Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Хорошо там, где нас ещё нет, но плохо там, где мы уже были».
методическая разработка (5 класс) по теме

Матвеева Наталья Валентиновна

Актуальность проводимого занятия — Гимназисты проживают в  условиях  интерната, который по существу является их домом. Но данные наблюдений и диагностики свидетельствуют о низком уровне сформированности экологической культуры. Наблюдается противоречие между декларируемой любовью к родному краю и его экологии и поведением детей: многие  бросают мусор мимо урны, выкидывают еду и посуду из окон интерната, складируют пакеты с мусором в комнатах. Поэтому особо актуальной является задача формирования ответственного, осознанного отношения к  Природе, развития способности  предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия собственной  деятельности, тем самым восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа".  Возникла  необходимость подготовки к будущей самостоятельной жизни воспитанника, осознающего личную ответственность за охрану природы и рационально использующего природные ресурсы.

Воспитанники 7 и 9 класса – это старшие подростки 13-15 лет.  Данному возрасту детей присущи следующие особенности:

-осознание себя в окружающем мире (идентичность);

-становление социальной позиции;

-умение выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие, и развлечения, не приносящие вреда;

-умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими;

-умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей;                                                            

-совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности;

-привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи;

-испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Нравится мыслить, делать самостоятельные открытия; 

-умение самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живешь; совершенствуется способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы.

      Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.

         Возрастные особенности обусловливают выбор  формы проведения занятия: проектная деятельность  с использованием технологической игры «Метоплан».  Цели технологии заключаются в организации индивидуальной и групповой мыследеятельности по решению той или иной проблемы, наработке каждым участником технологии своего индивидуального опыта по обсуждаемой проблеме и его обогащении в результате групповой работы. Тем самым технология «Метоплан» позволяет развивать, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект занятия по теме:

«Там хорошо, где нас ещё нет,

но плохо там, где мы уже были»

Работу выполнили воспитатели гимназии искусств:

                                                                            Коневега В.В.

Матвеева Н. В.

Стаханова Е.В.

                                                                               

Цель системной деятельности: формирование  экологической культуру старших подростков (13-15лет)  посредством использования технологии «Метоплан» С.С. Кашлева и проектной деятельности.

 

Цель занятия: Формирование  у старших подростков (13-15лет) системы представлений о средствах преодоления проблем  экологии.

Задачи: 

  1. Формировать эмоциональное отношение воспитанников к природе, развивать у каждого ответственность за состояние окружающей среды.

  1. Углублять научные знания об экологических проблемах, выявлять последствия воздействия человека на природу.

  1. Развивать   процессы   мышления,   речь,   внимание   через   анализ проблемы,   представленных   материалов,  сопоставление   фактов,  публичное   выступление,   формулирование    собственной    точки  

зрения;

  1. Формировать культуру межличностного, межвозрастного общения посредством организации групповой деятельности.

  1.  Развивать активную жизненную позицию, интерес воспитанников к охране природы, их самостоятельность и инициативность.

Оборудование:

  1. Ноутбук
  2. Экран
  3. Диапроектор
  4. 3 ватмана
  5. Фломастеры, цветные карандаши для каждой группы
  6. Ручки для каждого
  7. Три листка разного цвета (Красный, зелёный, желтый) на каждого участника.  Оформление группы картинами и афоризмами  на экологическую тематику

 Ход занятия:

 Этапы реализации технологической игры «Метаплан»:

время

Ход занятия

Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе

1этап   Формулировка проблем-вопросов

10мин.

 Ведущий:  

 - У  нас сегодня дебют.  Наша мужская творческая группа в составе: Ерломина Прокопия,  Майбурова Влада,  Вяткина Виталия предлагает вашему вниманию творческий проект, который называется «Хорошо там… Плохо там…?!».

-Смотрим фильм.

-Какие чувства вызвал у вас просмотр фильма?

Что вам хочется ещё сказать об увиденном фильме? (диалог с детьми о чувствах, которые вызвал просмотр фильма)

-Как, по-вашему, почему именно так,  они назвали свой фильм?

(ответы ребят, равнение двух сторон фильма: нетронутая человеком красота природы и природа, где побывал человек).  

-Какую сторону жизни ребята хотели затронуть в фильме? (Экология)

 - Почему именно эту проблему затронули создатели фильма?

 -Правильно, они затронули злободневные  вопросы сохранения окружающей среды.

- От чего  во многом зависит экологическая безопасность?  (от  культуры поведения людей).

-Наша творческая киногруппа  вышла с предложением обсудить волнующие их  проблемы,  касающиеся экологии бытия.

  1. Что такое экология и экологическая безопасность? (красный лист)
  2. Актуальны ли  проблемы охраны окружающей среды  в наши дни? (жёлтый  лист)
  3. Как лично мы можем повлиять на сохранение природы и обеспечить безопасность  среды обитания человека, в том числе и ближайшей (дом, школа, село, город)? (зелёный лист)  

(вопросы вывешиваются на доске)

-Но прежде чем преступить к работе, давайте вспомним, какие правила, необходимо выполнять для того, чтобы занятие проходимо успешно для каждого из присутствующих.

Правила:

  1. Доверительный стиль общения;
  2. Общение по принципу «здесь и сейчас»;
  3. Безоценочность суждений;
  4. Активное  участие;
  5. Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

-Чтобы мы не сбились, со времени выберем хранителя времени. (Выбор хранителя времени)

   

Личностные УУД:

- актуализация внутренней позиции воспитанника;

-формирование эмоционального отношения к природе, экологии; Регулятивные  УУД:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;

-раскрепощение, вовлечение в действие;

Коммуникативные УУД:

-создаем условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельность;

  -развитие умения слушать и вступать в диалог;

Познавательные УУД:    

-актуализация знаний по теме экология;

2 этап  Индивидуальное смыслотворчество

12мин.

Ведущий:

- У вас на столах лежит раздаточный материал. Ваша задача в течение 12мин ответить письменно на проблемы- вопросы на всех трёх листах: на красном листочке пишется ответ на 1 вопрос, на желтый – на 2 вопрос, на зелёном отвечаете на 3 вопрос.

Личностные УУД:

-развитие способности к самовыражению;

Регулятивные  УУД:

-постановка задач деятельности;

Познавательные УУД:

-развитие

общеучебных  УУД: восприятие научного определения понятий «экология»,  «экологическая культура»;

-умение осознано и произвольно строить высказывание в письменной форме через формулировку данных понятий;

3этап

Представление участниками своих индивидуальных смыслов, обмен смыслами.

10мин.

Ведущий:

-Сейчас каждый из вас по кругу зачитает  свой вариант ответа на каждый проблемный вопрос. (Происходит обмен ответами между участниками технологии).

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция как способность мобилизации сил;

Коммуникативные УУД:

-умение слушать своих товарищей и вступать в диалог;

        Познавательные УУД:

-формируется  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формируется умение строить логическую цепь рассуждений;

4 этап  

Анализ, обобщение индивидуальных смыслов в творческих группах.

12мин.

Ведущий: 

- Сейчас, мы с вами разложим  листы  по цветам (коробочки для красных, желтых и зелёных листов).

- Теперь нам необходимо создать  три творческие группы. (с помощью  считалочки: красный, желтый, зелёный: распределяются  на 3 группы по цвету).

-Задание каждой творческой группе: Проанализировать и обобщить полученные ответы. Затем  нужно оформить  на листах бумаги результаты своего группового смыслотворчества и защитить свой творческий проект. Это может быть схема, рисунок, ребус, алгоритм.  На работу группа даётся 12мин.  (Хранитель времени, звучит музыка)

Личностные УУД:

-выбор социальных и личностных ценностей;

Регулятивные УУД:

-происходит сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах;

-коллективное обсуждение проблемы;

-сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;

Познавательные УУД:

-умение структурировать знания; 

-развитие логических УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

5 этап

Представление итогов работы творческих групп

20мин.

Ведущий:

-Время вышло, просим творческую группу, которая работала над первым вопросом (выступления 1 группы).

-Предлагаем показать результат 2 группы (выступление 2 группы).

-И в завершении провисим  выступить 3 группу.

(Предложение ребятам выйти на акцию «Мы – против мусора»).

-Наша встреча была неслучайна и запланирована к определённой дате - 30марта.

-А вы знаете, что это за дата?  (День защиты Земли).

-Поподробнее информацию  вы можете прочитать   на нашем информационном стенде.

Личностные УУД:

-осознание чувства удовлетворения, значимости;

-формирование элементарного социального опыта;

Коммуникативные УУД:

-формируется навык управлять поведением партнёра через контроль, коррекцию и оценки действий;

Познавательные УУД:

-формируется  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

6 этап –

рефлексия

6 мин.

Ведущий: 

-Сегодня,  на занятии, мы с вами не можем решить проблему утилизации мусора, но мы можем сформировать свое отношение к этой проблеме. А еще в наших силах изменить состояние  дворовой территории гимназии. Если каждый из нас, прежде чем выбросить полиэтиленовый пакет, вспомнит, что процесс его разложения занимает более 1000 лет, будет поправлять друзей, которые хотят выкинуть мусор не в контейнер, мы сможем сделать чище  среду, в которой живем.

Стали люди сильные как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет

Чёрные — сотрёшь ли человек?!

-Планета Земля кричит «SOS»! Да, действительно, эволюция человека, прогресс во всех сферах жизнедеятельности – это результат деяний рук человека. Рука – это- то, что всегда с нами, это часть нас самих и именно от наших рук зависит жизнь на Земле.  Мы предлагаем каждому из вас на макете руки написать свой  вариант помощи планете Земля. Это будет  наша « рука помощи Земле»

-Напишите, что  конкретно ты сможешь сделать? Чем можешь помочь Земле?

(дети пишу свои предложения « рука помощи Земле» на макете руки в это время звучит музыка).

 Затем дети  по очереди выходят, зачитывают свою помощь и наклеивают макет руки на плакат Земли.

-У нас с вами получилась замечательные  работы. Может у вас есть какие-то предложения, куда можно использовать нашу совместную творческую работу? (предложение вывесить на информационный стенд).

- По окончании занятия, мы вам приготовили буклеты, где содержится информация об охране природы.

- Закончить наше мероприятие предлагаем музыкальной притчей «Всё в твоих руках» (звучит музыкальная притча «Бабочка»).

-Большое всем спасибо!

Личностные УУД:

-  происходит принятие того, что было сделано на занятии;

происходит личностный выбор ценностного отношения к природе и экологии;

Коммуникативные УУД:

-развитие умения слушать и вступать в диалог;

- осознание человеком себя как члена творческого коллектива;

Познавательные УУД:

 - формируется умение осознанно строить речевое высказывание;

- умение строить логическую цепь рассуждений;

-  происходит оценивание усвоенного материала;

Использованная литература:

  1. Возрастные особенности. Подростковый возраст (11-15 лет). Социальная ситуация развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://elabuga-shcool8.narod.ru/vozrast.html
  2. Город и бытовой мусор.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.referat.ru/referats/view/9114
  3. День защиты Земли - 30 марта.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.tooday.ru/03/greenpeace.php
  4. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса.  - Минск, «Университетское» 2001
  5. Международный день Земли – 22 апреля.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.prazdnuem.ru/calendar/den_zemli/
  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М., 2011.
  7. Проблемы экологии. Мусор. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://realty.dmir.ru/articles/23350/
  8. Современные технологии воспитательной работы /авторы составители: Панафидина Т.В., Северина О.А., Пташкина в.Н., Зюзюкина Н.В. – Волгоград,  2009
  9. Гуманизация воспитательного взаимодействия. Сборник педагогических технологий / составитель: Каменева Н.Г.  Коми Республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. Кафедра педагогических технологий и педагогического мастерства. – Сыктывкар, 2009.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Cinema" к УМК Кузовлева В.П. "English 10-11"

Методическая разработка занятия с активными формами обучения...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия на тему "Пейзаж. Ранняя весна" + презентация к занятию

Данная методическая разработка позволит провести современное занятие по изодеятельности с детьми 9-11 лет. Данное занятие опробировано и даёт хорошие результаты. Занятие включено в ДООП "Мой разноцвет...

Методическая разработка занятия по теме «Тренировочное занятие по настройке и запуску зального метательного планера»

Тренировочное занятие предназначено для освоения и закрепления навыков настройки и запуска зального свободнолетающего метательного планера соответсвующей возрасту обучающихся соревновательной категори...

Методическая разработка занятия "Как произвести хорошее впечатление"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия на тему "О поступках плохих и хороших"

Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....