Конкурс "Учитель-дефектолог Краснодарского края 2022. Технологическая карта логопедического занятия на тему "Насекомые" 2 класс.
план-конспект

Копликова Наталья Николаевна

Закрепить и расширить знания учащихся о насекомых. Уметь различать слова по их отношению к родовым категориям. Занятие содержит презентацию и электронную зрительную гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nasekomye.docx480.88 КБ

Предварительный просмотр:

         Технологическая карта коррекционно – развивающего занятия по логопедии Копликовой Н.Н.

ГКОУ КК школа – интернат с.Шабельского

                   

Тема занятия:  «Насекомые».

Класс: 2, дети с ОВЗ VIII вида

Тип занятия: закрепление знаний.

Цель: закрепить и расширить знания учащихся о насекомых.

Задачи:

Образовательная: закрепить обобщающее понятие и Р.п. имен существительных единственного числа.

Коррекционно-развивающая: обогащать предметный словарь, активизировать глагольный словарь; развивать слоговой анализ и синтез, диалогическую связную речь и ВПФ.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку и интерес к окружающему миру.

Оборудование: презентация, предметные картинки, тетради, ручки, бабочка на нитке, демонстрационный материал «Насекомые», электронная зрительная гимнастика, музыкальное сопровождение «Шум леса».

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы с учащимися: словесные, наглядные.

Планируемые БУД:

                Личностные: ориентироваться в свой системе знаний, формировать ценностное отношение к природе.

                Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать свои результаты.

                Познавательные: уметь различать слова по их отношению к родовым категориям.

                Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других, вступать в диалог.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые БУД

Организационный.

Цель: создать настрой на продуктивную деятельность

Создание положительного настроя. Включение речевого внимания и слуха.

- Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Проследить за правильной осанкой детей.

- Сели, выпрямили спинки, ноги поставили под стол.

Приветствуют учителя и друг друга, выполняют самооценку готовности к уроку

Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений.

Р: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация опорных знаний. Цель: выявить знания по теме, контроль за усвоением ранее пройденного материала, пояснение ошибок.

  1. Загадывание загадок.

Летит -  пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит. (Комар)

Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много меда собирает

И на чай нас приглашает. (Пчела)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

У нее четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза. (Стрекоза)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

ловко прыгать может он. (Кузнечик)

Уточнение (объяснение) семантики слов: «Изумрудный» - это один из оттенков зеленого цвета (показать цвет). «Чемпион» - это спортсмен, ставший победителем в каком – либо соревновании.

Картинки вывешиваются на доску.

Отгадывают загадки  и смотрят на слайд с картинкой насекомого.

Р: умение принимать и сохранять учебную задачу

К: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Л: оценивать свои результаты.

П:  уметь узнавать предмет по характерным признакам.

 

Введение в тему (проблемное)

Ребята, как мы назовем одним словом пчелу, комара, бабочку, стрекозу, кузнечика?

Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

Насекомые.

Ответы детей.

П: понимать и использовать в речи конкретные и обобщающие понятия.

Дыхательная гимнастика. Цель: выработка длительности, направленности и силы речевого выдоха.

Инструкция.

Взяться за конец ниточки. Вдохнуть через нос и, поджав уголки губ, долго дуть на бабочку.

Следить за точностью выполнения.

Держатся за конец ниточки. Вдыхают через нос и, поджав уголки губ, долго дуют на бабочку.

Р: работать по предложенному плану и выполнять последовательность действий.

Работа по теме. Цель: организовать уточнение и согласование темы.

  1. Слайд №1 Лесная полянка.

Назовите насекомых, которые находятся на полянке (одно насекомое детям незнакомо). Логопед: это насекомое «Жук – олень» его прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Это самый большой жук. Жук – олень обитает только в лесах. Рогами – челюстями он может прокусить даже кожу человека (вывешивает картинку жука – оленя на доску).  

Составление рассказа – описания жука – оленя учителем. Затем задает вопросы по рассказу детям.

-Расскажите, жук, какой?

-Что есть у жука?

-Зачем жуку панцирь?

-Что находится под панцирем?

-Как передвигается жук - олень?

-Чем питается жук- олень?

Посчитайте, сколько всего насекомых на полянке. Назовите насекомых, расположенных слева, справа.

Какую пользу или вред приносят насекомые человеку.

Что насекомые делают зимой?

Планируют собственную деятельность на уроке.

Ответы детей: рогатый, большой, черный.

У жука есть большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове глаза, пара усиков, и 6 лапок.

Защита от других животных.

Тело.

Ползает и летает.

Нектаром, растительной пищей.

Полные ответы детей.

Пчела приносит мёд и опыляет растения, муха и комар являются переносчиками болезней.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

К: уметь с достаточной полнотой составлять рассказ – описание.

П: уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Р: принимать учебную задачу, действовать по плану.

Дидактическая игра: «Кто как передвигается». Цель: активизировать глагольный словарь.

Рассмотрите картинку (слайд №1) и назовите действия насекомых.

Рассматривают картинку на слайде и называют действия насекомых. Бабочка летает, порхает, кружится. Жук – олень летает, ползает и т.д.

Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений. Р: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Электронная зрительная гимнастика. Цель: разгрузка зрения.

Инструкция.

- Следить за перемещением бабочки только глазами, голову держать прямо.

Следят глазами за траекторией полета бабочки.

Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений.  Р: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Работа с интерактивной доской. Цель: отработка четкой артикуляции с активизацией глагольного словаря.

Следит за правильностью чтения и артикуляцией.

Читают чистоговорку по цепочке, затем хором. Тихо и громко.

Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений.  Р: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: снятие напряжения пальцев рук,  развитие мелкой моторики.

Послушайте, посмотрите, а затем повторите!

Дружно пальчики считаем —

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?

0й, сюда комар летит!

Поднимают руки ладошками вверх.

Сжимают и разжимают пальцы.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

Вращают мизинцем.

П: и К: уметь соотносить речь с движением, слушать и понимать других.

Р: действовать по предложенному плану.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

Работа у доски.

- Картинки на доске хотят, чтобы вы под ними написали их названия, и поделили  на слоги.

Дети по очереди делают подписи, проводят слоговой анализ, обозначают черточками и цифрами количество слогов.

Р: действовать по предложенному плану.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

Работа в тетрадях. Цель: формировать навыки письма.

Задание: списать с доски названия насекомых в три строчки (по количеству слогов).

Дети записывают:

1 строка: названия, которые состоят из одного слога.

2 строка: названия, состоящие из двух слогов.

3строка: названия, состоящие из трех слогов.

Р: действовать по предложенному плану.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

Динамическая пауза.  Цель: реализация двигательной активности, снятие мышечного напряжения.

Координация речи с движением.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На черыре – полетела.

У реки остановилась, над водою закружилась.

Выполняют упражнения.

П: и К: уметь соотносить речь с движением, слушать и понимать других.

Р: действовать по предложенному плану.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

Закрепление изученного. Цель: закрепление в речи названий насекомых и обобщающего слова.

Д/и: «Кого не стало?»

Цель: закрепление в речи Р.п. сущ.-х ед. числа; развитие памяти.

Логопед просит детей закрыть глаза и снимает с доски картинку насекомого.

Ребята, назовите, кого не стало. Когда все картинки сняты с доски, логопед просит назвать (одним словом) кого не стало на доске.

Дети называют насекомое, которого не стало.

Ответы детей: насекомых.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

К: уметь с достаточной полнотой составлять рассказ – описание.

П: уметь применять новые знания.

Р: принимать учебную задачу, действовать по плану.

Итог урока. Цель: подведение итогов, оценка деятельности учащихся.

Вот и подходит к концу наш урок. Как называется тема урока?  Что нового узнали на уроке?

Оценка деятельности учащихся.

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Р: самооценка.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Рефлексия. Цель: вспомнить, проанализировать свою работу.

Понравился ли вам урок?

Что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы.

К: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Релаксация.

Под музыку «Звуки природы».  Ребята, положите руки на парту вверх ладошками, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Почувствуйте, как на ваши ладошки садятся  божьи коровки. Они приятно ползают по ладошкам, но вдруг поднялся легкий ветерок и сдул их с ладошек. Соберите ладошки в кулачки и откройте глазки. Встаньте, улыбнитесь друг другу. -- Наше занятие закончилось, до свидания.

Дети расслабляются.

Л: смыслообразование (Я должен представить…).

Р: волевая саморегуляция,

осуществление пошагового контроля своих действий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся 1 класса.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителе...

Технологическая карта логопедического занятия для 3 класса.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов -- письмо, чтение. Тем самым своевременная...

Технологическая карта логопедического занятия на основе системно - деятельностного подхода.

Логопедическое занятие во втором классе (ОНР 4-ый уровень). Тема "Дифференциация звуков "С" - "Сь"....

Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)

Цель занятия: Формирование у младших  школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся с недостатками письма и чтения, обусловленными ОНР III уровня (2 класс)

Технологическая карта группового логопедического занятия с обучающимися 2 класса (ТНР вариант 5.1) на тему: "Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш". Весь речевой материал подобран в рамках одной лексичес...

Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»

Научить детей различать звуки [С]-[Ц]  изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...

Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе. Предлоги К, ОТ. Хищные птицы

Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе. Предлоги К, ОТ. Хищные птицы...