Развитие речи школьников с нарушением зрения в процессе выполнения творческих работ на основе наблюдения.
методическая разработка

Шалгинова Юлия Александровна

Проблема речевого развития детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации. Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка с нарушением зрения. Под влиянием речи развивается его восприятие, мышление, память. Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка с нарушением зрения об окружающих предметах и явлениях. Целью данной работы является изучение развития речи младших школьников с нарушением зрения в процессе выполнения творческих работ на основе наблюдения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_russkomu_yazyku.docx78.15 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методика обучения русскому языку»

НА ТЕМУ:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ.

Выполнила:

                                                                                 Шалгинова Юлия

                                                                                 Александровна

Санкт-Петербург

2022

Содержание

Введение        2

Глава 1. Особенности  речевого развития младших школьников с нарушением зрения        4

1.1. Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.        4

1.2. Задачи и пути развития речи младших школьников с нарушенным зрением        9

1.3. Трудности речевого развития младших школьников с нарушениями зрения, особенности речи         14

Глава 2. Методы обучения и содержание работы по развитию речи детей с нарушением зрения        22

2.1. Содержание работы по развитию речи …………………………………………………………………………………….22

2.2. Методы обучения, направленные на развитие речи……………………………………………………………………………….24

Глава 3. Развитие речи младших школьников с НЗ в процессе выполнения творческих работ на основе наблюдение…………………………………………………………………...….25

3.1. Наблюдение, как метод обучения.        25

3.2. Виды творческих работ на уроках русского языка…………………………………………………………………….………..28

Заключене……………………………………………………………………….

31

Список  литературы……………………………………………………………………..33

Интернет источники………………………………………………………………………35

Введение

Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований.

О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили крупнейшие психологи (С. Рубинштейн, Л. Выготский).

Проблема речевого развития детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации.

Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка с нарушением зрения. Под влиянием речи развивается его восприятие, мышление, память. Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка с нарушением зрения об окружающих предметах и явлениях.

Постоянные занятия с ребенком помогают ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.

Необходимо помнить, что основы речевого навыка закладываются в начальной школе.

Целью работы является изучение развития речи младших школьников с нарушением зрения в процессе выполнения творческих работ на основе наблюдения.

Объектом выступает развитие речи младших школьников с нарушением зрения.

Предметом служит развитие речи в процессе выполнения творческих работ на основе наблюдения.

Глава 1. Особенности  речевого развития младших школьников с нарушением зрения.

1.1. Особенности речевого развития детей с нарушением зрения.

Одним из показателей уровня культуры человека считают его речь.

Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. [9]

Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их. Речь — средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении [22].

Поэтому речь должна отвечать определённым требованием:

Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации.

Ясность – это доступность её для понимания другими

Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (слов паразитов, жаргонизмов и т.д.)

Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

Выразительность – умение ярко, убедительно выразить свои мысли и чувства.

 Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения.

Успешность обучения детей во многом зависит от уровня овладения детьми связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Особенность любой частной методики, в том числе методики развития речи как науки, заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки.

Методологической основой методики развития речи является теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.

Речь зависит от состояния речевого аппарата, от индивидуальных особенностей человека. Речь ребенка отличается от речи взрослого. Важной для методики развития речи является теория речевой деятельности. Под речевой деятельностью понимается активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Различают четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание (понимание), чтение и письмо. [22]

По мнению Грановской Р.М., речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития. 

Выделяют три основные функции речи:

  • межиндивидуальная функция;

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.

  • внутрииндивидуальная функция;

Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.

  •  общечеловеческая функция;

Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. [7]

Виды речевой деятельности(в психологии): внутренняя и внешняя.

Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых

значений) вне процесса реальной коммуникации. [2]

Выделяют три основных типа внутренней речи:

  • внутреннее проговаривание - «речь про себя»;
  • сама речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления;
  • внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. [14]

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками).

 Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.

Речь устная  –  вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. [10]

Развивать речь ребенка — значит делать ее богатой по словарю, грамматически правильной, связной и содержательной. Все это может успешно осуществляться при систематическом наблюдении и руководстве развитием речи детей в условиях школьного обучения.

Постоянно используемая как средство общения, речь становится вместе с тем и средством приобретения знаний, поскольку цель речевого общения заключается именно в усвоении и передаче определенного содержания.

Речь является средством усвоения мысли других людей и развития собственного мышления.

Речь выполняет также функцию организации и регуляции психической деятельности и поведения человека. Речь развивается в постоянном взаимодействии с ощущениями, представлениями, эмоциями и другими процессами познания. Возникнув на основе чувственного опыта, речь в своем развитии перестраивает все психические процессы личности. Так, на основе слова упорядочивается чувственный опыт, создаются новые, высшие формы анализа и синтеза в восприятии и мышлении человека. [12]

Грановская Р.М. и Никольская И.М. отмечают, что развитие речи большая и сложная область педагогики. Сложная, так как касается такого сложного явления, как речь человека. Развивать речь - значит систематически планомерно работать над содержанием речи, над ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным (орфографическим и пунктуационным) оформлением мыслей и правильным орфоэпическим произношением[5].
Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия и общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития[9].

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников [5].

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь — залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка — не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. [18]

Ребенок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, пишет Архипенко Г.М., при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для младших школьников слова являются «вторыми оригиналами действительности», а первыми - образы окружающего его мира, т.е. язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок «принял» названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. Органы внешних чувств - орудие познания. В развитии речи они играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребенка действительность — это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка. [1]

1.2. Задачи и пути развития речи младших школьников с нарушенным зрением.

Развитие речи учащихся — это главный методический принцип, на основе которого строится работа над языком.

Синицын В.А. ставит задачей учителя начальных классов — работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над «связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку. [21]

Протасова Е.Ю. выделяет:

  • во-первых, обучение должно проходить в игровой форме, чтобы ребёнку было весело и интересно учиться и узнавать новое;
  • во-вторых, необходимо создать мотив обучения, чтобы ребёнок понимал, что и для чего он читает, что от успешности выполнения задания зависит содержание рассказа;
  • в-третьих,   выполнение   заданий  желательно сопровождать практическими действиями, что помогает задействовать в процессе чтения различные анализаторы, дольше удерживать внимание. [19]

Необходимо выполнять работу по воспитанию звуковой культуры речи. Формировать правильное произношение всех звуков русского языка. Определять на слух наличие того или иного звука в слове, различать близкие по звучанию слова. Обогащать речь детей: помогать в усваение лексики и грамматики  родного языка. Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать умение отвечать на вопросы и задавать их; участвовать в коллективном разговоре. Постепенно формировать более или менее целостную картину взаимосвязанных представлений о разных областях жизни.

А также, накапливать у детей запас художественных произведений всех жанров. Формировать умение с удовольствием слушать знакомые и новые произведения; участвовать в построение спектаклей, проявлять себя в разных ролях; испытывать радость от общения с книгой, яркими выразительными рисунками, видеть в них источник интересной информации. [3]

Как правило, развитии речи судят по тому, как много слов знает ребёнок, причём, прежде всего, существительных. Человек может знать огромное количество слов, но  в любом языке существительные - основная понятийная масса лексикона (Протасова Е.Ю.). [20]

Необходимо поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевыми и речевыми средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться, выражая свои желания, чувства, мысли. Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Содействовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению слов, согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида и т. п. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. [24]

Можно выделить семь задач, по развитию речи младших школьников:

1) Развитие словаря.

В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.

Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим миром.

2) Формирование грамматической стороны речи.

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка.

3) Воспитание звуковой культуры речи.

Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Важнейшее качество звучащей речи — ее выразительность. Н. К. Крупская говорила о воспитании у детей этого качества, его значении в их будущей, взрослой жизни, когда каждому придется выступать перед аудиторией, быть оратором. Она подчеркивала, что нужно не сдерживать и подавлять, а развивать естественную выразительность речи детей.

4) Формирование разговорной речи.

Умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

5) Обучение рассказыванию (монологической речи).

Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать.

6) Ознакомление с художественной литературой.

Знакомить детей с лучшими произведениями детской литературы, формировать некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.

7) Подготовка детей к обучению грамоте.

Необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность.

Итак, выделяется семь основных задач развития речи детей. Решение каждой из задач не может осуществляться отдельно друг от друга. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. [4]

Пути развития речи младших школьников с нарушенным зрением и нормальным зрением (Гризик Т.И. и Заводчикова О.):

  • развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • упражнения на развитию мелкой моторики рук, задания на подготовку к обучению письму;
  • дидактические игры на развитие всех сторон речи и различных психических процессов;
  • работа в речевом уголке с аудиоплейерами;
  • подгрупповые занятия, на которых проводятся упражнения на развитие всех сторон речи (обычно подбираются дети, требующие наиболее пристального внимания взрослых). [4]

Учитель должен руководствоваться прежде всего общими методами обучения ребенка, знать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Но наряду с этим он должен учитывать особенности развития детей с нарушением зрения и уметь использовать методы массовой школы в специальных условиях обучения, знать специальную методику обучения. В процессе обучения детей с НЗ необходимо найти и правильно использовать средства, конкретизирующие их речь, увеличивающие запас представлений и приводящие их в соответствие с усвоенным запасом слов. Для этого нужно создать такие условия, чтобы в процессе обучения дети использовали все имеющиеся у них виды чувствительности: слух, вкус, обоняние, температурное чувство и особенно осязание.

Полученные представления   должны   служить опорой в развитии устной и письменной речи учащихся. [13]

Индивидуальные особенности процесса формирования   грамматических понятий, не завися от остроты зрения и локализации глазного заболевания, определяются индивидуальными возможностями речевой и мыслительной деятельности школьника, его готовностью к анализу и синтезу формальных и семантических признаков грамматических единиц,   к конкретизации, абстрагированию и сравнению, соотносящих   общие формальные и семантические признаки единиц речи с понятием о той или иной грамматической категории, к обобщению. [6]

Работа по развитию речи детей   начинается с первых уроков подготовительного периода. Учитывая особенности зрительного восприятия и всего предшествующего развития детей с нарушениями зрения, необходимо помнить, что в основе их обучения должен лежать принцип поэтапности формирования зрительного образа, т. е. от тщательного изучения предмета к слову, затем включение слова  в  предложение и связный текст.

Целенаправленное развитие   речи   слабовидящих школьников имеет коррекционное значение для нормализации их общения, усвоения всех учебных предметов, адаптации их в среде зрячих.

И лишь только на основе постоянной, упорной работы по расширению, уточнению и углублению значений слов мы можем предупредить формализм речи  младших школьников с нарушениями зрения.

1.3. Трудности речевого развития младших школьников с нарушениями зрения, особенности речи.

До сих пор проблема формирования навыков связной речи у младших слабовидящих школьников является актуальной для каждого учителя. Речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается. Овладение связной речью и ее функциями при слабовидении происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих. Однако нарушения зрения накладывают на процесс формирования речи определенный отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств. [7]

Речь детей с нарушением зрения проходит те же стадии развития, как и речь зрячих.  Но речь детей с НЗ имеет существенную особенность, проявляющуюся прежде всего в том, что запас слов у детей с НЗ нередко больше, чем количество образов предметов, имеет место также неадекватность между значением слова, и имеющимися представлениями о том, что обозначено словом.

Полное нарушение зрительной функции в значительной мере ограничивает познавательные возможности ребенка и, следовательно, отрицательно влияет   на ход развития речи, однако в большинстве случаев отставание в речевом развитии обусловлено рядом других факторов, среди которых главным являются неблагоприятные условия воспитания таких детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. [8]

Необходимо уделять большое внимание правильному  положению тела учеников при их устной речи (Коваленко Б.И.).  Им нужно объяснить, как следует стоять и сидеть, обратив их внимание на положение головы, рук и ног. Зрячие видят, как это делают другие, и непроизвольно подражают. Дети с нарушениями зрения часто допускают отклонения от общепринятого и целесообразного, порой не зная об  этом, а узнав, с трудом освобождаются от привычных недостатков. Ученики с нарушениями зрения во время устной речи нередко стоят  и сидят согнувшись, придают голове и рукам нелепое положение или без нужды двигают ими. С такими недостатками ученик должен бороться, и в этом ему необходима систематическая помощь. Требование правильной, общей установки во время устной речи основывается не только на соображениях красивого, но и на соображениях полезного, в частности является одним из условий нормальной работы мозга и правильного дыхания.      

Устная речь в фонетическом отношении должна быть правильной — все звуки произносятся и ударения в словах делаются без отступления от принятого в русском языке. Речь не засорена посторонними звуками и словами-паразитами. Требуется, чтобы сила голоса соответствовала помещению, в котором проводится работа. У некоторых детей с нарушениями зрения наблюдается обусловленная недостаточным запасом воздуха в легких полушепотная речь, а иногда ее противоположность — избыточно громкая, что вызывается недостаточным учетом размеров помещения и расстояния от слушателей. Устная речь должна быть правильной в отношении темпа — необходимо устранять   избыточную медлительность и торопливость. Первое нужно для медлительных учеников, а последнее— для избыточно торопливых. В устной речи обязательны паузы. Они лишь частично совпадают со знаками препинания и имеют большое значение. Тембр голоса определяется своеобразиями строения речевого аппарата и прилегающих к нему областей у говорящего.

Устное изложение учеников дает возможность систематизировать, повторить, закрепить и проверить усвоенное и развивает у учеников умения и навыки излагать свои  знания и мысли.

Вызов учеников для расширенных ответов перед классом освобождает их от неуверенности, застенчивости, робости и смущения. Выход для ответа перед классом развивает  пространственную   ориентировку.

На усвоение устной речи учениками существенное влияние оказывает то, в какой мере учителя по всем предметам, в совершенстве владеют устной речью и насколько в работе с учениками они обращают внимание на их устную речь. В условиях школ слепых и слабовидящих, которые являются школами-интернатами, большое значение имеет и речевой режим во внеклассное время. Все сотрудники и ученики школы должны вести борьбу за культурную устную речь. Устная речь окружающих во всей учебно-воспитательной работе и в быту, в случае положительных качеств показывает положительное, а в случае отрицательных — отрицательное влияние на речь учеников.

Речь в основном развивается в процессе личного речевого опыта каждого ученика. Во время устных изложений, бесед и опросов по всем предметам каждому ученику должна быть предоставлена не только возможность ответить на вопросы, относящиеся к данному предмету, но и возможность упражнения в разных видах устной  речи.

Речь для слабовидящих является мощным средством компенсации недостатков их зрения. Это в основном относится к устной речи, так как пользование письменной речью у слабовидящих осложнено и требует точного соблюдения требований охраны зрения. Указанное приводит к тому, что в работе со слабовидящими учениками устная речь иногда используется взамен письменной. Отмеченное обязывает к повышению требований, предъявляемых к устной речи слабовидящих учеников.

Установка, звуковые качества, логические ударения и интонационная выразительность устной речи слабовидящих близки к тому, что имеется у зрячих. Своеобразия, встречающиеся у слепых и у слабовидящих наблюдаются значительно реже и менее выражены. Артикуляция, мимика, жестикуляция, определяющая и сопровождающая речь, изменяются сравнительно редко и незначительно.

В работе со слабовидящими устное изложение и повторительные беседы нужны чаще, чем в работе со слепыми и зрячими. Устные изложения и беседы иногда заменяют чтение и письмо, уточняют и восполняют образы и представления слабовидящих учеников. Это не исключает изложений и бесед, сопровождаемых конкретизацией с   использованием   для нее предметов, явлений и их изображений, причем последними часто бывают картины и рисунки. [11]

Поскольку трудности познания у детей с нарушениями зрения проистекают от ограниченности чувственного опыта, то специфика их обучения заключается не столько   в   содержании изучаемого материала, сколько в методах работы над усвоением этого содержания. На уроках русского языка эти методы направляются на развитие речи и формирование конкретных представлений детей с нарушениями зрения. Дети в процессе обучения и общения с окружающими   людьми   усваивают  достаточное количество слов, относящихся к окружающим предметам быта, труда и предметам живой и неживой природы. Они получают необходимые знания об условиях жизни и внешних особенностях животных и растений. В то же время очевидно, что в процессе их обучения не всегда обеспечивается  достаточная конкретная  основа для формирования представлений, необходимых при усвоении материала объяснительного чтения. Непонятные слова, встречающиеся в изучаемых текстах, требуют объяснения.

В конкретизации чаще всего нуждаются слова, обозначающие недоступные осязательному восприятию или редко воспринимаемые предметы. Это особенно относится к предметам живой природы: животным и растениям. Существуют разнообразные способы конкретизации речи. К ним относятся следующие: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым: воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др.

Большинство представлений, которые зрячие дети получают до школы и вне ее, из непосредственного наблюдения жизни, рассматривания картинок, просмотра кинофильмов и телевизионных передач, дети с нарушениями зрения должны приобрести в школе под руководством учителя. При выяснении усвоения детьми значения слова необходимо проверять, какие конкретные представления ассоциируются у них с этим словом. Проверка представлений не исключается даже тогда, когда учащиеся правильно описывают вещи и явления, ибо описания часто механически заучиваются ими из книг. При удобном случае им представляется возможность узнать или тщательно обследовать предмет, о котором они рассказывали. Детей с нарушениями зрения, в отличие от зрячих, нужно познакомить в школе даже с самыми распространенными натуральными и обследовать их не только при усвоении нового материала, но и при его повторении, так как единичные обследования не создают обобщенного образа и быстро забываются.

Поскольку всякое слово обобщает, то предмет, обозначенный словом, познается из речи только в его общем значении. У детей с нарушениями зрения чувственное запечатление предмета часто не предваряет собой его логического обобщения, а, наоборот, запаздывает, отстает. При этом содержание слов усваивается детьми поверхностно до тех пор, пока оно не будет дополнительно конкретизировано в процессе восприятия и деятельности ребенка.

Затрудненность оперирования конкретными представлениями о многих предметах, явлениях, ситуациях при усвоении значения соответствующих слов вызывает у детей с нарушениями зрения стремление и умение запоминать и использовать в своей речи словесные определения конкретных явлений. При этом оперирование словесными определениями понятий у них нередко появляется раньше, чем проникновение в содержание самих понятий. Относительно легко воспроизводя в речи определения понятий, дети с нарушениями зрения больше, чем зрячие, затрудняются в применении многих слов к предметным ситуациям. Это выражается в трудности узнавания предметов, в трудности усвоения разного рода описаний, хотя во всех этих случаях необходимые слова содержатся в их лексике и применяются в других речевых ситуациях.

Знания, усвоенные словесным путем при отсутствии у детей определенного минимума конкретных представлений, запоминаются механически. Такие знания не восполняют пробелы чувственного опыта, а лишь внешне «замаскировывают» их. Вследствие формального усвоения знаний у детей появляется вербализм в речи, т. е. оперирование словами при недостаточном осмысливании их содержания.

Значение того или иного слова раскрывается в речи ребенка в зависимости от соотношений, сложившихся между запасом слов и образов в определенной области познания. Если слова связываются с большим количеством представлений, то детям с нарушениями зрения удается восполнить с помощью речи пробелы своего чувственного опыта и получить правильные знания о предметах и явлениях, которые не были еще восприняты ими. Такие знания, полученные на основе слова, расширяют кругозор и обогащают речь детей с нарушениями зрения.

Различные значения таких слов усваиваются детьми правильно в соответствии с их возрастом и уровнем обучения. Овладение переносными значениями слов, опирающимися на богатый конкретный опыт, не представляет для ребенка с нарушениями зрения каких-либо дополнительных трудностей, в сравнении со зрячим. [12]

Чем выше чувственный опыт детей с нарушением зрения, тем    богаче их словарный запас, многообразное соотнесение слова с объектом    предметного мира. Согласно Л. Выгодскому, и зрячий, и слепой сами должны    активно добывать знания из реального  предметного мира, отходя от голой  словесности. [1]

Дети с нарушениями зрения приходят к уяснению конкретных значений многих слов преимущественно опосредованно, логическим путем. Этот путь при самостоятельном, неорганизованном познании действительности становится для детей более легким и привычным, чем чувственное   сопоставление незнакомых   предметов и явлений. Содержание слов усваивается детьми поверхностно до тех пор, пока оно не будет дополнительно конкретизировано в процессе восприятия и деятельности ребенка.

Таким образом, в некоторых областях знаний дети с нарушениями зрения и зрячие дети подходят к усвоению подлинного значения слов, к овладению понятиями разными путями. Зрячие — путем чувственно-практических обобщений предметов при помощи слова к оперированию понятиями, с нарушениями зрения — от усвоения смысла слов при опоре на чувственные элементы к познанию предметов.

В процессе обучения и целенаправленной деятельности  ребенка с нарушениями зрения его опыт обогащается конкретными представлениями, их сопоставлениями и обобщениями, в результате чего формирующиеся понятия и соответствующие слова наполняются конкретным содержанием.

Ребенок с нарушенным зрением, так же как и зрячий, овладевает родным языком в процессе речевого общения с окружающими, которое постоянно осуществляется в его бытовой, игровой и учебной деятельности. Здесь он непроизвольно подражает образцам слышимой им речи.

На фоне общего речевого развития слабовидящих детей формируются и выступают особенности их речи:

1) Вербализм, проявляющийся в ряде областей познания действительности как результат несоответствия между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов.

2)  Компенсация посредством речи пробелов чувственного познания.

Речь при опоре на чувственное восприятие предметов внешнего мира приобретает решающее значение в психическом развитии детей с нарушенным зрением. Она шире используется в личном познавательном опыте и в процессе обучения, так как посредством речи выделяются существенные признаки обследуемых предметов, описываются недоступные восприятию ситуации. [12]

А как считает Лиходеева Л.Н., формирование речи у детей с патологией зрения в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Расстройства речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности.

Наличие зрительной недостаточности способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера, в результате формируются эгоцентричность, негативизм, отсутствие любознательности и самостоятельности.

Нарушение зрительной деятельности вызывает затруднения в познании окружающей действительности, сужает социальные контакты, задерживая речевое развитие [16].  Недостаток зрения сказывается на общем кругозоре слабовидящего [15].

Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому особенно большое внимание нужно уделять ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осязательному обследованию предметов, развитию слухового восприятия. [17]

Глава 2. Методы обучения и содержание работы по развитию речи детей с нарушением зрения.

2.1. Содержание работы по развитию речи.

 Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося  и развития их связной речи. Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

      В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию речи):

  • развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);
  • различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики;
  • записи по наблюдению, ведение дневников погоды, другие дневники;
  • устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);
  • устный рассказ учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу;
  • рассматривание художественных текстов, заученных на память;
  • импровизация сказок, зачатки литературно - художественного творчества;
  • письменные изложения образцовых текстов;
  • перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценировка рассказов и пр. (как устно, так и письменно);
  • диалоги
  • пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно);
  • различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;
  • письменные сочинения разнообразных типов;
  • статьи в газетах, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, то есть в сущность сочинения особых жанров;
  • письма;

Это лишь самое общее перечисление тех видов связанных текстов, которыми пользуются младшие школьники.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.

2.2. Методы обучения, направленные на развитие речи.

Понятие метод (греч. metodos), обозначающее в широком смысле путь, способ исследования или познания, наполнено разным содержанием.

Методы бывают: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.

Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами. Особое значение наглядные методы имеют при изучении окружающего мира.

Использование практических методов обучения направлено на познание действительности с целью формирования навыков и умений, углубления имеющихся знаний. В процессе их использования применяют приемы планирования выполнения задания, постановки задания, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа результатов, определения причин недостатков. Практические методы обучения используются в комплексе с другими, например, наглядными методами обучения.

Использование разнообразных методов предусматривает и различные виды деятельности учащихся и учителя, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. К ним относятся упражнения, а также лабораторные, практические, географические, исследовательские работы.  Остановимся на характеристике метода наблюдение.

С первых дней жизни начинается знакомство ребенка с окружающим миром. Дети в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы. Процесс восприятия окружающего мира начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого. Развитие представления об окружающем мире, во многом зависит от того на сколько правильно работают органы чувств. У детей с нарушением зрения искажается восприятие объекта, затрудняется создание целостного образа. Дети с глазной патологии плохо видят в связи с этим важно научить их, правильно зрительно выделять конкретные признаки и свойства предметов, их величину, форму, цвет и пространственное расположение. Вся работа по ознакомлению детей с окружающим миром базируется на формирование анализирующего наблюдения, обучению способом анализа, обобщению, сравнению, классификации, группировки, формированию умений на основе продуктивных видов деятельности и развитию связанной монологической речи. 1

Глава 3. Развитие речи младших школьников с НЗ в процессе выполнения творческих работ на основе наблюдения

3.1. Наблюдение, как метод обучения.

Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении. Дети наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя. Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их конкретность и систематичность. Учитель определяет формы наблюдений, организует их. Прежде всего, это экскурсии и практические работы по исследованию предметов окружающего мира на уроках в классе. Учащиеся ведут наблюдения еще и во внеурочное время, самостоятельно. Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся.  Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Наблюдательность- это важнейшая познавательная способность, необходимая не только для успешного учения. Она — ценнейшее качество любого специалиста. Быть наблюдательным значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать.

 Виды наблюдений: в классе или на природе; за объектами неживой природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы; фронтальный, групповые или индивидуальные. Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя. Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.

Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления. Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта. Важным условием наблюдения является разумный отбор объектов.

Важным условием является соблюдение этапов наблюдения:

1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).

2) Работа по рассмотрению частей объекта.

3) Обобщение увиденного.

После проведения наблюдения необходимо закрепить полученные данные. К приемам закрепления наблюдения можно отнести:

1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

2) Иммитация.

3) Сравнение.

4) Работа с иллюстрацией.

5) Самостоятельное проведение наблюдения [1,2].

Младшие школьники в ходе освоения данного метода обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется зрением, обонянием, осязанием, слухом и вкусом; что восприятие у животных устроено иначе, чем у человека. Одним из условий эффективности этого метода является предварительное составление программы наблюдения. Обыкновенно такая программа задается учителем. Овладение наблюдением как способом познания окружающей действительности предполагает формирование соответствующего умения и у младших школьников с нарушением зрения, так и с нормой.

Одним из важных путей поддержания интереса к наблюдениям является использование их в учебном процессе, выполнение на их основе разнообразных творческих работ. Успеху ведения наблюдений способствует создание у ребенка эмоционального настроя. Испытанным приемом продуктивных наблюдений является их фиксирование.  Способы фиксирования разнообразны. Делать это можно по памяти или с натуры.

Подготовка к наблюдению так же важна. Прежде всего, учитель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с  предметом по развитию речи, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объекты и предметы для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Таким образом педагогические условия организации, проведения наблюдений направлены на то, чтобы целесообразно организовать их,  развивать речь и пополнять словарный запас школьника. Учителю нужно планировать наблюдение  и точно определять тему, цель, конкретизировать программное содержание,  продумывать тщательно материал для дальнейшей работы, чтобы у детей с НЗ закрепились знания об окружающей действительности, пополнялся словарный запас и развилась речь.

3.2. Виды творческих работ на уроках русского языка.

1) Творческое списывание.

Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм. Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.

2) Редактирование текста.

Этот вид работы предполагает проведение наблюдений над употреблением слов в речи и строением предложений.

3) Распространение рассказа.

Этот вид работы учит распространять текст на основе его зрительного восприятия.

4) Описание по аналогии.

Составление небольших рассказов, подобных прочитанным – работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими.

5) Осложненное списывание.

Терминологический диктант.

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов.

6) Работа с фразеологизмами.

Для того, чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не была наполнена лишними словами. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

7) Изложение- миниатюра.

Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста.

8) Работа с контекстуальными синонимами.

Обогащение словаря школьника - важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков.

9)  Разгадывание кроссвордов.

Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка. 3

    Для слабовидящих школьников творческие работы выявляют затруднения. Сочинения отличаются однообразием сюжетов, бедностью языковых средств. Особенно сложны для самостоятельного выполнения сочинения – описания и рассуждения.     Необходим план выполнения самостоятельной работы и уточнение имеющихся знаний, отработка лексики, орфографии. Сочинение должно опираться на сенсорный опыт. В школах для слабовидящих самостоятельные творческие работы учащихся предшествуют экскурсии и наблюдение за объектом или явлением, о котором пойдет речь.

Сочинения школьников на первый взгляд могут показаться примитивными. Важно, что они написаны живо, действительно отражают детские интересы, ход и образ мыслей детей, непосредственность языка школьников. Сочинения действительно помогают детям глубже осознать свои чувства, привязанности и побуждения, приучают к последовательности, стройности мышления, самоутверждают школьника, развивают интерес к языку и к литературному творчеству..

Сочинение и подготовка к нему обычно занимают гораздо больше времени, чем другие виды работ. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план, поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

При рассматривании сюжетной картины необходимо придерживаться следующего плана:

- Внимательно рассмотри картину (дается время).

- Расскажи, где и когда происходит действие. Почему ты так думаешь?

- Назови действующих лиц. Расскажи о них: опиши их лица, позы, жесты, как они одеты, чем заняты, какое у них настроение?

- Как расположены действующие лица, предметы на картине по отношению к друг другу? Кто находится в центре нашего внимания?

- Какой цвет преобладает в картине? Почему?

- Понравилась ли тебе картина? Что особенно? Какое настроение она создает?

При рассматривании пейзажной картины дается алгоритм:

-Внимательно рассмотри.

-Какая местность изображена?

-Какое время года, по каким признакам ты узнал?

-Что видишь на 1 плане, 2?

-Какие краски использует художник?

-Что понравилось в картине? Какое настроение она создает?

Рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Наглядность и образность, a часто и красочность рисунка влияет на эмоциональную сферу ребёнка.

Работа с картиной  кроме развития связной речи, формирования творческих способностей, предполагает решение определенных коррекционных задач:

- научить управлять  способностью к наблюдению;

-  развивать  прослеживающие  функции глаз;

-  развивать  фиксацию взора;

-  развивать  зрительное внимание;

-  развивать  зрительную память;

-  формировать  умение ориентироваться в большом пространстве;

-  формировать  бинокулярное зрение;

-  развивать  глазомер.2

На дополнительных занятиях в случае затруднения учащегося может понадобиться более длительная подготовка к сочинению.

Система учебных занятий с учащимися младших школьников с НЗ должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий. Большую роль в этом играют уроки  развития  речи: от характеристики свойств предметов  до  построения  связного рассказа, сначала на наглядной основе, а затем без  опоры на наглядность. Организация  процессов  словесно-логического  мышления  проводится также на других уроках. [1]

Взаимосвязь содержания обучения русскому языку и чтению очевидна. Взаимообогащение материала на межпредметном уровне ведет к эффективному развитию интеллекта, грамотной речи, чувственной сферы, способствует творческому самовыражению. Интеграция уроков обеспечивает более частую смену деятельности учащихся, вызывая интерес к учению. Устанавливается связь усвоенного грамматического материала с чувственным познанием, расширяется возможность применения полученных знаний, умений и навыков на уроках по другим предметам.

Заключение

Всё изучение языка во всех его проявлениях имеет целью овладение им для речи, для общения, для мысли, для познания, для связи поколений, для самосознания. Язык - это школа становления и развития личности.

Речь - школа социальной жизни, постоянно включающая ребенка в систему отношений между людьми, познание, в разнообразие жизни.

Школа обеспечивает разностороннее овладение речью: здесь речь выполняет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству слова, к музыке; речь вводит школьника в общественную деятельность. Это все сферы и организационные формы речевого, языкового развития.

Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.».

Речь - это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения. Через речь школьники включаются в творческую деятельность, в созидание новых ценностей. Стремление к творчеству характерно для школ: это мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами».

Список литературы

1. Архипенко Г.М. Развитие речи младших дошкольников с недоразвитием речи.  Из опыта работы. Дошкольное воспитание. М. 2005. с. 81.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988. с. 96-99.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе. Дошкольное воспитание. М. 1999. с.23

4. Гризик Т.И. Заводчикова О. Развитие речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Индивидуальный подход к развитию речи// Дошкольное воспитание №4 2004. с. 21.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь- справочник. – Минск, 1998. с. 98.

6. Ермолович З.Г. Значение процесса формирования действия звуко-буквенного анализа в речевом развитии слабовидящих учащихся приюта 1 класса.// Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Сборник научных трудов. Ленинград 1981. с.53.

7. Ершова О.А. Развитие связной речи младших слабовидящих школьников на основе использования элементов технологии «Триз»

8. Жильцова О.А. Речевая готовность слепых дошкольников к овладению грамотой.// Шестая научная сессия по дефектологии. М. 1971. с. 171.

9. Казаева Т.Н Развитие речи младших школьников. Начальная школа №6 2007. с. 76-77.

10. Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989. с.74-77.

11. Коваленко Б.И. Методы устного изложения, беседы и упражнения по   развитию речи в школе слепых и слабовидящих.// Ученые записки. Кафедра тифлопедагогики. том 163 . Ленинград 1958. с.31.

12.  Костючек Н.С. Развитие речи во 2 классе школы слепых. Академия   педагогических наук. М. 1959. с.52.

13. Костючек Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых (1-5 классы) Просвещение М 1967. с.32.

14. Красильникова О.А. Младшие слабовидящие школьники как   читатели. Дефектология. №2 2005. с. 9, 321-322.

15. Крылова Н.А. Обучение чтению слабовидящих учащихся начальных  классов. М 1976. с. 5-15

16. Лиходеева Л.Н. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.// Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Екатеринбург 1998. с. 79.

17. Настольная книга педагога-дефектолога. Дети с нарушениями зрения. №6 1993. с. 26-33.

18. Песняева Н.А. Эффективность речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге. Начальная школа. №5 2005. с.54.

19. Протасова Е.Ю.Подскажи словечко. Книга для занятий с детьми. Азбука развития. Смоленск 2006. с. 3.

20. Протасова Е.Ю. Развитие речи и чтения. Книга для занятий с детьми. Азбука развития. Смоленск 2006. с.3.

21. Сишицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. Начальная школа. №2 2003. с.72.

22. Стародубова Н.А.Теория и методика развития речи дошкольников. Академия. М. 2006. с. 5, 189.

23. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. М., 1985. с. 15.

24. Тихомирова Н.И. Якушина Н.А. Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста. с.46.

Интернет источники

1.https://infourok.ru/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-661774.html

2.http://pandia.ru/text/78/386/63841-2.php

3.http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-rechevogo-razvitija-u-detei-s-narushenijami-zrenija.html

4.http://78.uralschool.ru/info/item/575


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие креативности мышления школьников с нарушением зрения"

Статья о развитии креативности мышления отражает методы, которые используются в моей работе со школьниками в коррекционной школе....

Выявление системы индивидуальных познавательных стратегий младшего школьника с нарушением интеллекта в процессе выполнения аппликации в стиле «мозаика».

В статье описан опыт индивидуальной работы  с детьми с ОВЗ надомного обучения  по технологии целенаправленного развития познавательных способностей учащихся....

«Организация работы по формированию пространственной ориентировки в музыкальной деятельности и физическом развитии с детьми с нарушением зрения и речи в условиях ДОУ»

Выступление на тему формирования простарнственной ориентировки с детьми с нарушением зрения и речи с кратким описанием значения этого аспекта и примерными игровыми заданиями....

Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

Содержание и организационно-методические аспекты обучения на занятиях по развитию речи школьников с нарушением слуха на этапе получения ими основного общего образования

В статье говорится о учебной дисциплине "Развитие речи", которая является структурным компонентом прелметной области "Филология" и занимает важноке место в образовательно-реабилита...

Особенности письменной речи у младших школьников с нарушениями зрения

Данная публикация будет полезна педагогам, работающих с детьми с нарушениями зрения...