Методическая разработка занятия "В.Осеева. Просто старушка"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.oseeva_prosto_starushka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в ГПД

для обучающихся начальной школы

Провела: воспитатель ГПД

Казакова А.С.

Санкт-Петербург

2018 год

Тема: В.Осеева " Просто старушка"

Цели:

Обучающие :

1. Обучать умению прогнозировать текст;

2. Обучать навыкам правильного и осознанного чтения;

3. Учить самостоятельно определять главную мысль

произведения;

4. Учить находить в тексте слова, характеризующие

героя, выражать свое отношение к нему;

5. Формировать навыки выразительного чтения.

Воспитывающие :

1. Воспитывать чувство ответственности за свои

поступки, доброе отношение к людям;

2. Формировать систему нравственно – этических

ценностей на основе чтения художественного текста.

Развивающие :

1. Развивать навыки монологической речи;

2. Развивать внимание, память;

3. Развивать умение подтверждать свои высказывания

цитатами из текста, высказывать свое мнение и

отстаивать его;

4. Развивать навыки правильного и осознанного

чтения.

Планируемые достижения учащихся:

Осознание понятий " великодушие, добрые слова,

доброта, добро", " жизнь дана на добрые дела";

Умение определять главную мысль произведения;

Умение находить в тексте слова, позволяющие

охарактеризовать героя произведения;

Умение участвовать в коллективной беседе.

Оборудование

1. "Литературное чтение" : 1 класс, учебник для

учащихся общеобразовательных учреждений, автор -

составитель Л.А.Ефросинина, М : Вентана – Граф,

2009. - ( Начальная школа 21 века );

2. Выставка книг В.Осеевой;

3. Русские народные пословицы;

4. Отрвыки из стихов Э Успенского;

5. Перечень слов (на доске);

6. Перечень слвосочетаний (на доске ).

Оформление доски :

Беспомощная;

старая;

внимательный;

заботливый;

равнодушная;

спокойноая

Тема : В. Осеева " Просто старушка "

Великодушие – великая душа – большая душа –

широкая душа

Уважение, зависть, доброта, злоба.

" Минута час бережет. "

" Жизнь дана на добрые дела. "

" Куда ни придет, ссору заведет. "

Д/з. стр. 68 -69, читать по ролям, нарисовать мальчика.

Ход урока :

• Организационный момент

- Ребята, здравствуйте! Обратите внимание, сегодня к

нам на урок пришли гости. Они посмотрят, чему мы с

вами научились, как читаем, рассуждаем, отвечаем на

вопросы, как умеем доказывать свою точку зрения, как

выросли за этот год, какими грамотными стали.

Потихоньку садитесь.

2.Проверка домашнего задания :

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с

рассказом Валентины Осеевой " Кто хозяин". Дома вам

нужно было пересказать одну из частей. Приступим к

проверке домашнего задания. ( На предыдущем уроке

рассказ " Кто хозяин" был задан по частям следующим

образом : первому ряду – пересказ первой части,

второму ряду – пересказ второй части, третьему ряду –

пересказ третьей части. В ходе проверки домашнего

задания с каждого ряда отвечают по одному человеку,

чтобы в итоге получился целостный рассказ. )

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашним

заданием.

3. Сообщение темы и целей урока :

(Читаю отрывок из стихотворения Э.Успенского. )

" Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Если доброта, как солнце, светит

Радуются и взрослые и дети. "

- Ребята, когда-то, очень давно, когда я еще была

совсем маленькой девочкой, в одной книге мне

повстречалось слово " великодушие ". Тогда я совсем

не поняла его смысла. Шло время......... (По ходу

рассказа показываю на доске словосочетания,

прочитывая их. ) Позже я узнала, что великодушие –

это великая душа, это и большая душа, это и широкая

душа. Узнать то я узнала, но до сих пор не могу понять,

что же означает слово "великодушие ", да и все другие

слова. Объясните мне, пожалуйста. ( Все эти слова

говорят о доброте людей). Молодцы! Спасибо!

- Ребята, а как вы думаете, доброта зависит от роста,

от того, взрослый ли человек, или еще совсем

ребенок? ( Нет, ни от возраста, ни от роста доброта

людей не зависит. Она либо есть, либо ее нет.)

- Дети, а как вы думаете, какое качество, черта

характера человека в нашей жизни сейчас, да и во все

времена, является самой главной? ( Доброта)

- Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся еще с

одним рассказом Валентины Осеевой о великодушии, о

доброте человеческой.

- Прочитайте самостоятельно название рассказа. ( "

Просто старушка " )

Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь в

рассказе? ( О старушке. )

4.Первичное восприятие текста с предварительным

заданием :

- Ребята, прочитайте слова, данные на доске((указкой

показываю, какие именно слова нужно прочитать).

Уважение, зависть, доброта, злоба.)

- Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно

послушайте, подумайте, а потом ответите на

следующий вопрос : какие из данных слов подходят к

тексту?

( Читаю текст сама. )

5.Работа по содержанию текста :

Вопросы учителя.

- Ребята, какие же слова подходят к рассказу?

- А почему вы так решили? Докажите.

Предполагаемые ответы детей.

- Уважение, доброта.

- Мальчик уважал старших, он был добрым, так как

помог старушке.

6. Самостоятельное чтение текста:

( Дети читают текст самостоятельно. )

- Ребята, глазками прочитайте рассказ

самостоятельно, чтобы смогли ответить на мои

вопросы.

7. Вторичное восприятие текста с предварительным

заданием:

- Ребята, мы сейчас еще раз прочитаем текст, а вы

подумайте и скажите : быстро ли мальчик пришел на

помощь старушке, или ему нужно было время для

раздумывания?

( Текст читают "цепочкой, по предложению" хорошо

читающие дети. )

8. Работа по содержанию текста:

Вопросы учителя.

- Ребята, быстро ли мальчик пришел на помощь

старушке, или он раздумывал?

- Докажите! Найдите в тексте слова, которые

подтверждают, что мальчик не раздумывал.

- Ребята, а что означает слово " бросился" ? Как вы его

понимаете?

- Ребята, а как вы думаете, чему удивилась девочка?

- А старушка кем-то приходилась мальчику : тетей,

мамой, бабушкой?

- Так, чему же удивилась девочка?

Предполагаемые ответы детей.

- Мальчик быстро пришел на помощь старушке.

- стр. 69

" ......бросился на помощь старушке."

- Ни минутки не раздумывал, сразу же, быстро помог.

- Девочка удивилась тому, что мальчик помог

старушке.

- Нет, старушка была посторонней.

- Девочка удивилась тому, что мальчик помог

посторонней, совсем незнакомой старушке.

9.Физминутка :

( Дети проговаривают слова четверостишия,

показывают их движениями. )

" Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише......

Деревца все выше, выше. "

10. Соотношение иллюстрации и текста :

Вопросы учителя.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике ( с.

68 ). Найдите отрывок из текста, который подходит к

картинке.

- Назовите героев рассказа.

- На доске написаны слова (показываю их, читаю),

опишите героев рассказа, используя эти слова.

- А почему слова вы распределили именно таким

образом? Докажите.

- А сами вы можете добавить еще какие-то слова для

описания героев?

Предполагаемые ответы детей.

( Дети читают отрывок.)

".....старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая

девочке свой портфель, и бросился на помощь

старушке....."

- Старушка, мальчик, девочка.

- Старушка : беспомощная, старая. Мальчик :

внимательный, заботливый. Девочка : равнодушная,

спокойная.

- (Дети доказывают свою точку зрения с опорой на

текст, его перессказ.)

- Добрый, хороший, умный........

11. Подготовка к выразительному чтению :

Вопросы учителя.

- Ребята, найдите в тексте диалог детей.

- Ребята, если бы мы сейчас были в театре и решили

поставить спектакль по этому отрывку, сколько бы

героев нам понадобилось?

- А кто из героев нам был бы необходим?

- А автор?

- Но, сейчас я попрошу вас прочитать этот отрывок по

ролям. Сколько героев – детей нам нужны?

- Почему?

- Как, с какой интонацией мы будем читать за

мальчика?

- Почему торопливо?

- Как, с какой интонацией будем читать за девочку?

- А почему именно так?

Предполагаемые ответы детей.

- стр. 69

- Для спектакля нужно всего два героя.

- Мальчик и девочка.

- Слова автора в спектакле необязательны, мы видим,

как и что происходит на сцене.

- Три человека.

- Для чтения по ролям нужны : мальчик, девочка и

автор.

- Уверенно, добродушно, торопливо.

- Мальчик не раздумывает, быстро бежит на помощь.

- Удивленно, равнодушно.

- Потому что, она не может понять, почему мальчик

помогает старушке, ведь она ему совсем незнакома.

12. Выразительное чтение диалога " по ролям ":

( Ребята читают группами по три человека. Количество

прочитавших зависит от того, сколько времени

остается до окончания урока.)

- Молодцы! Хорошо у вас получилось!

13.Работа с пословицами :

- Дети, прочитайте пословицы, данные на доске. ( "

Минута час бережет", " Жизнь дана на добрые дела", "

Куда ни придет, ссору заведет" )

- Как вы думаете, какая из пословиц подходит к

рассказу? ( " Жизнь дана на добрые дела")

- Почему? Докажите. ( В жизни всем нам нужно делать

добрые дела, тогда и жизнь будет лучше, и люди

добрее.)

14.Подведение итогов урока :

- Итак, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (

Мы сегодня познакомились с рассказом "Просто

старушка " )

- О чем он? ( Этот рассказ о доброте, помощи,

внимательности, заботе.)

- Какими нам с вами нужно быть? ( Нам нужно быть

внимательными, добрыми, заботливыми.)

- А как все эти качества можно назвать одним словом?

( Нам необходимо быть великодушными.)

15. Пролог урока:

- Да, ребята, действительно, сейчас в нашей жизни не

хватает уважения, взаимопонимания, доброты, заботы.

Не хватает великодушия. Нам нужно учиться быть

внимательными друг к другу, заботливыми,

великодушными. А сегодняшний урок мне бы хотелось

закончить отрывком из стихотворения Эдуарда

Успенского:

" Не стой в стороне равнодушным,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту, всегда.

И, если, кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.

На свете живешь ты не зря. "

(Рисунки детей прилагаются к разработке урока.)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

" Образовательный центр"__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Простейшие"

Они бегали по экрану, как расшалившиеся ученики на переменке.  Узнаваемые, врезались в амёбу протей, важно лежащую на волокне ваты, отскакивали и продолжали свой путь дальше. Захватывающе з...

методическая разработка "Акватипия: от простого к сложному. Обобщение опыта работы"

Описание поэтапного изучения техники акватипии и возможности ее применения на уроках изобразительного искусства. Акватипия - отпечаток на бумаге акварели; увлекательная, интересная, развивающая фантаз...

Методическая разработка урока "Создание простого веб-узла"

Методическая разработка составлена по плану для открытого урока. Содержит цели и задачи, ход урока, схемы внутри и междисциплинарных связей....

Методическая разработка урока "Виды простых предложений"

Презентация "Виды  простых предложений" (5 класс)...

Методическая разработка занятия " Проектирование простейших композиций ландшафтного дизайна"для дистанционного обучения.

разработка предназначена для самостоятельного изучения, содержит теоретическую и практическую часть....

Методическая разработка открытого урока "Простейшие тригонометрические уравнения"

Урок разработан для студентов СПО специальности "Сетевое и системное администрирование"...