Использование мнемотаблиц в течение ряда лет обеспечивает следующие результаты в работе с детьми: с помощью условных обозначений на мнемодорожках и мнемотаблицах расширяются знания о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира; развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий; формируется артикуляционный праксис ; развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление); значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаков; воспитывается у детей любовь к окружающему миру.

Слайд 20

Применение мнемотаблиц на коррекционно – развивающих занятиях способствует формированию БУД: Познавательные уметь применять полученные знания в жизни, пользоваться наглядными схемами, моделями; выстраивать логическую цепочку рассуждений, понимать конкретные и обобщающие слова; анализировать и обобщать с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить рассуждение. Регулятивные работать по предложенному плану и проговаривать последовательность действий; принимать учебную задачу. Личностные ориентироваться в своей системе знаний; оценивать свои результаты.

Слайд 21

Использование мнемотехники Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, — забывается. Данная технология занимает особое место в обучении детей рассказыванию, что заметно облегчает детям овладеть связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Слайд 22

Стих об осени

Слайд 23

Рассказ об осени

Слайд 24

Отгадывание загадок

Слайд 25

Разучивание скороговорок

Слайд 26

Составление описательного рассказа об игрушке

Слайд 27

Составление описательного рассказа

Слайд 28

Переход от мнемодорожек к мнемотаблицам

Слайд 29

Практическое задание Составьте зарисовку на загадку: Без рук, без топорёнка , построена избёнка. Составьте зарисовку на стих: В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

Слайд 30

Итак, данная технология способствует коррекции и развитию связной речи у детей с ОВЗ, формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

Слайд 31

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"

Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....

Презентация по теме:"Использование "картинок" на уроках русского языка в 5 классе"

Мною предложен дидактический материал, использование которого на уроках русского языка разнообразно.Это могут быть словарные диктанты по определённой орфограмме,конструирование предложений и текста,лю...

Презентация по теме "Использование проектного метода при изучении химии в 8 классе"

Презентация посвящена использованию проектного метода при изучении темы "Определение среды растворов"....

Статья по коррекции связной речи учащихся с ОНР

в статье раскрываюся приёмы работы по развитию связной речи...

Статья на тему "Использование пересказа как средства формирования связной речи в педагогической практике с обучающимися, имеющими нарушение слуха"

Обобщение педагогического опыта работы по формированию связной устной речи с данной категорией детей...

Нетрадиционные методы коррекции связной речи в работе логопеда.

Нетрадиционные методы работы по развитию связной речи в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эффект применения не...

выступление в рамках творческой группы по теме "Использование опорных карт для развития связной речи с нарушениями интеллекта"

        В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи.  Одним из пособий является использование опорных карт для развития речи де...