Формирование произносительной стороны речи на уроках природоведения у глухих младших школьников.
статья

Виноградова Ольга Владимировна

Речевое развитие глухих учащихся  на уроках природоведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование произносительной стороны речи на уроках природоведения у глухих младших школьников.

       В жизни ребенка устной речи принадлежит огромная роль, так как устное общение – одна из наиболее значимых сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Для осуществления полноценного общения необходимо, чтобы собеседники понимали друг друга, пользуясь, прежде всего устной речью. При этом условием устной коммуникации является владение языком, наличие в памяти речевых образов, соответствующих системе родного языка.

Язык и мышление тесно связаны друг с другом, взаимообогащают друг друга при общении – обмене мыслями – и при осуществлении познавательной деятельности.

Изменение естественного пути формирования устной речи вследствие нарушения слуховой функции приводит к невозможности развития её без специального обучения. От эффективности проведения специальной коррекционной работы по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произносительной стороны речи в значительной степени зависит полноценное включение глухого в общественно полезную деятельность, в общество слышащих.

Особенности усвоения в связи со своеобразием речевого развития глухих учащихся исследовали И. М. Соловьев, Е. М. Кудрявцева, Л. И. Тигранова, Е. Н. Марциновская, М. Ф. Титова и Е. Г. Речицкая.

        Особое место в процессе воспитания детей занимает система обучения языку. С 1 класса ведется работа над связной речью учеников. Развитие учащихся с опорой на компенсаторные механизмы путем специально организованного обучения, носящего коррекционно-развивающий характер. Использование специальных методов и форм обучения, направленных на овладение речью как средством общения в учебное и внеклассное время, а также система обучения языку «по принципу формирования речевого общения», позволяет достигнуть высоких показателей в речевом и общем развитии учащихся. В соответствии с этим глухие дети овладевают речью, как средством общения. Функция общения является основной для формирования речи как средства познания и орудия мышления. Процесс овладения речью должен развивается в тесной связи с разнообразными видами деятельности ребенка. Исходя из этого, в качестве ведущей формы речевого общения выступает диалог. Потребность в общении стимулируется условиями и педагогически организованной средой.   Принцип формирования речевого общения позволяет решить задачу более быстрого накопления речевого материала, активизации речевого общения, способствует формированию наиболее трудного для глухого устного вида словесной речи. Подбор речевого материала и выбор исходного вида речи определяется работой над речью.

Основные требования к уровню речевого развития глухих учащихся для каждого года обучения определены в программах по русскому языку. Развитие речи ведется по трем направлениям: над словом, над словосочетанием и предложением и связанной речью. При построении процесса изучения природы на уроках природоведения учитель ориентируется на возможности глухих учащихся и обеспечивает усвоение лексики и фразового материала.

Работа над речью, над значениями слов и употребительных при изучении материала выражений, особенно в начальных классах школы для детей с нарушением слуха, протекает с опорой на наглядные средства и предполагает тесную связь слова с наглядными представлениями, соответствующими его значению

Анализ высказываний, которыми должны владеть учащиеся с нарушениями слуха, позволяет говорить, какое большое и важное место при изучении природы должна занимать специальная работа по развитию их речи, также свидетельствует о больших возможностях данной тематики для мотивированного усвоения различных языковых форм. Виды работы по развитию речи на уроках с природоведческим содержанием являются примерно теми же, что и на уроках развития речи и предметно-практического обучения. По сравнению с уроками развития речи с природоведческой тематикой (уроки ознакомления с окружающей природой) к содержанию и методам обучения на уроках природоведения предъявляются более высокие требования. Прежде всего это выражается в ином соотношении фактических знаний и формируемых у учащихся с нарушениями слуха обобщений.  

На уроках ознакомления с природой наиболее употребительны выражения, содержащие сообщения о свойствах и признаках предмета или природного процесса; о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит; о строении предмета и пространственном расположении его частей; об особенностях развития и условиях жизни растений и животных; предложения, в которых раскрывается наглядное (предметное) содержание понятий; временная и целевая связь явлений; элементы причинно-следственной зависимости; высказывания о признаках сходства и различия объектов. М.Ф.Титова отмечает, что в речи детей 1 и 2 классов преобладают развернутые предложения с лишними словами, что является правомерным. для данного этапа их речевого развития. При методическом построении уроков природоведения учитываются условия речевого развития детей. Анализ работ Зыкова С.А., Зыковой Т.С., Клепниной З.А. позволяет нам сделать вывод, что к третьему классу речь детей со слуховой дисфункцией достигает относительно высокого уровня. Вместе с тем, значительно возрастает объем и уровень общеобразовательных знаний, усвоение которых предполагает дальнейшее развитие речи и отвлеченного мышления детей. Постепенно речь таких детей все более приближается к естественной, становится «свернутой», соответствующей обычным образцам высказываний слышащих.

При подборе речевого материала реализуется принцип необходимости для речевого общения. При этом учитываются программные требования, прежде всего по развитию речи, и данные об уровне общего и речевого развития каждого ученика

Работа над речью, над значением слов и выражений, которые употребляются при изучении природоведческого материала, особенно в начальных классах специальной школы, протекает с опорой на наглядные средства и предполагает тесную связь слова с наглядным представлением, соответствующим его значению. Переход от наглядных, образных представлений к элементарным понятиям происходит через слово. Этим определяется большое значение словесных методов в обучении. Наряду с наглядными и практическими методами в учебном процессе широко используются беседа и рассказ-объяснение, предполагающие анализ и обобщение учебного материала.

Речевой материал подбирается исходя из потребности:

  • организовать учебную деятельность детей и общение в связи с ней (У меня сломался карандаш. Можно поточить? На какой странице открыть книгу?);
  • обеспечить успешное восприятие и последующее закрепление речевых выражений при подаче нового материала. Здесь особенно важно иметь нужную запись на доске (чаще всего сделанную до урока) или письменные таблички, что помогает сконцентрировать внимание ребенка с нарушениями слуха на обращенной к нему речи, не теряя ее связи с воспринимаемыми наглядными средствами;
  • правильно использовать записанные слова и словосочетания, фразы, что позволит эффективно работать по развитию слухозрительного восприятия обращенной речи на протяжении всего урока.

Особо следует остановиться на работе по развитию слухозрительного восприятия на уроках с природоведческим содержанием. Развитие у глухих словесной речи в устной форме (лексика, фонетика, грамматика, орфоэпия) предполагает формирование навыков её восприятия. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется в условиях широкого использования развивающегося слухового восприятия глухих школьников в ходе всего учебно–воспитательного процесса.

Практически при любых нарушениях слуха в развитии ребенка страдает речевая и связанная с ней познавательная деятельность. На уроках природоведения дети учатся описывать предметы и явления природы, широко опираясь при этом на свои наблюдения. Их сообщения состоят в основном из коротких текстов и простых предложений. Однако, постепенно в речь детей вводятся сложные фразы типа «Сегодня ясная погода, а вчера была пасмурная погода». Во втором классе подобные выражения большинством учащихся уже употребляются в речи самостоятельно. Работа с «Дневником наблюдений» не исключает время от времени письма отдельных предложений словосочетаний на доске. Это позволяет организовать фронтальную работу учащихся и облегчает им понимание того, как складываются тексты с описанием природных условий определенного месяца.

Особые требования предъявляются к речи учителя, обращенной к детям. Его речь должна быть в основном развернутой (собака - это домашнее животное, кошка - это тоже домашнее животное). Учитель прибегает к неоднократным повторам элементов объяснения и, соответственно, слов и выражений, которые особенно важны для понимания учебного материала и запоминания его неслышащими учащимися. Учитывается также необходимость развития слухового восприятия. В основном, эта работа ведется на этапе повторения материала, кроме того, используются все моменты организации учебной деятельности детей (разные поручения).

       Дети не просто подражают речевым действиям взрослого, усваивают готовые фразы через отраженно – сопряженное проговаривание и через использование речевых образцов. При достаточном речевом запасе они оказываются в состоянии полнее устанавливать аналогии в словоформах и конструкциях высказываний.

        От эффективности проведения специальной коррекционной работы по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произносительной стороны речи в значительной степени зависит полноценное включение глухого в общественно полезную деятельность, в общество слышащих.

Список использованной литературы

1. Андреева Л.В. под  редакцией: Назаровой Н.М., Богдановой Т.Г Сурдопедагогика: учебное пособие / М.  Академия. 2000.

2.  Андреева Е.И. Психологические основы обучения глухих детей   произношению. Методические указания для студентов дефектологического факультета. Ленинград.  1977.

3. Аквилёва Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Учебное пособие. М. Владос. 2004.

4. Аквилёва Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М. Просвещение. 1990.

5. Быкова Л.М. Методика преподавания русского языка в школе глухих. Учебник для вузов. М. Владос. 2002.

6. Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов  в специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога – дефектолога. М. Владос. 2013.

7. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. Учебное пособие. М. Владос. 2004.

8. Марциновская Е. Н.,Развитие глухих детей в процессе ознакомления с природой// Дефектология. 1973. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:"Дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока: "Работа над рассказом Л.Н.То...

презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:"   Дифференциация звуков "Ш-Ж" на материале темы "Работа по картине Саврасова "Грачи прил...

презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:" Дифференциация звуков "С-З" на материале темы:"работа по картине И.И. Левитана Золотая осень"...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа с...