Воспитательское занятие «Что такое собственность», 6 класс
план-конспект занятия (7 класс)

Банщикова Юлия Сергеевна

Цель:

  1. Знакомить воспитанников с понятием “собственность”.
  2. Систематизация знаний и четкая дифференциация понятий: «мое», «чужое», «общее» на основе практических заданий.  
  3. Коррекция мышления на основе анализа проблемных ситуаций. 
  4. Формировать навыков классификации и обобщения.
  5. Развивать способность анализировать действия и поступки других людей
  6. Активизация познавательных процессов, развитие речи.
  7. Воспитывать доброжелательность, уважение, умение слушать и слышать другого человека

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое собственность?40.78 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательское занятие «Что такое собственность».

Цель:

  1. Знакомить воспитанников с понятием “собственность”.
  2. Систематизация знаний и четкая дифференциация понятий: «мое», «чужое», «общее» на основе практических заданий.  
  3. Коррекция мышления на основе анализа проблемных ситуаций. 
  4. Формировать навыков классификации и обобщения.
  5. Развивать способность анализировать действия и поступки других людей
  6. Активизация познавательных процессов, развитие речи.
  7. Воспитывать доброжелательность, уважение, умение слушать и слышать другого человека,

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Правила поведения на занятии.

1. На занятии будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.(ответы детей)

2.  Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

  1. Основная часть.
  1. - В нашей жизни нас с вами окружает множество вещей, одни из которых являются нашими личными вещами, и про них мы смело можем сказать «Это мое», другие же напротив – это «Чужие вещи», ну а третьи – это вещи, которыми могут пользоваться в равной степени все – «Общие вещи». Т. к. большую часть времени мы с вами проводим в нашей группе, то и разбираться будем на примере вещей, которые нам хорошо известны.

2. Дидактическая игра «Моё - общее».

- Посмотрите, здесь лежат карточки с названием разных вещей, а на доске – изображение человечка. Сюда мы будем прикреплять карточки с изображением тех предметов, которые по вашему мнению являются личными и про них мы можем сказать «Мое». На другой доске изображены сразу несколько человечков, целая группа: сюда мы складываем карточки  с изображением предметов, про которые мы можем сказать, что они «Общие».

Например: пижама, книги, зубная щетка, шапка, игрушки, кровать, диван, ковер, кружка, ложка, телевизор, телефон, щетка для обуви, шкафчики, веник, расческа.

Каждый воспитанник по очереди берёт карточку и закрепляет на нужной доске.

- Итак, подведем итог задания. Проверим, что получилось (воспитатель перечисляет вещи с каждой доски, по ходу задавая вопросы детям, почему так, а не иначе).

- Обратите внимание на доску с личными вещами. Могут ли данные предметы быть общими? Почему?

Обсуждая ответы на данный вопрос, воспитатель подводит детей к выводу: мое - это то, что принадлежит только мне. Это могут быть предметы личной гигиены, личные вещи из одежды, личные предметы быта: шкафчик, кровать, если это игрушки и вещи, то принесенные нами из дома или нам подаренные.

  1. Упражнение «Шифровка». (Индивидуальная работа)

  На карточках зашифрованы буквы, дети проставляют их в нужном порядке, получается слово Собственность.

1   2  3   4  5  6  7  8   9  10   11   12   13

С  О  Б  С  Т  В  Е  Н  Н  О    С     Т     Ь

3

7

4

13

10

8

6

11

2

12

9

1

5

Б

Е

С

Ь

О

Н

В

С

О

Т

Н

С

Т

3. Решение проблемной ситуации «Мне понравилась чужая вещь».

- Сейчас я  расскажу вам две маленьких истории, которые могут показаться вам очень знакомым. А вы подумайте, чем один сюжет отличается от другого.

А) Данил разговаривает по мобильному телефону, к нему подходит Паша и просит показать ему телефон. Когда чужой телефон оказывается в руках Паши, он спокойно кладет его в карман. На слова  Данила: «Верни мой телефон» Паша отвечает: «Был — твой, стал — мой».

Б) Дима подходит к Максиму и показывает машину, которую ему подарили. Максим отвечает, что очень хотел бы иметь такую же.  Дима предлагает Максиму поиграть своей машиной на время.

- Давайте попробуем разобраться в поступках детей.

  1. Как вы поступаете, когда чужая вещь вам очень нравится, и вы хотите, чтобы она стала вашей?

2. Как вы будете относиться к чужим вещам, которые вам дали на временное пользование?

  1. Как вы поступите, если испортили чужую вещь?

- Итак, какой мы можем сделать вывод? (нельзя без разрешения брать чужие вещи).

4.Динамическая пауза. Игра «Что изменилось?

Я приглашаю вас поиграть.

Для проведения игры дети проходят в игровую зону, на ковре.

Описание игры:

Заранее воспитатель просит у детей по одной личной вещи (часы, галстук, ободок, сумочка…) и складывает в «волшебную коробочку». Дети стоят полукругом на ковре, воспитатель объясняет правила.

- Сейчас каждому из вас я верну личную вещь. Сначала выберем водящего с помощью считалки. Алёша, посчитай нас.

- Итак, водящий у нас Вова. Внимательно посмотрите какая из личных вещей кому принадлежит. Водящий становится спиной к играющим. Я прячу вещь одного из играющих в «волшебную коробку». По моему сигналу, водящий поворачивается и пытается определит, чья вещь пропала. Очень важно водящему быть внимательным, а играющим не подсказывать. Если водящий угадывает, что и у кого пропало, то меняет местами с играющим и все начинаем сначала, а если нет, то пытается угадать пропажу вновь, но уже я прячу другую вещь.

Игру можно провести 3-4 раза.

В конце игры воспитатель целенаправленно создает проблемную ситуацию.

- Антон, мне так понравился твой зарадник, пожалуй я оставлю его себе. Ребята, правильно ли я поступила? ( нет, чужие вещи нельзя присвоит себе без разрешения.)

- Антон, тебе понравилось, что я взяла и присвоила себе твой  зарядник, не спросив?  Что ты чувствуешь.

5.Проблемная ситуация.

- Поиграли? Отдохнули? Предлагаю не зевать, свое место занимать.

Дети садятся на свои места.

- Ребята, вчера мне на глаза попалось письмо одного мальчика, я хотела бы его с вами обсудить.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Максим. Я учусь в школе, в третьем классе. Хочу рассказать вам свою историю и попросить помочь в ней разобраться. Мы с ребятами все вместе купили фотоаппарат для нашего класса, деньги дали наши родители. Мы фотографировали наши праздники, интересные экскурсии, однажды мы всем классом ездили в цирк. Наша учительница сделала фотографии, и мы все вместе их просматривали, было весело и интересно. Я тоже очень люблю фотографировать, особенно свою кошку Дымку. Вчера я взял этот фотоаппарат с собой домой и нечаянно уронил его. Фотоаппарат сломался. Все ребята класса на меня обиделись и перестали со мной разговаривать. Разве они правы? Ведь этот фотоаппарат и мой тоже, потому что я, как и другие, давал деньги для его покупки. Помогите разобраться! Я же прав!?

Обсуждение:

1. В какой кармашек вы поместили бы листик с фотоаппаратом, о котором идет речь? Почему?

2. Что можно ответить мальчику на его вопрос?

3. Приходилось ли вам портить общие вещи?

4. Как при этом вы себя чувствовали?

Обсуждая ответы на данный вопрос, воспитатель подводит детей к выводу: общее - это то, чем могут пользоваться многие люди, в том числе и я. Общее - это больше чужое, чем мое.

6.Работа в микрогруппах. Карточки-задания.

Детям предлагается посмотреть несколько фотосюжетов с незавершенной ситуацией, обсудить ее и предложить свой вариант. На каждый сюжет 4-5 фотоизображений.

  1. Данил и Максим - друзья. Данил заболел, и его положили в больницу. В день своего возвращения он подошла к Максиму и сказал: «Я в больнице потерял свою расческу. Одолжи мне свою. А Максим ответил... (Извини, Ангелина, но расческа моя личная и я не могу тебе ее дать, давай попросим у воспитателя для тебя новую.
  2. Алёша и Вова собирались на праздник. Вова оделся и понял, что ему нужен ремень. Алёша предложила: «Вот, у Димы на полке лежит хороший ремень. Возьми его. Вова ответил... (Нельзя брать чужое, не спросив. Давай лучше попросим у Димы. Она добрый и даст на время)
  3. Паша и Антон помогали Олегу Павловичу ремонтировать сломанную мебель. Паша сказал:

- Посмотри, какую красивую ручку я приделал к дверце моей тумбочки. Теперь она как новенькая.

- Здорово, - ответил Антон. А теперь давай починим вот этот стул.

- Зачем? Это разве твой стул?

Антон сказал…… (Нет, этот стул стоит в игровой комнате и на нем сидят дети нашей группы. Всем будет приятно!)

Подведение итогов занятия.

- Какие вы молодцы с легкость нашли правильные ответы.

- Мне очень хочется узнать, что же для себя вы отметили важного в нашем занятии?

   1.Вещи, окружающие нас, могут быть личными, чужими или общими.

   2.Никогда нельзя брать без разрешения чужие вещи.

   3.Особенно бережно следует обращаться с общими вещами.

- Верно.

А сейчас я раздам вам памятки, вклейте их в ваши тетради.

Запомни правило простое: Без спроса не бери чужое! 

За свое постою, а чужое не возьму.

Относись к общим вещам бережно, т. к. ими пользуются и другие люди!

И никогда не забывай: одолжил вещь – скажи спасибо и не забудь вернуть!

3

7

4

13

10

8

6

11

2

12

9

1

5

Б

Е

С

Ь

О

Н

В

С

О

Т

Н

С

Т

3

7

4

13

10

8

6

11

2

12

9

1

5

Б

Е

С

Ь

О

Н

В

С

О

Т

Н

С

Т

3

7

4

13

10

8

6

11

2

12

9

1

5

Б

Е

С

Ь

О

Н

В

С

О

Т

Н

С

Т

3

7

4

13

10

8

6

11

2

12

9

1

5

Б

Е

С

Ь

О

Н

В

С

О

Т

Н

С

Т

3

7

4

13

10

8

6

11

2

12

9

1

5

Б

Е

С

Ь

О

Н

В

С

О

Т

Н

С

Т

3

7

4

13

10

8

6

11

2

12

9

1

5

Б

Е

С

Ь

О

Н

В

С

О

Т

Н

С

Т

3

7

4

13

10

8

6

11

2

12

9

1

5

Б

Е

С

Ь

О

Н

В

С

О

Т

Н

С

Т

Данил и Максим - друзья. Данил заболел, и его положили в больницу. В день своего возвращения он подошла к Максиму и сказал: «Я в больнице потерял свою расческу. Одолжи мне свою. А Максим ответил... (Извини, Ангелина, но расческа моя личная и я не могу тебе ее дать, давай попросим у воспитателя для тебя новую.

Алёша и Вова собирались на праздник. Вова оделся и понял, что ему нужен ремень. Алёша предложила: «Вот, у Димы на полке лежит хороший ремень. Возьми его. Вова ответил... (Нельзя брать чужое, не спросив. Давай лучше попросим у Димы. Она добрый и даст на время)

Паша и Антон помогали Олегу Павловичу ремонтировать сломанную мебель. Паша сказал:

- Посмотри, какую красивую ручку я приделал к дверце моей тумбочки. Теперь она как новенькая.

- Здорово, - ответил Антон. А теперь давай починим вот этот стул.

- Зачем? Это разве твой стул?

Антон сказал…… (Нет, этот стул стоит в игровой комнате и на нем сидят дети нашей группы. Всем будет приятно!)

Запомни правило простое: Без спроса не бери чужое! 

За свое постою, а чужое не возьму.

Относись к общим вещам бережно, т. к. ими пользуются и другие люди!

И никогда не забывай: одолжил вещь – скажи спасибо и не забудь вернуть!

Запомни правило простое: Без спроса не бери чужое! 

За свое постою, а чужое не возьму.

Относись к общим вещам бережно, т. к. ими пользуются и другие люди!

И никогда не забывай: одолжил вещь – скажи спасибо и не забудь вернуть!

Запомни правило простое: Без спроса не бери чужое! 

За свое постою, а чужое не возьму.

Относись к общим вещам бережно, т. к. ими пользуются и другие люди!

И никогда не забывай: одолжил вещь – скажи спасибо и не забудь вернуть!

Запомни правило простое: Без спроса не бери чужое! 

За свое постою, а чужое не возьму.

Относись к общим вещам бережно, т. к. ими пользуются и другие люди!

И никогда не забывай: одолжил вещь – скажи спасибо и не забудь вернуть!

Запомни правило простое: Без спроса не бери чужое! 

За свое постою, а чужое не возьму.

Относись к общим вещам бережно, т. к. ими пользуются и другие люди!

И никогда не забывай: одолжил вещь – скажи спасибо и не забудь вернуть!

Запомни правило простое: Без спроса не бери чужое! 

За свое постою, а чужое не возьму.

Относись к общим вещам бережно, т. к. ими пользуются и другие люди!

И никогда не забывай: одолжил вещь – скажи спасибо и не забудь вернуть!

Запомни правило простое: Без спроса не бери чужое! 

За свое постою, а чужое не возьму.

Относись к общим вещам бережно, т. к. ими пользуются и другие люди!

И никогда не забывай: одолжил вещь – скажи спасибо и не забудь вернуть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...

Воспитательское занятие для детей подростков школы 8 вида "Есть такая профессия - дворник" (профориентация)

Тема воспитательского занятия: «Есть такая профессия -  дворник» (7 класс) Цель:  Расширять представления детей о профессии дворника; воспитывать  уважительное  отношение  к л...

Воспитательское занятие для школы 8 вида по профориентации " Такая нужная профессия портной"

Воспитательский час: « Такая нужная профессия – портной» Цель: Расширять представления учащихся о профессии швеи (портного) и модельера; способствовать формированию осознанного выбора профессии. Корре...

Воспитательское занятие, Классный час Что такое природа 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....

Что такое собственный бизнес?

Проект-презентация для 5-7 классов по Финансовой граммотности....

Воспитательский час "Что такое "Толерантность"

Цель: знакомство воспитанников с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Задачи: Воспитывать положительн...