Сборник диктантов и контрольных работ для учащихся 8, 9 классов с умственной отсталостью
методическая разработка (8, 9 класс)

Елена Михайловна Ощепкова

Данный сборник предназначен для качественной организации контроля знаний учащихся с умственной отсталостью   8, 9 классов.

Цель сборника - помочь учителю качественно организовать контроль над усвоением программного материала учащимися.

В  сборник помещены  такие виды контроля, как тесты, диктанты с практическими заданиями, задания для комментированного и объяснительного письма, контрольное списывание, контрольные работы. Все задания  размещены  по изучаемым темам, в соответствии с действующей программой по русскому языку. Данные виды заданий помогут учителю выработать у школьников умение осознанно применять свои знания на практике. Материалы могут выбираться и адаптироваться учителем в зависимости от особенностей класса и применяться как для групповых, так и для индивидуальных работ. При этом сборник предполагает творческую инициативу учителя в том, как лучше ему в определённой рабочей ситуации использовать тот или иной материал: как фронтальную или индивидуальную самостоятельную работу на несколько минут урока (тест, контрольное списывание, контрольную работу) или как контрольную работу на весь урок (диктант с практическим заданием, контрольную работу, комплекс тестов по разным темам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_diktantov_i_kontrolnyh_rabot.doc401 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вознесенская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Сборник диктантов и контрольных работ

для учащихся 8, 9 классов

с умственной отсталостью  

Разработала: учитель русского языка и чтения

 Ощепкова Елена Михайловна

Предисловие

Данный сборник предназначен для качественной организации контроля знаний учащихся с умственной отсталостью   8, 9 классов.

Цель сборника - помочь учителю качественно организовать контроль над усвоением программного материала учащимися.

В  сборник помещены  такие виды контроля, как тесты, диктанты с практическими заданиями, задания для комментированного и объяснительного письма, контрольное списывание, контрольные работы. Все задания  размещены  по изучаемым темам, в соответствии с действующей программой по русскому языку. Данные виды заданий помогут учителю выработать у школьников умение осознанно применять свои знания на практике. Материалы могут выбираться и адаптироваться учителем в зависимости от особенностей класса и применяться как для групповых, так и для индивидуальных работ. При этом сборник предполагает творческую инициативу учителя в том, как лучше ему в определённой рабочей ситуации использовать тот или иной материал: как фронтальную или индивидуальную самостоятельную работу на несколько минут урока (тест, контрольное списывание, контрольную работу) или как контрольную работу на весь урок (диктант с практическим заданием, контрольную работу, комплекс тестов по разным темам)

8 класс

Повторение. Простое предложение.

Контрольное списывание

Поздней осенью в лесу, на больших пнях можно заметить целые семейки скромных, молоденьких грибков. Это опята.

У настоящих опят плоская шляпка, желтовато-серого цвета. Обратная сторона шляпки у него светло-коричневая. Сверху, на ножке - кольцо-манжетка. Мякоть гриба белая, на вкус слегка кисловатая, с приятным запахом.

Хорошие опята легко спутать с ложными, ядовитыми, поэтому нужно запомнить, как их различать. У ложного опенка цвет шляпки ярко-оранжевый, обратная сторона шляпки желтовато-зеленого цвета. На ножке нет кольца-манжетки. Мякоть этого гриба желтая, на вкус - горькая.

Задания: 1) Озаглавьте и запишите текст.

                 2)Посчитайте, сколько предложений в данном тексте.

Тесты

Тест 1

1.        Какие сказуемые являются однородными?

А. Которые зависят от разных слов и отвечают на одинаковый вопрос.        

Б. Которые зависят от одного и того же слова и отвечают на одинаковый вопрос.

2.        Что такое однородные подлежащие?

А. Два или несколько подлежащих при одном сказуемом.        

Б. Два или несколько подлежащих при разных сказуемых.

3.        Как связаны однородные члены предложения?

    А. По смыслу.

Б. Интонацией перечисления, союзами.

4. Когда между однородными членами ставится запятая?

     А. Если нет союзов; перед союзами И, ИЛИ; перед повторяющимися союзами А, НО.

      Б. Если нет союзов; перед союзами А, НО; перед повторяющимися союзами И, ИЛИ.

5. Перед какими союзами не ставится запятая?

    А. Перед А, НО,        .

Б. Перед И, ИЛИ,

В. Перед повторяющимися союзами И, ИЛИ

Тест 2

1. Укажите номера слов, после которых надо поставить запятую

1         2 34            5        6

Пичужки кормят и учат птенчиков ищут

7      8        9              10   11       12

и находят червячков жучков и паучков.

2.        Укажите предложения, где  допущены
ошибки в постановке знаков препинания.

А. По морю плыли лодки, и катера.

Б. Сосны и берёзы мелькают по сторонам

3.        Укажите неправильно выписанные словосочетания.

Ветер проходит красивыми волнами по зарослям камыша.

А. красивыми волнами;

Б. волнами по зарослям;

В. проходит по зарослям;

Г. по зарослям камыша;

Д. проходит волнами;

Е. ветер проходит.

4.        Укажите главные члены предложения.

Ласковое утреннее солнце освещает и согревает землю.

А. солнце освещает;

Б. освещает и согревает;

В. солнце освещает и согревает

Тест 3

1.Что такое простое предложение?

А, Предложение, в котором одна грамматическая основа,

Б. Предложение, в котором две грамматические основы,

2. Что нужно сделать, чтобы определить простое предложение или сложное?

А. Определить главные члены предложения.

Б. Определить второстепенные члены предложения.

3.        В сложных предложениях, соединённых
союзами И, ИЛИ, запятая ставится?

А. Ставится.

Б. Не ставится.

4.        Укажете номера слов, после которых надо поставить запятую.

1        2        3        4 56 78

Одинокая капля дождя упала в воду и от

9        10        11        12

неё пошли тонкие круги.

5. Какие члены предложения являются главными.

А. Определения, дополнения, обстоятельства.

Б. Подлежащее, сказуемое.

Контрольная работа.

  1. Подберите определение к трём понятиям (СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ).

…….-это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

……..-это название предмета, признака предмета, действия предмета.

……..-это два или несколько предложение, связанных по смыслу.

2. Распространите предложение

Пришла осень.

2. Распространите предложение

Опустели сады.

(слова для справок: неожиданно, фруктовые)

3.Найдите в тексте предложения с однородными членами.

Какое чудо самое удивительное на свете? Это книга. В книгах живут сказки, рассказы, удивительные истории. В книге прячутся и море, и корабли, и ветер, и сказочные герои.

Составьте схемы к предложениям с однородными членами.

3.Найдите в тексте предложения с однородными членами.

Какое чудо самое удивительное на свете? Это книга. В книгах живут сказки, рассказы, удивительные истории. В книге прячутся и море, и корабли, и ветер, и сказочные герои

4.Составьте из данных простых предложений одно сложное.

Выделите грамматические основы в сложном предложении.

Наступило раннее утро. Дети спешат в школу.

Составьте схему сложного предложения.

4.Составьте из данных простых предложений одно сложное.

Выделите грамматические основы в сложном предложении.

Наступило раннее утро. Дети спешат в школу.

5.Составте одно предложение с однородными членами и одно сложное предложение.

Контрольный диктант

На лугу.

Ты был ранним утром на лугу? Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливались запахи цветов и трав. Вот вьется цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам муравьи, жучки, божьи коровки. Порхают над цветами легкие бабочки. Наш пес Барбос бегает за ними. Над лугом льются звонкие голоса птиц. Я люблю с друзьями бывать на лугу. Ляжешь на траву, слушаешь пение птиц, смотришь на голубое небо и радуешься. Как хорошо!

Задание: разберите по членам предложения, составьте схему предложения:

Ползают по былинкам муравьи, жучки, божьи коровки.

Состав слова.

Выборочный диктант

Задание. Запишите однокоренные слова, обозначьте корень. Поставьте ударение в словах.

Вода, наводнение, водник, подводный, подводить. Водить, завод, переводить, водитель, водянистый. Нос, переносица, носитель, носатый, носик. Нож, ножницы, ножка, ножны, ножевая (рана). Море, морской, морить, моряк. Кровь, кровяной, бескровный, кровля. Село, сельский, поселок, сельчане, сел.

Предупредительные и объяснительные диктанты

Остров Сахалин омывают воды Охотского и Японского морей. Суров и красив этот край. С высоты птичьего полета остров похож на гигантскую рыбину. Блестят на солнце озера, реки, речушки. Они стекают с окрестных гор. Здесь проживают рыбаки, шахтеры, нефтяники, моряки. Сахалинцы — народ веселый, сильный, дружный.

(По П. Третьякову}

На Новый год родители подарили Юре фотоаппарат. А Петр Иванович принес клетку с белкой. Мальчик сиял от радости. Он принес белке кедровых орехов и конфет. Белка с аппетитом съела угощение. А потом принялась умывать мордочку лапками.

Пушистый зверек стал отличным объектом для съемки. С этой поры Юра стал делать снимки живой природы.

(По Г. Скребицкому)

В современных самолетах на посадку пассажиров уходит много времени. Саша Князьков из города Санкт-Петербурга предлагает свой интересный способ посадки. Он советует усаживать людей в вагоны и загружать их в самолеты вместе с вагонами. При поломке кабина с пассажирами самостоятельно опустится на парашюте. Вот какая замечательная идея!

Близка Волга нашим людям. На Волге в давние времена русские люди поднимались на борьбу с врагами. Под Сталинградом в последнюю войну наши воины разбили фашистов.

Хороша Волга! Зовут ее люди красавицей и кормилицей. В городе Ярославле выпускают шины и автомобильные моторы. В Тольятти делают легковые машины «Жигули». Аиз Татарии по всей стране разъезжаются грузовые поезда. Волжские электростанции дают ток стране.

(По С. Баруздину]

Тесты

Тест 1

1)        В каких словах пишется Ъ?

а) п...ёт; б) с...едобный; в) об...явить; г) об...единения

2)        Найдите слова с приставками.

а) (в) вышине; б) (от) обедать; в) (от) ъехать; г) (от) здания

3)        Найдите «лишнее» слово:

а) ноч... ; б) луч... ; в) помощ... ; г) молодёж,..

4)        Найдите найди противоположное по смыслу слово к слову ЯСНЫЙ.

а) холодный; б) светлый; в) тёплый; г) ненастный

   5)Укажи слова, в которых звуков больше, чем букв,
а) утренняя; б) олень; в) ясень; г) яблоко

   6)Укажи слова, в которых только глухие согласные звуки:
а) пью; б) сказка; в) тишь; г) резкий

Тест 2

1)В каких словах пишется непроизносимая буква Т? 

а) опас...ный; б) ужас..ный; в) окрес…ность; г) ненас...ный

  2)Выбери такие же по составу слова, как ЛИПОВАЯ.

 а) проездной; б) серебристая; в) длинный; г) воробьи

3)        В каких словах нужно написать букву В?

а) чу...ство; б) здра...ствуй; в) уча...ствуют;

4)        Найди слова, в которых все звуки твёрдые:
а) клочья; б) осколок; в) мокрый; г) лужи

5)        Найди правильное утверждение:

В слове УЮТ

а) 3 зв., 3 б.; б) 4 зв., 36.; в) есть два одинаковых гласных звука; г)есть две одинаковые гласные буквы.

6) В каких словах напишешь ь:

а) мелоч.., б) тягач.., в) лож.., г) фальш..

Тест 3

  1. Сколько звуков в слове «маленькая»?
    а) 9; б) 8; в) 10; г) 7.
  2. Сколько гласных в слове «маленькая»?
    а) 4; б) 5; в) 3.
  3. Сколько глухих согласных звуков в слове «маленькая»?
    а) 3; 6)1; в) 2.
  4. Сколько звонких согласных в слове «маленькая»?
    а) 3; б) 2; в) 4.

5)Сколько мягких согласных звуков в слове «маленькая»?
а) 3; б) 4; в) 2.

  1. Сколько парных согласных звуков по звонкости-глухости?
    а) 4; б) 1;в)3.
  2. Какая буква в этом слове дает два звука?
    а) А; б) Е; в) Я.
  3. Сколько звуков в слове «осенние»?
    а) 7; б) 8; в) 6.
  4. Сколько согласных звуков в слове «осенние»?
    а) 4; б) 3; в) 2.

10)        Сколько звонких согласных звуков в слове «осенние»?
а) 1; 6)3; в) 2.

Тест 3

1)Сколько звуков в слове «маленькая»?
а) 9; б) 8; в) 10; г) 7.

2)Сколько гласных в слове «маленькая»?
а) 4; б) 5; в) 3.

3)Сколько глухих согласных звуков в слове «маленькая»?
а) 3; 6)1; в) 2.

4)Сколько звонких согласных в слове «маленькая»?
а) 3; б) 2; в) 4.

5)Сколько мягких согласных звуков в слове «маленькая»?
а) 3; б) 4; в) 2.

6)Сколько парных согласных звуков по звонкости-глухости?
а) 4; б) 1;в)3.

7)Какая буква в этом слове дает два звука?
а) А; б) Е; в) Я.

8)Сколько звуков в слове «осенние»?
а) 7; б) 8; в) 6.

9)Сколько согласных звуков в слове «осенние»?
а) 4; б) 3; в) 2.

10)        Сколько звонких согласных звуков в слове «осенние»?
а) 1; 6)3; в) 2.

Словарный диктант

Шумный листопад, отрядный, кашевар, город Волгоград, купил путеводитель, разноцветные листья, построили нефтепровод, бригада землекопов, работа сталевара, длинный волнорез, белокочанная капуста, кругосветное путешествие.

Комментированное письмо

1. Летчик любит небосвод, в голубом окне живет. (К. Мурзалиев) 2. Сам Дед Мороз в блестящей шубе пришел на вечер новогодний. (М. Танк) 3. В диких маках горный скат, плещет горный водопад. (М. Джангазиев) 4. Кто всегда в заботе? Хлебопек в заботе. Мастер он искусный, хлеб печет он вкусный. (X. Мянд) 5. Зачастили снегопады на радость следопытам и лыжникам. (Ю. Жигалов) 6. Ветер-листобой сметает с поляны опавшие листья. Грибникам и охотникам приятно бродить по нарядному чернолесью. (Ю. Жигалов)

Контрольная работа

Вариант 1.

1)Разбери слова по составу

Подосиновик

Настольный

Разбежаться

Приморский

2)Из  данных  слов  образуй  одно, сложное.

Ловить птиц (сущ.)             

Сам летает (сущ.)                

Сам варит (сущ.)

Горький и соленый (прилаг.)

3)Вставь пропущенные буквы и подчеркни слова, являющиеся однокоренными (для разных групп однокоренных слов используй разные способы подчеркивания).

Г...ретъ, заг...р, г...рец, уг...релый, г...ристьш; зам...реть, умиротворить, зам...рятъ, миролюбивый, зам. ..рать, изм...ритель; насл...ждение, пол, ..житься, предл...гать, предложение, сл,..жение, нал. ..живать.

4)Образуй названия профессий и выдели суффиксы, с помощью которых они образованы.

На пианино играет пианист

На скрипке-

На барабане-

На трубе-

На органе-

На флейте-

На балалайке-

На гитаре-

На баяне-

5)Подчеркни части слова, без которых слово может существовать: 

приставка, корень, суффикс, окончание.

Без какой части не бывает слов?

Вариант 2.

  1. К корню -звон- подставь по одной части: -ок, пере-, -ить.
    Запиши получившиеся слова, разбери их по составу.

2) Прочитай ряды слов.

восход, переход, выход, ход, ходили, ходок домашний, дом, домик, домовой, дома

Выпиши  из  первой  строчки  слова,   образованные  с  помощью  приставки.  Выпиши  из  второй  строчки  слова,  образованные  с  помощью  суффикса.

3)От слов дело, сад, лом, воз, ход образуй и запиши слова с помощью приставки по- и суффикса -к- .   Сделай разбор по составу.

4)Выпиши из текста родственные слова.

Хороши рябинки осенью. Огнем горят рябиновые кисти. Ягоды рябины горчат, но только до первых заморозков. Зимой торжествует птичья братия. Набивают птицы зобы питательной пищей. Пуще других любят ягоды дрозды-рябинники.

Разбери эти слова по составу. Сначала выдели корень и окончание. Затем — остальные части слова.

5)Догадайся, какая часть слова написана: приставка, корень, суффикс, окончание? Отметь значком.

про-, -к-, -прыг-, на-, -ут, -а    

Запиши слова, используя в них данные части.

Контрольный диктант

Приметы осени.

Наступила поздняя осень. Всюду видны её приметы. В воздухе прохладно и сыро. Стоят хмурые ненастные дни. Землю покрывает ковёр из жёлтых листьев.

Грустные стоят поля и леса. В лесу не слышно птичьих голосов. Птицы улетели в далёкие края.

С утра до поздней ночи льёт холодный осенний дождь. Зверьки забились в свои тёплые норы. С полей убрали последний  урожай.

Много примет у поздней осени.

Задание: разобрать слова по составу

1 вариант                                                                            2 вариант

Холодок                                                                          заморозки  

                                                                                             Пересадка                                                                        ветерок                                                                                

Части речи.

Имя существительное.

Контрольное списывание.

Журавли.

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружилисъ над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышили прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Задание: Подчеркни в тексте существительные.

Предупредительные и объяснительные диктанты.

Медвежонок.

Выглади однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.

Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.

Осенняя прогулка.

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись с прогулки.

Дельфины - наши друзья.

Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку.

Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости.

С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.

Тесты

Тест 1.

1. Что такое имя существительное?

А. Часть слова.

 Б. Часть речи.

  В. Член предложения.

2.        Какие имена существительные отвечают
на вопрос ЧТО?

А. Одушевлённые.

Б. Неодушевлённые.

3.        К именам собственным не относятся:

А. названия птиц, животных, месяцев, времён года;

Б. фамилии, имена, отчества людей;

В. клички животных;

Г. географические названия.

4.        Клички животных и  географические названия пишутся:

А. с большой буквы;

Б. с маленькой буквы.

5.        Выберите верное утверждение.

А, Имена существительные бывают трёх родов.

В, Имена существительные изменяются по родам.

Тест 2.

1.        Какие слова относятся к одушевлённым именам существительным?

А. Слова, обозначающие людей и животных.

Б. Слова, обозначающие остальные предметы, кроме людей и животных.

2.        На какие вопросы отвечают имена существительные мужского рода?

А. Он ЧЕЙ? Он мой.

Б. Он ЧЬЯ? Он моя.

В. Он ЧЬЁ? Он моё.

3.        Назовите окончания имён существительных женского рода.

А. -А, -Я,

Б. -О.-Е.

4.        В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак:

А. пишется;

Б. не пишется.

5.        Изменяются ли имена существительные
по числам?

А. Да.

Б. Нет.

Тест 3.

  1. Что такое склонение?
    А.
    Изменение по числам.
    Б. Изменение по падежам.
  2. Что является начальной формой имени
    существительного?

А. И. п. единственного числа.

В. И. п. множественного числа.

В. В. п. единственного числа.

 Г. В. п. множественного числа.

3.        В каком падеже имена существительные
не употребляются с предлогами?

А. В именительном.        Г. В винительном.

Б. В родительном.        Д. В творительном,

В. В дательном.        Е. В предложном.

4.        Выберите верное утверждение.

А. Имена существительные в предложении бывают не только подлежащими.

Б. Имена существительные в предложении бывают только подлежащими.

5.        Если существительное отвечает на вопрос ЧТО? и в предложении является главным членом, значит оно:

А. стоит в форме винительного падежа;

Б. стоит в форме именительного падежа.

Тест 4.

1. Сколько склонений в русском языке?

А. Одно склонение.

Б. Два склонения.

В. Три склонения.

2.        Имена существительные мужского, женского и среднего рода имеют:

А. разные падежные окончания;

Б. одинаковые падежные окончания.

3.        К какому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -А, -Я?

А. К 1-му склонению.

Б. Ко 2-му склонению,

В.-К 3-му склонению.

4.        Чтобы определить, относится ли существительное к 1 -му склонению:

А. надо изменить его по падежам;

Б. надо определить его окончание в начальной форме.

5.        Определите слова, которые относятся к 1 -му склонению.

А. электробритва        

Б. телевизор

В. проигрыватель

Г. наволочка        

Д. пододеяльник

Е. сковорода

Тест 5.

1.  Какие окончания у имён существительных 1 -го склонения в предложном падеже?

А.-И

 Б. -Е

2.        Можно ли различать родительный, дательный и предложный падежи по смысловым вопросам?

А. Да.

Б. Нет.

В, Нет, не всегда.

3.        К какому склонению относятся имена существительные среднего рода с окончаниями -О, -Е.

А. К 1-му склонению.

 Б. Ко 2-му склонению.

 В. К 3~му склонению.

4.        В окончаниях каких слов пишется буква И?

А. к трост...        Г. в тетрад..,

Б. к тросточк...        Д. к косточк...

В. в тетрадк...        Е. о вещ...

5.        В окончаниях каких слов пишется буква Е?

А. о магнит..,        Г. Без косилк...

Б. к монет...        Д. на ел..,

В. о крох...        Е. о мудрост...

Тест 6.

1.        Изменяются ли имена существительные по числам?

А. Да.

Б. Нет.

2.        Различаются ли по склонениям имена существительные во множественном числе?

А. Различаются.

б. Не различаются.

3.        Каким членом предложения является имясуществительное, стоящее в именительном падеже множественного числа?

А. Подлежащим.

Б. Второстепенным членом.

4.        В каком падеже у имён существительных во множественном числе окончания -АМ, -ЯМ?

А. В дательном.

Б, В творительном.

В, В предложном.

5.        Какое окончание у существительных женского рода множественного числа в родительном падеже?

А. Нулевое

Б. -ОВ, -ЕВ

В.-ЕЙ

Контрольная работа

Вариант 1.

1. В левом столбике допиши окончания существительных во множественном числе. Рядом напиши эти существительные в единственном числе.

Еж…

ключ...

печ...

камыш.,

мыш...

стриж...

ноч...

вещ...

2.Прочитай пары существительных. Чем различаются существительные в каждой паре? Выбери и напиши ответ.

1)        Белка _________________ (собств./нариц., род);

белка

2)        носки ___________________ (падеж, число);

чулок

3)        сапога _________________ (число, падеж);

сапогу

4)        продавец _______________„ (число, род);

продавщица

5)        мальчик _______________ (одуш./неодуш., ешь);

пальчик

6)        зайка ______________________ (скл., род);

лайка

7)        конь ___________________ (падеж, скл.).

лошадь

3.Рассмотри схемы падежных окончаний. Дополни их. Найди место в схемах однокоренным существительным из стихотворения.

4.  По какому грамматическому признаку составлены пары существительных? Напиши сокращенно в скобках.

улица — улицы        (число)

морковь — морковка (        )

космос — космонавт (        )

 Валентин — Валентина (           )

 дерево — деревья (                 )

в овраге — овраг (        )

санитар — санитарка (        )

белка — Белка(                  )

тетрадь — тетрадка (          )

Вариант 2.

1.Укажи грамматические признаки существительных.

Лягушка

Облака

Дупло

Настя.

2.Составь пары слов по указанному грамматическому признаку.

палец---------------------------------------(число)

музыка-------------------------------------(неодуш./одуш.)

Зорька---------------------------------------(собств./нариц.)

тигрица--------------------------------------(род.)

белочка--------------------------------------(нариц./собств)

3.Дополни схему.

4.Заполни таблицу по образцу.

5. Прочитай текст. Цифрами укажи порядок частей в тексте.

Вот так петрушка!

         . С тех пор девочка стала сеять на грядк... (... скл., ... п.) пет
рушку.
А как аппетитно пахнет петрушка в суп...! (... скл., ... п.)

______ . Из сада послышался плач. Это кричала Катюша. На помощь

девочк... (... скл., ... п.) поспешила бабушка. Катюша протянула бабушк... (... скл., ... п.) руку. На ней была маленькая ранка. Девочку укусила пчела.

______ . Бабушка сорвала с грядк... (... скл., ... п.) сочные листья пе-

трушк... (... скл,, ... п.), смазала ужаленное место и избавила Катюшу

от бол.,. (... скл., ... п.).

(По В. Бочарникову}

   Вставь пропущенные окончания существительных. Напиши в скобках падеж и склонение.

Контрольный диктант.

Лес осенью.

    Осень пришла в лес. Солнце редким гостем появляется на небе.  Подули сердитые ветры. Они срывали разноцветные листья с веток деревьев. Листья кружились в воздухе и  медленно падали на землю.

  Скоро лес поредел. Тёмные тучи закрыли солнце. Грустно стало в осенней лесу. Перелётные птицы улетели в дальние тёплые края,  В  воздухе стало прохладно и сыро.

Но были и ясные дни. Нежаркое солнце ласково светило. Оно  прощалось с летом.

Задание:  провести разбор имени существительного как части речи.
I вариант: осень-         в воздухе-

II вариант: солнце-      на ветку-

 Имя прилагательное

Контрольный диктант

Русская осень

В природе есть праздники. Первая зелень, первый снег, первые соловьи.        

А осенью земля надевает разноцветный наряд. Землю покрывают листья удивительной красоты.

Вот яркие клены стоят между зелеными елями. Теплый красный свет идет от молодых осин. Березовая роща наполнена
белым матовым светом. Длинная паутина плывет по воздуху.

    Кристально чист осенний воздух. Доцветают последние цветы. Порывистый ветер срывает и кружит пестрый наряд земли.
Листья шуршат, летят, качаются, бегут. Шумит золотой дождь.        

Задание: провести разбор прилагательных как частей речи

I вариант        

Удивительной красоты –

П вариант                  

 Белым светом-

Тема: Местоимение

Диктант

Лебеди

Настала осень. Она пришла и в лес. Листья на деревьях пожелтели и побурели. Сердитый ветер кружил их по воздуху. Стало очень холодно. Тяжелые тучи сыпали на землю град, снег, дождь.

Раз под вечер над лесом показалась стая чудесных птиц. Они были белые. У них были длинные и гибкие шеи.

Это оказались лебеди. Птицы, взмахнули великолепными крыльями. Они летели с великолепных лугов в теплые края. От прекрасных лебедей нельзя было оторвать глаз. Хотелось смотретъ и смотреть  на них.

Задание; 1)найти и подчеркнуть в тексте местоимения

2) разобрать местоимения как часть

I вариант:    его

II вариант:    тебе

Тема: Части речи.

Диктант

В зимнем лесу.

На мёрзлую землю легла зима. Гибкие стволы над лесными дорогами согнулись кружевными арками.

По краю глубокого оврага стоят огромные осины. Давно легли ярким ковром их трепетные листья. В мягких осиновых стволах устраивают свои дупла дятлы.

В зимнем лесу много звериных и птичьих следов. На свежем снегу протянулись цепочки следов рыжих полевок.

Вот над речкой склонилась ива с тонкими длинными ветвями. Ива с  осиной служат главным зимним кормом бобрам. Сережки ивы  любимое лакомство тетеревов.

Задание; подобрать и записать по 3 слова - части речи: существительное, глагол, прилагательное, местоимение (можно использовать слова текста).

Тема: Время и число_глаголов
Диктант

В городской парке

Красиво зимой а городском парке. Снежная скатерть покрыла все дорожки и тропинки. Деревья стоят в зимнем наряде. Сквозь пушистые снежные шапки видно синее небо.

Раннее солнце ещё за деревьями. Но уже видно, что будет хороший день. Вот на тёмной зелени сосны заиграл луч солнца. Пролетела стая зябликов и скрылась в берёзой аллее. Черная галка весело замахала большими крыльями. Она слетела с высокой ели на дорожку. С широких ветвей ели посыпалась снежная пыль.

Задание: I) сделать фонетический разбор существительных

I вариант        П вариант

 Скатерть -                   Деревья-

2) определить время и число глаголов

Покрыла-                                             Стоят-  

Будет-        Заиграл -

Тема: Время, число и лицо глаголов.

Диктант

Великая Волга.

Волга- великая русская река. Её исток - маленький ручей. Постепенно ручеек расширяется и становится полноводной Самые большие притоки Волги - Ока и Кама. Зимой  Волга покрывается льдом и снегом. Перед началом весны снег темнеет, потом тает, лопается и начинает двигаться вниз по течению лед. Великая река разливается и кажется морем.

Это широкий водный путь. Весной,   летом и осенью идут по нему теплоходы. По Волге перевозят хлеб,  нефть, рыбу.

Туристы приезжают,  чтобы увидеть красоту  этой реки.

Задание:  разобрать глаголы как части речи.

I вариант        П вариант

Темнеет-        Идёшь -            Тает -        Видим-

Тема: Спряжение глагола.

Диктант

Наступление весны

После холодной зимы наступает долгожданная весна. С радостью ждёшь её прихода. Внимательно следишь за признаками весны.

Сердце радуется яркому солнечному свету. Воздух свежий и прозрачный. Быстро тает снег. Лед на реке трещит. На солнечном припеке зеленеет травка. На деревьях набухают клейкие почки. Солнце греет всё сильнее. В воздухе пахнет молодыми листьями и прелой землёй.

Скоро вскроются реки, и рыхлые льдины поплывут по течению воды. Поля и леса наполнятся птичьими голосами

Все рады весне.

Задание: 1) подчеркнуть в тексте 5 глаголов и обозначить их спряжение.

2.) Один из  глаголов проспрягать.

Тема: Предложение.

Диктант

Памятник Пушкину.

У каждого города есть свои памятники. Это свидетельства гордости и славы.  Они рассказывают о подвигах на полях сражений, о героях труда, о любимых писателях и учёных.

На одной из шумных площадей Москвы стоит бронзовая фигура всеми любимого поэта. Даже зимой лежат здесь живые цветы. Это памятник великому Пушкину.

Памятник построен на народные деньги. Его создал русский скульптор Опекушин Александр Михайлович. Открытие  монумента

состоялось в 1880 году.

Не  зарастет народная тропа к  великому  сыну России.

Задание: разобрать предложения по членам и дать характеристику.

1  Вариант

На шумной площади Москвы стоит бронзовая фигура поэта.

2 Вариант

Не зарастёт народная тропа к великому сыну России.

Тема: Повторение пройденного.

Диктант

Одуванчик

    У больших дорог, у лесных тропинок всё лето цветут одуванчики. Они похожи на маленькие солнца с зелёными лучами.

     Семена одуванчика быстро созревают и делаются  пушистыми шариками. Дунь на шарик, и поплывут в воздухе белые пушинки.
Вот поэтому народ назвал этот цветок одуванчиком.

    Ранним утром цветы просыпаются,  радостно улыбаются и раскрывают свои золотые корзинки.

    Вечером одуванчики закрывают лепестки и всю летнюю короткую ночь крепко спят.

   В солнечный погожий день лесная поляна цветущих шариков выглядит золотой.

Задание: 1) выписать из текста предложения с однородными членами.

2) Подобрать к существительному 5 слов

1 вариант                                               2 вариант

Одуванчики (какие?)                        Одуванчики (что делают?)

9 класс

Тема: Звуко-буквенный анализ слов

Диктант

Русский лес.

Красив русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна клёнов и осин. В русском лесу нет дерева красивее клёна.

Клён растёт рядом с могучим дубом, кудрявой берёзой, трепетной осиной.

Тихо в печальном осеннем саду. Шелестит под ногами сухая листва. Медленно кружатся и падают с берёз лёгкие жёлтые листья. Что-то грустное и печальное слышится и видится в опустевшем лесу.

Не хочется уходить из леса и прощаться с золотыми осенними днями.

Задание: дать звуко-буквенный анализ слов

1 вариант                                           2 вариант

Тополь-                                              Пыль-

Русский-                                             Осенний-

Тема: "Состав слова»

Диктант

Польза леса.

 Лес приносит людям большую пользу. Весной на полях зеленеют всходы хлебов. А в лесу ещё лежит снег. Здесь он тает медленно. Вода просачивается на поля. Лес задерживает ветры и сухие бури.

В лесах живут разные птицы и звери. Тут их дом и корм.
Много радости приносит лес человеку. Красив лес и весной, и летом, и зимой. Прекрасен он и тихим осенним днем.    

Берегите лес!

Задание: разобрать слова по составу        

1 вариант                     П вариант    

Пожелтела -             Побелка -        

Перелётные-                 Приносит-

Тема: «Имя существительное»

Диктант

Признаки ноября

Наступил ноябрь.  Небо стало холодным и хмурым. Вдруг появились и низко над землёй проплывают мрачные облака. Тянет холодом. Сильный порыв ветра пригнул к земле тонкие стебли травы и сорвал с деревьев последние листья. Покружилась легкая листва в воздухе и легла на землю. Ночью среди деревьев слышится шорох. Это идет мелкий неторопливый дождь.

Идёт полоса ненастья. Не слышатся песни птиц. Спрятались ящерицы, лягушки и жабы. Уснул колючий ёж. Готовит себе на заму берлогу медведь. Все приготовились к приходу зимы.  

Задание: разобрать существительные как части речи
1вариант                                                       П вариант

К земле -                                                    На зиму -      

 Холодом-                                                 К приходу -

Тема: «Имя прилагательное»

Диктант

Зимний лес

        Чудесен   и сказочен лес зимой. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Зеленые ветви маленьких и высоких елей покрыты тяжёлыми шапками белого снега. Вершины елей и сосен украшены лиловыми шишками.

Вот на стволе одной из ветвистых сосен красногрудый дятел  долбит шишку. На ветки слетаются чижи и щеглы. На опушке леса поселились снегири. Они часами сидят на рябине или клёне.

Не страшны птицам зимние морозы.

Лес полон жизни!

Задание:  разобрать предложения по членам, обозначить прилагательные.
 I вариант        

Стройные берёзы и тонкие осины покрылись пушистым снегом.

П вариант

Высокие сосны и ели надели тяжёлые шубы.                

Тема: «Личные местоимения»

Диктант

Русская зима

   Хороши русские снежные зимы! Сверкают на солнце снежные сугробы. Деревья стоят словно в сказке.

     Раздолье птицам в лесу зимой!  Вот стайка веселых клестов, с приятным свистом расселась на ветвях ели. Они ловко теребят  тяжёлые шишки и добывают из них семена. Синички и воробьи подбирают случайно упавшие на снег семена. Вдруг на скрипучем дереве простучал дятел. Пёстрым платочком с шишкой в клюве он перелетел на другое дерево.

У птиц свои заботы. Им хорошо в лесу.

Задание: 1)выписать из текста местоимения.

2) разобрать местоимения как части речи:

1 вариант                                                          2 вариант

Он-                                                                    Нам-

Нас-                                                                   Она-

Тема: "Глагол"

Диктант

Москва

Самолёт летит над красавицей Москвой. Трудно охватить глазом нашу столицу. Сколько здесь улиц, площадей, зеленых  парков!    

В Москве живут несколько миллионов человек. Москвичи любят свой город.

В городе пролегли новые широкие проспекты. Река Москва закована в гранит. Между ее берегами повисли чудесные мосты.

Далеко разнеслась слава о московском метро. Тут своя жизнь. На улице может быть знойное лето, дождливая осень, вьюжная зима. Но всегда тёплая и сухая погода в метро. Москва - сердце нашей родины. Мы гордимся Москвой.

Задание: I) найти и подчеркнуть в тексте 5 глаголов;

2) определить грамматические признаки глагола
I вариант         П вариант

Лежит -                               Гордимся -  

Тема: «Наречие. Числительное».

Диктант.

Весна

Вот и пришла радостная весна. Словно в волшебной сказке всё оживает кругом. Мёрзлая земля еще звенит под ногами, а
по канавам уже журчит вода. В
 лицо приятно дует тёплый ласковый ветерок.

Скоро побегут быстрые ручьи и вздуются реки. В марте прилетают наши пернатые друзья. Лес наполнятся птичьим пением.        

Дни становятся всё длиннее. Горячее солнце посылает на землю свои лучи.

Все кругом весело, ласково и приветливо. Весенний воздух ясный и прозрачный.

        Радостно видеть красоту родной русской природы.

Задание: 1) выписать из текста 3-5 наречий;

2) составить и написать 3 словосочетания, имени числительного с именем существительным.

Тема: «Предложение»

Диктант
Песня жаворонка

Жаворонок поет нехитро, но в его песне есть свежесть летнего утра. Радостное солнце освещает верхушки деревьев.

Становишься счастливым, когда услышишь песню жаворонка.

С песней каждой птицы у человека пробуждаются воспоминания. Влажный голосок кукушки напоминает о юности, о родничке  под мостком. Вот защелкал соловей в тенистом холодке.        

Остановится на ходу человек, забьётся вдруг его сердце с молодой силой.

Но жаворонок простодушен. Он просто поет потому, что всюду зреет рожь. Над ним высокое небо, а мир такой светлый и прекрасный.

Задание: найти в тексте и  выписать простое и сложное предложение,

разобрать их по членам.

Тема: «Повторение пройденного»

                           Диктант

                               Берегите воду

       Быстрый ручеек звонко журчит в зарослях черёмухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешит вперед. Со всех сторон к шумному ручью бегут  другие ручьи.  Он становится шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой.

        В мягком  иле поселились различные животные. На поверхности воды весело качаются белые кувшинки. Птицы свили гнёзда на высоком берегу.

       Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Чистая вода- главное богатство природы.

       Берегите воду!

Задание: подобрать и записать по 3 изученных части речи:

-имя существительное-

-имя прилагательное

-глагол-

-местоимение-

-имя числительное-

-наречие-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Сборник контрольных работ для учащихся 8 класса. Пояснительная записка.

Сборник контрольных работПо письму и развитию речиДля учащихся 8 класса.Пояснительная записка.Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно я...

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса с умственной отсталостью. Тема:"Таблица деления на 2"

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса с умственной отсталостью. Тема:"Таблица деления на 2"...

Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).

Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Календарно-тематическое планирование для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).

Календарно-тематическое планирование для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Календарно-тематическое планирование для учащегося 4 класса с умственной отсталостью (вариант II).

Календарно-тематическое планирование для учащегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....