Методическая разработка занятия "Как произвести хорошее впечатление"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_proizvesti_horoshee_vpechatlenie.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа №584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга)

                                               

«Как произвести хорошее впечатление.

Коллекция хороших манер»

                                            Составила и провела в 7А  классе              

                                                                   воспитатель:

Казакова А.С                                                                                      

Санкт - Петербург

2019 год

Цель: прививать детям этические нормы культурного поведения, обобщить и систематизировать полученные детьми знания об этикете.

Оборудование: в начале занятия вывешивается высказывание Ф.Старка, стенд «Свод правил воспитанного человека»

Ход занятия:

Хорошие манеры похожи на ноль в математике. Сами по себе они ничто, зато способны придать значимость любому пустяку.

                                                                                                                Ф.Старк

Воспитатель: Человек очень редко остается наедине с собою. Каждому из нас то и дело приходится общаться с разными людьми в различных ситуациях. Общение – естественная потребность. Оно необходимо для самого существования. Без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, наверное, жить было бы непросто.

Определенные, принятые всеми правила поведения составляют культуру общения. Некоторые вырабатывались тысячелетиями, иные приняты недавно.

Воспитатель: Так что же такое этикет?

- Правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, дома и в гостях, за столом, а также норму и стиль одежды, манеры и речь называют этикетом. В переводе с французского это слово означает не только ярлык, этикетку, вид товарного знака, наклеиваемого на вещь или ее упаковку, но и строго установленный порядок поведения и формы обхождения.

Этикет неотделим от общей культуры. Идеальным является сочетание хороших манер, умения правильно вести себя в обществе с духовной красотой и высокой нравственностью.

Воспитатель: - Что же принято считать хорошими манерами?

(Скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умение контролировать свои поступки)

Воспитатель:-  Узнаем немного из истории этикета.

Множество веков существует человечество. Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречались и расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили  друг друга о чём-то, отказывали в просьбе, приносили подарки, ходили в гости принимали гостей.

Огромное количество раз это повторялось, и постепенно люди передавали друг другу самые удобные, экономные и разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения - этикет.

 Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - «этикеток» - и произошло слово «этикет».

Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносит свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять самые почётные места за столом женщинам и наиболее почётным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание и проявление хороших манер я буду поощрять вас вот такими знаками - «сердечками» (показываю).    

 Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека». На доске (показываю) находится стенд «Свод правил воспитанного человека», в который будут помещены самые главные выводы.

Первое правило

Воспитатель: Ребята, в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. И сейчас мы узнаем, как люди это делают в некоторых странах. Мне нужно 4 желающих. Итак, представим, что первый из вас представитель монгол, второй- представитель африканского племени зулусов, третий – Китае, и четвертый – русский. На бумажках, которые я вам выдала, написано приветствие, вам нужно выбрать любого ученик из класса и поприветствовать его.

1 ученик: «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят представители монголов.

2 ученик: «Я тебя вижу» - эту фразу произносят представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами.

3 ученик: «Ели вы сегодня?» - эту фразу произносят представители Китая.

4 ученик: «Здравствуйте!» - эту фразу произносят представители России.

Воспитатель: - Об этом удивительном слове «здравствуйте» поэт В. Солоухин написал стихотворение. Послушайте его. (Читается стихотворение под тихую музыку.)

- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг

другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

 Отчего на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире, тоже надо уметь.

Воспитатель: - Итак, какое первое правило, мы можем записать в наш свод? (ПРИВЕТСТВОВАТЬ ДРУГ ДРУГА)

Второе правило

Воспитатель: Человек может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от людей. Именно поэтому человек ценит друга. Помните, в знаменитой басне Крылова есть такие строчки: «Когда в товарищах согласья нет - на лад их дело не пойдёт». Но тот, кто хочет иметь друзей должен научиться дружить. А значит, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, всё как у людей. Потом всё же договорились. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди.

Так какое же правило, мы запишем в нашу памятку? «УСТУПАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ».

Третье правило

Воспитатель:  В психологии есть такое забавное сравнение. Человек - это дробь, числитель которой означает, насколько человек сам себя оценивает, а знаменатель - насколько его оценивают окружающие.

 

Психологический эксперимент

Для эксперимента приглашаю одного желающего. На листочке он пишет три положительных и три отрицательных своих качества. Пока учащийся занят, мы  начнем конкурс знатоков этикета:

  1. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)
  2. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?
  3. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал.)
  4. Если тебе принесли подарок завёрнутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (Да, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс.)
  5. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что ...
  6. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как...
  7. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете...
  8. Если вы пришли к кому-либо в гости случайно и вас приглашают пообедать или угощают чем-либо – отказаться или принять приглашение? (Принять приглашение, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев
    долгим пребыванием)
  9. Придя в гости, с кем вы должны, прежде всего, поздороваться? (с хозяевами)
  10. На домашних и  официальных приемах,  в каких случаях и где можно
    смотреться в зеркало? (можно немного поправить прическу у зеркала, снимая головной убор и пальто и одеваясь, при необходимости привести себя в порядок, уединившись в туалете или ванной комнате)

Воспитатель: -  А теперь продолжим наш эксперимент. Одноклассники называют три положительных и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи вызвавшемуся участвовать в эксперименте учащемуся. Когда все желающие выскажутся,  ученик вслух называет качества, которые записал он. Сравниваем самооценку с оценкой, которую дал класс. Человек как бы посмотрел на себя со стороны.

Есть такая пословица: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких  нибудь дурных привычек, манер? Назовите их. Что считается дурными манерами? (Предполагаемые ответы: грызть ногти, слишком громко разговаривать, не стесняться в выражениях, развязные жесты, неряшливость в одежде, грубость, громко  хлопать дверью, использовать мизинец в качестве зубочистки, употребление  кличек и прозвищ.) Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки всё же есть, то постарайтесь от них избавиться, а главное избавить от них окружающих.

Так какое же следующее правило, мы запишем? «НЕ ДОСТАВЛЯЙТЕ  НЕУДОБСТВА ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ».

Четвертое правило

Воспитатель: -  Я предлагаю вам ещё одну игру.

Игра «Зеркало»

Один из школьников, самый смелый, встает перед классом и оказывается как бы перед  зеркалом. Ребята поочерёдно повторяют его фразы, слова-паразиты, которые он чаще других употребляет, его походку, движения, какие-то привычки.

Воспитатель: - А что бы мы записали в нашу памятку? «СЛЕДИТЕ ЗА СОБОЙ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ».

Пятое правило

Воспитатель:  Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся вовлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным  или  даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем короткие весёлые истории, которые произошли с вашими одноклассниками (школьники рассказывают заранее подготовленные смешные случаи из их жизни).

Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Можно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит защитой. Какое правило, мы могли бы записать? «УЧИСЬ СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ».

Воспитатель: - Вы любите ходить в гости? А когда к вам приходят друзья, вы рады? А знаете ли вы как надо вести себя в гостях? Вот мы сейчас это выясним.

Я буду задавать вам вопросы, и давать три варианта ответа. А вы, подумав, назовете правильный. Итак...

1.        Если вы пришли к кому-либо в гости случайно и вас приглашают пообедать или угощают чем-либо – отказаться или принять приглашение?

а)        конечно отказаться

б)        безусловно, принять приглашение

в)        Принять приглашение, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев
долгим пребыванием

2.        Придя в гости, с кем вы должны, прежде всего, поздороваться?

а)        с хозяевами

б)        с наиболее пожилыми гостями

в)        Сначала со всеми гостями, затем с хозяевами

 3. На домашних и  официальных приемах,  в каких случаях и где можно
смотреться в зеркало?

а)        в любое время и в любое зеркало

б)        можно немного поправить прическу у зеркала, снимая головной убор и пальто и одеваясь, при необходимости привести себя в порядок, уединившись в туалете или ванной комнате.

в)        можно заняться своей прической и косметикой в прихожей

4.        Как долго следует ждать опаздывающих гостей?

а)        столько, сколько вытерпят уже пришедшие гости

б)        не более 15 минут

в)        ждать вообще не следует, так как гости обязаны прийти к назначенному времени

 5.        Когда можно сесть за праздничный стол?

а)        как только вы зашли в комнату, где накрыт стол

б)        только после того, как сядут наиболее важные и авторитетные гости.

в)        после приглашения хозяина (хозяйки) и после того как сядут женщины

6.        Вы опоздали, и гости уже сидят за столом. Как в этом случае себя
вести?

а)        следует поочередно обойти всех гостей, поздороваться и пожать руку

б)        пройти к месту за столом и занять его, как ни в чем не бывало

             в)  поздороваться с хозяйкой и извиниться за опоздание

 7.  Как поступить, если нужно уйти из гостей пораньше?

а)        заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному
уходу знаете? (Ребята отвечают.)

б)        попросить хозяев объявить о вашем уходе, после чего распрощаться с  гостями

в)        уйти незаметно, попрощавшись с хозяевами

- Когда вы идете в гости, на день рождения или какое-либо другое торжество, непременно надо делать подарки, дарить что-нибудь на память. К выбору подарков, сувениров следует относиться в высшей степени серьезно и внимательно. Ведь подарок - это один из символов уважения к человеку. Дело не состоит в вещи, а в самом намерении, искренности ваших чувств.

Выбирая подарок, проявите изобретательность, шутливые подарки иной раз приносят больше удовольствия, чем дорогая, но стандартная вещь.

Вот несколько советов, как надо выбирать подарок.

  •         Если вы хорошо знакомы с теми, кому собираетесь что-то дарить,
    постарайтесь учесть их вкусы и интересы.
  • Вообще, выбирайте вещь как для самого себя.
  • Не делайте слишком дорогих подарков. Это не принято. Не ставьте человека в неудобное положение, ведь если он в ответ не сможет поступить также, то почувствует себя униженным, должником.
  • Помните, что дело не в цене подарка, а в удовольствии и радости, которую ему доставит подарок.

-  А сейчас следующий конкурс. Представьте, что вы идете в гости, подобрали подарок. Конечно же, его необходимо красиво оформить. В вашем распоряжении упаковочная бумага, ленты, ножницы, клей, открытки, воздушные шары. Оформите коробочку с «подарком». В конкурсе оценивается оригинальность, эстетичность.

 -  Молодцы! Замечательные подарки.

Воспитатель: Итак, ребята, о чём же мы узнали в процессе нашего общения? (Учащиеся высказывают свои мысли.) Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя. Но всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. Есть игра, в которую играют даже взрослее, солидные люди: составляют перечень какие-либо качеств, а затем сами ставят за эти качества себе оценки, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы.                    

Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих.  У древнегреческого  писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?  У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».

        Подведение итогов, определение победителя – Знатока этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"

Интегрированный урок по литературе и географии в 7 классе....

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Хорошо там, где нас ещё нет, но плохо там, где мы уже были».

Актуальность проводимого занятия — Гимназисты проживают в  условиях  интерната, который по существу является их домом. Но данные наблюдений и диагностики свидетельствуют о низком уровн...

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающих технологий «Привычки вредные и хорошие»

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающих технологий«Привычки вредные и хорошие»   Цели:формировать мотивацию к преодолению вредных для здоровья привычек (грызть ногт...

«Секреты хорошей речи» (методическая разработка элективного курса для учащихся 8 классов)

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его мировоззрения, его коммуникативных способностей. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Поэтому владению речью важно...

Методическая разработка классного часа «Все работы хороши…….»

«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.»...

Методическая разработка "В поисках хорошего настроения"

Методическая разработка для детей с ОВЗ по методу Квест 10-12 лет...