Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся         с        умственной         отсталостью (интеллектуальные         нарушения).

 

Цель курса

Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.

 

Задачи курса

  1. Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.
  2. Развитие навыков понимания читаемого материала.
  3. Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
  4. Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.

 

      На изучение «Чтения» в 6 классе отводится 4 часа в неделю.

Курс рассчитан на 136 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_chtenie_6_k.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Пузанова Елена Алексеевна

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 3»

РАССМОТРЕНО

На заседании М/О

_________М.Г.Никитина Протокол № ____

«____»________2021г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________Е.С.Суркова

«___» ___________2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБОУ

«Школа № 3»

______________ И.И. Малых

«_____» ____________2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЧТЕНИЮ

6 класс

Учитель  русского языка и чтения: Е.А. Пузанова

г. Комсомольск-на-Амуре

2021-2022 уч.г.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………….……………………3

Структура курса  5 класс………………………………………………………..12

Структура курса  6 класс………………………………………………………..13

Структура курса  9 класс……………………………………………………….14

Список использованных источников и литературы ………………………....15

Календарно-тематическое планирование 5 класс……………………………16

Календарно-тематическое планирование 6 класс……………………………25

Календарно-тематическое планирование 9 класс……………………………36

Пояснительная записка

         Рабочая программа по учебному предмету  «Чтение» для 5, 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе:

  • Положений Российского Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 31.12.2014, с изменениями от 02.05.2015);
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся        с        умственной         отсталостью (интеллектуальными        нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от декабря  2014  г.  №  1599  «Об  утверждении  федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.);
  • Примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) (с обновлениями от 30 марта 2015 г.);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) краевого государственного бюджетного образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы школа №3;
  • Устава КГБОУ школа №3;
  • Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Цель курса

Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.

Задачи курса

  1. Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.
  2. Развитие навыков понимания читаемого материала.
  3. Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
  4. Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Чтение»

Личностными результатами изучения учебного предмета «Чтение»

является формирование следующих умений:

  • развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т. п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
  • понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность её выполнять;
  • способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
  • способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
  • умение строить сообщения в устной форме;
  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • умение формулировать собственное мнение;
  • способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Метапредметными результатами изучения «Чтения»  являются:

Регулятивные УД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • использовать  при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу,  исторические источники. С  помощью учителя  давать самооценку своей деятельности.

•  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УД:

  •  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки  зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала,  отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
  • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников     (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема.
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (чтения и развития речи);

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УД:

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
  •  овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
  • умение выступать перед аудиторией сверстников;
  • участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.
  •  уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
  • анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к  определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

за курс 6 класса по чтению и развитию речи.

Достаточный уровень

 Учащиеся должны уметь:

- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, осознанно, правильно, выразительно с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — по слогам;

 читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

 делить текст на части под руководством учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

 пересказывать текст по плану, используя опорные слова

 выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;

 читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя

Учащиеся должны знать наизусть 8-10 стихотворений

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

 - правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

 находить, читая про себя отрывки проанализированного текста,

связанные с определёнными событиями;

 отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью

учителя);

 принимать участие в уроках внеклассного чтения

Учащиеся должны знать заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося)

Структура курса по чтению и развитию речи 6 класса

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 6 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

№ п/п

Тема раздела

Четверть

Итого

1

2

3

4

1

Моя Родина

3

3

2

Золотая осень

15

15

3

Великая радость – работа

7

7

4

Страницы истории

2

9

11

5

Что такое хорошо и что такое плохо

5

5

6

Здравствуй, гостья – Зима.

16

19

35

7

Весна - красна

15

15

8

Рассказы о животных

6

10

16

9

Рассказы, сказки, стихи для детей

18

18

10

Внеклассное чтение

3

2

3

3

11

Итого

30

32

43

31

136

Список использованных источников и литературы

  1. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы / Э. В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова - М.: Просвещение, 2018г.
  2.   Чтение 6 класс. Бгажнокова И. М., Погостина Е.С. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2021г.   
  3. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2009.

Календарно- тематическое планирование по чтению в 6-ом классе

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

По плану

По факту

Моя Родина

В. Песков «Отечество»

1

01.09.2021

М. Ножкин «Россия»

1

03.09.2021

М. Пришвин. «Моя родина»

1

06.09.2021

Золотая осень

В. Бианки «Сентябрь»

1

07.09.2021

И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

1

08.09.2021

Ю. Качаев «Грабитель»

1

10.09.2021

Б. Житков «Белый домик»

1

13.09.2021

Б. Житков «Белый домик»

1

14.09.2021

Внеклассное чтение. ХКК.

С.Кучеренко «Унылая пора – очей очарованье»

1

15.09.2021

А. Белорусец «Звонкие ключи».

Жизнь мальчика в деревне.

1

17.09.2021

А. Белорусец «Звонкие ключи». Обида мальчика

1

20.09.2021

А. Белорусец «Звонкие ключи». Испытание мальчика в ночном лесу.

1

21.09.2021

К. Паустовский «Заячьи лапы». Ваня у ветеринара.

1

22.09.2021

К. Паустовский «Заячьи лапы». Доброта и отзывчивость людей

1

24.09.2021

К. Паустовский «Заячьи лапы». Вина деда перед зайцем.

1

27.09.2021

Внеклассное чтение. ХКК.

 Негидальская сказка «Мальчик и тигр»

1

28.09.2021

И.Тургенев «Осенний день в березовой роще»

1

29.09.2021

Е. Носов «Хитрюга»

1

01.10.2021

Е. Носов «Хитрюга»

1

04.10.2021

В Бианки «Октябрь»

1

05.10.2021

Великая радость - работа

С. Михалков  «Будь человеком»

1

06.10.2021

Б. Заходер «Петя мечтает»

1

08.10.2021

По Д. Биссету «Слон и муравей»

1

11.10.2021

По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

1

12.10.2021

Дж. Родари « Как один мальчик играл с палкой»

1

13.10.2021

Дж. Родари «Пуговкин домик»

1

15.10.2021

Дж. Родари «Пуговкин домик»

1

18.10.2021

Внеклассное чтение.

Русские народные сказки

1

19.10.2021

Страницы истории

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (Отрывок)

1

20.10.2021

Ф. Глинка «Москва»

1

22.10.2021

В. Бианки «Ноябрь»

1

01.11.2021

С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря»

1

02.11.2021

С. Алексеев «На берегу Невы»

1

03.11.2021

С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге»

1

05.11.2021

С. Алексеев «Гришенька»

1

08.11.2021

Е. Холмогорова «Серебряный лебедь»

1

09.11.2021

Е. Холмогорова «Боевое крещение»

1

10.11.2021

Е. Холмогорова «День рождения Наполеона»

1

12.11.2021

Е. Холмогорова « В дни спокойные»

1

15. 11.2021

Внеклассное чтение. ХКК.

Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев»

1

16.11.2021

Что такое хорошо и что такое плохо

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

1

17. 11.2021

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

1

19. 11.2021

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

1

22. 11.2021

Е. Пермяк «Тайна цены»

1

23. 11.2021

По переводу Д.Гальпериной  «Здравствуйте»

1

24. 11.2021

Здравствуй, гостья – Зима

В.Бианки «Декабрь». Е. Благинина «Новогодние загадки»

1

26. 11.2021

А. Никитин «Встреча зимы»

1

29. 11.2021.

А. Дорохов «Теплый снег»

1

30. 11.2021

А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя»

1

01.12.2021

Д Хармс «Пушкин»

1

03. 12.2021

Внеклассное чтение.

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

1

06. 12.2021

В. Бианки «Январь»

1

07. 12.2021

Х.К. Андерсен «Ель». Мечты Ёлочки

1

08. 12.2021

Х.К. Андерсен «Ель». Рождество Ёлочки

1

10. 12.2021

Х.К. Андерсен «Ель». Жизнь на чердаке

1

13. 12.2021

А.П.Чехов «Ванька». Жизнь Ваньки у сапожника

1

14. 12.2021

А.П.Чехов «Ванька». Воспоминания Ваньки.

1

15. 12.2021

А.П.Чехов «Ванька».

1

17. 12.2021

И. Никитин «Весело сияет»  (отрывок).

1

20. 12.2021

И. Суриков «Белый снег пушистый»

1

21. 12.2021

М.Зощенко «Леля и Минька». Ёлка. Подготовка к празднику

1

22. 12.2021

М.Зощенко «Леля и Минька». Елка. Поведение детей на празднике.

1

24. 12.2021

Ю. Рытхэу «Пурга». Предостережения мамы.

1

10.01.2022

Ю. Рытхэу «Пурга». Счастливое возвращение домой

1

11.01.2022

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

1

12.01.2022

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

1

14.01.2022

В. Бианки «Февраль»

1

17.01.2022

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

1

18.01.2022

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

1

19.01.2022

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

1

21.01.2022

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

1

24.01.2022

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

1

25.01.2022

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

1

26.01.2022

Х. К. Андерсен «Снежная королева» Волшебное зеркало тролля.

1

28.01.2022

Х. К. Андерсен «Снежная королева»

Дружба Кая и Герды

1

31.01.2022

Х. К. Андерсен «Снежная королева»

Поведение Кая

1

01.02.2022

Х. К. Андерсен «Снежная королева»

Характеристика Снежной королевы

1

02.02.2022

Х. К. Андерсен «Снежная королева»

Герда в чудесном лесу.

1

04.02.2022

Х. К. Андерсен «Снежная королева»

Встреча Герды  с принцем и принцессой

1

07.02.2022

Х. К. Андерсен «Снежная королева»

Маленькая разбойница и Герда.

1

08.02.2022

Х. К. Андерсен «Снежная королева»

Чертоги Снежной Королевы

1

09.02.2022

Внеклассное чтение. ХКК. Е. Трофимов «Зимородок»

1

11.02.2022

Весна- красна

С. Смирнов «Первые приметы»

1

14.02.2022

В. Бианки «Март»

1

15.02.2022

По В. Пескову «Весна идет»

1

16.02.2022

М.Пришвин «Жаркий час»

1

18.02.2022

Г. Скребицкий «Весенняя песня». Желание птиц помочь Весне

1

21.02.2022

Г. Скребицкий «Весенняя песня». Помощь жаворонка

1

22.02.2022

Г. Скребицкий «Весенняя песня».Красота весенних лугов, лесов.

1

25.02.2022

В.Жуковский «Жаворонок»

1

28.02.2022

А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок)

1

01.03.2022

А. Твардовский «Как после мартовских метелей.»

1

02.03.2022

А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…»

1

04.03.2022

В Бианки «Апрель»

1

09.03.2022

Внеклассное чтение. ХКК 

С.Кучеренко «Мелодии ранней весны»

1

09.03.2022

(дистан.)

К. Паустовский «Стальное колечко». Подарок Варюше от бойцов.

1

11.03.2022

К. Паустовский «Стальное колечко». Варина беда

1

14.03.2022

К. Паустовский «Стальное колечко». Ожидание весны.

1

15.03.2022

Рассказы о животных

По В. Астафьеву «Злодейка». Поведение Фишки в лесу.

1

16.03.2022

По В. Астафьеву «Злодейка». Случай возле Красной глинки.

1

18.03.2022

По В. Астафьеву «Злодейка».

1

21.03.2022

По Е. Барониной «Рассказы про зверей»

1

22.03.2022

По Е. Барониной «Рассказы про зверей»

1

23.03.2022

В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

25.03.2022

В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

04.04.2022

Д. Хармс «Заяц и Ёж»

1

05.04.2022

И. Крылов «Зеркало  и обезьяна»

1

06.04.2022

Внеклассное чтение. ХКК 

Нанайская сказка «Как белка с бурундуком дружить перестала»

1

06.04.2022

(дистан.)

По Р. Киплингу «Рикки -Тикки – Тави». Появление мангуста в большом доме.

1

08.04.2022

По Р. Киплингу «Рикки -Тикки – Тави». Знакомство Рикки с садом.

1

11.04.2022

По Р. Киплингу «Рикки -Тикки – Тави». Избавление от Карайт.

1

12.04.2022

По Р. Киплингу «Рикки -Тикки – Тави». Битва с Нагом.

1

13.04.2022

По Р. Киплингу «Рикки -Тикки – Тави». Битва с Нагайной.

1

15.04.2022

По Р. Киплингу «Рикки -Тикки – Тави». Победа мангуста.

1

18.04.2022

По Р. Киплингу «Рикки -Тикки – Тави».

1

19.04.2022

Рассказы, сказки, стихи для детей

В. Набоков «Дождь пролетел»

1

20.04.2022

В. Бианки «Май»

1

22.04.2022

М. Дудин «Наши песни спеты о войне»

1

25.04.2022

В. Медведев «Звездолет «Брунька»

1

26.04.2022

В. Медведев «Звездолет «Брунька»

1

27.04.2022

В. Медведев «Звездолет «Брунька»

1

29.04.2022

В. Медведев «Звездолет «Брунька»

1

03.05.2022

В. Медведев «Звездолет «Брунька»

1

04.05.2022

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

1

04.05.2022

(дистан.)

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

1

10.05.2022

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

1

11.05.2022

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

1

13.05.2022

По А. де Сент – Экзепюри «Маленький принц»

1

16.05.2022

По А. де Сент – Экзепюри «Маленький принц»

1

17.05.2022

По А. де Сент – Экзепюри «Маленький принц»

1

18.05.2022

По А. де Сент – Экзепюри «Маленький принц»

1

20.05.2022

Внеклассное чтение. ХКК 

А.Максимов «Медвежьи причуды»

1

23.05.2022

(дистан)

В. Астафьев «Зорькина песня»

1

23.05.2022

Н. Рыленко Нынче ветер…»

1

24.05.2022

Внеклассное чтение. Э.Кириченко «Кабарожка» (с.58, Хрестоматия по ДВ)

1

25.05.2022

Повторение за год

1

27.05.2022

ИТОГО

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...