Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
материал

Коннова Татьяна Валентинова

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ" был представлен на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее». Конференция была организована кафедрой дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный  университет» совместно с кафедрой дефектологического образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» и проходила  23-24 марта 2020 года на базе Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ». Доклад основывается на магистерской диссертации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Коннова Татьяна Валентиновна

Магистрант

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Россия, г.Москва

E-mail: 07101968@mail.ru

Актуальность работы определяется тем, что дошкольники с общим недоразвитием речи зачастую испытывают затруднения в использовании лексического словаря, грамматическом оформлении предложений, трудности композиционного построения и логической последовательности рассказа, что приводит в дальнейшем к сложностям при обучении творческому рассказыванию.

Наше обследование детей тоже выявило недостаточный словарный запас. Составление рассказа по серии картин или по сюжетной картине обычно сводилось лишь к перечислению объектов и их действий. Отмечались трудности при установлении причинно-следственных связей, необходимости речевой оценки действий персонажей и сниженный уровень способности делать выводы

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

40.0%

40.0%

20.0%

КГ

14.3%

57.1%

28.6%

Для решения выявленных проблем был предложен комплекс условий, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по обучению творческому рассказыванию дошкольников: развивающее общение с логопедом, организация деятельности детей, организация среды.

Данные условия реализовались в несколько этапов:

1 этап – составление рассказа по следам совершенных действий

Цель - расширять и активизировать глагольный словарь, умение составлять рассказ, комментировать действия.

2 этап – составление рассказа по серии картин.

Детям предлагался следующий алгоритм работы:

  • Рассматривание картинок и установление последовательности события.
  • Определение действующих лиц.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Составление рассказа.
  • Анализ события, оценка поступков героев.

3 этап - составление описательного рассказа.

На этом этапе дети учились выделять главные признаки предмета, сравнивать по определенным признакам, составлять связный рассказ.

4 этап – составление творческого рассказа по сюжетной картинке.

Алгоритм работы:

  • Рассматривание картины с целью установления время и место события.
  • Определение объектов и их взаимодействия.
  • Подбор лексических средств.
  • Самостоятельное речетворчество детей.

Для более успешного осмысления содержания картин были использованы пословицы и поговорки. Предлагалось ребенку выбрать из двух-трех пословиц или поговорок наиболее подходящую к сюжету и объяснить свой выбор.

5 этап - составление творческого рассказа сказочного содержания.

Задачи: учить составлять единую сюжетную линию, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки героев и делать выводы.

6 этап – составление рассказа из личного опыта.

Задачи: учить анализировать наблюдения, события, поступки личного характера; составлять рассказ по событию из личного опыта.

Затем организовался конкурс интервью детей по придуманным историям: известно, что игры-состязания, соревнования, викторины, конкурсы, олимпиады вызывают у ребенка желание победить, позволяют самоутвердиться, что несомненно создает мотивацию для выполнения тех или иных заданий, действий.

По итогам необходимо отметить, что уровень речевого творчества был и остался очень индивидуальным. Одни дети (11 из 17) усвоили навыки творческого рассказывания почти в полном объёме, 6 детей испытывали те или иные затруднения. Это объясняется тяжестью речевого недоразвития, нехваткой жизненного опыта, пропусками занятий в связи с карантином и с заболеваемостью. Однако в целом результаты повторного обследования логики речевого высказывания, установления причинно- следственных отношений в рассказе увеличились в группе на 18%, что свидетельствует о положительных результатах формирующего эксперимента.

Список литературы:

  1. Проценко, О.А. Коррекция связного высказывания старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ТРИЗ — технологии / О. А. Проценко, Т. С. Бульбова // Логопед. – 2013. – № 7. – С. 62–68.
  2. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. -М.: Просвещение, 2004.-304 с.
  3. Страунинг, А.М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста / А.М. Страунинг – Обнинск: Росток, 2000. -в 2-х томах.

4.        Тихонова, Е. С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с общим недоразвитием речи / Е. С. Тихонова. – Москва: Аркти, 2015. – 96 с.

5.      Ткаченко, Т. А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников / Т. А. Ткаченко. – Москва: ГНОМ и Д, 2006. – 32 с.



Предварительный просмотр:

Фамилия

Имя

Отчество

Полное наименование образовательной организации

Уровень образования

Курс

Тема доклада

ФИО научного руководителя

Должность научного руководителя

Почта

22 марта 2021

Пленарное заседание: Подготовка дефектологов: традиции и инновации

10.00 – 12.00

Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3aef706efc99e44f258a7b49cd715cb6ef%40thread.tacv2/1616091648645?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d

Алмазова Анна Алексеевна

Приветственное обращение к участникам конференции директора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ

Кулакова Елена Владимировна

Приветственное обращение к участникам конференции декана дефектологического факультета директора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ

Рачков

Иван

Викторович

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Кафедра сурдопедагогики МПГУ: вчера, сегодня, завтра

Кулакова Елена Владимировна

профессор

ivan.rachkov24@yandex.ru

Елисеева

Мария

Александровна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

История и современность кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии в лицах

Анна Владимировна Сизова

профессор

ma_eliseeva@student.mpgu.edu

Гак

Вера

Евгеньевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Кафедра логопедии МПГУ: прошлое и настоящее

Любимова Марина Михайловна

доцент

ver-nikulin@yandex.ru

Азанова и Ибрагимова

Дарья и Сабина

Сергеевна и Суфияновна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Профессиональное обучение тифлопедагогов: прошлое и настоящее

Комова Наталия Сергеевна

старший преподаватель

azanowa.d@yandex.ru

Кощеева Варвара Андреевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Подготовка дошкольных дефектологов: традиции и инновации

Кроткова Алевтина Владимировна

заведующий кафедрой

variakoscheeva@inbox.ru

22 марта 2021

Секция 2. Современные проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования

12.00 – 16.00

Научные руководители: к.м.н., проф. Л.И.Кириллова, к.п.н., проф. Н.В.Микляева

Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3aef706efc99e44f258a7b49cd715cb6ef%40thread.tacv2/1616092488126?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d

Давтян

Мариам

Вазгеновна

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»

бакалавриат

3

Особенности включения родителей детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ в условиях пандемии.

Глухова Ольга Айваровна

старший преподаватель

davtyan_mariam@mail.ru

Киреева

Елена

Андреевна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

магистратура

2

Возможности использования элементов робототехники в коррекции нарушений речи у старших дошкольников

Завражин Сергей Александрович

профессор

lexuskuch@mail.ru

Владыко

Елена

Михаиловна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Особенности коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями

Кириллова Людмила Ивановна

профессор

l_vladyko@mail.ru

Шумило

Виктория

Дмитриевна

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»

магистратура

2

Модель формирования социально адаптивного поведения: содержание и способы реализации

Поникарова Валентина Николаевна

доцент

shumilo.vika97@mail.ru

Бурова

Анна

Павловна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Развитие совместных действий детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами музыкально-дидактических игр

Микляева Наталья Викторовна

профессор

annnaburova@gmail.com

Чудесникова

Татьяна

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

аспирантура

3

Особенности проведения интегрированных занятий учителя-дефектолога по формированию социально-коммуникативных компетенций у дошкольников с ЗПР

Микляева Наталья Викторовна

профессор

anaytat93@gmail.com

Кашина

Елена

Игоревна

ФГБОУ ВО "Московский Педагогический Государственный Университет"

магистратура

2

Коррекционно-педагогическая работа по развитию социально-бытовой ориентации дошкольников с нарушениями зрения

Кириллова Людмила Ивановна

профессор

lina199797@mail.ru

Кочетова

Софья

Владимировна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Взаимосвязь состояния произношения и формирования доминантности полушария у старших дошкольников с ФФН

Микляева Наталья Викторовна

профессор

sv_kochetova@student.mpgu.edu

Мартыненко

Иван

Павлович

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Особенности развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Лавская Наталия Сергеевна

доцент

vask22066@gmail.com

Кондрахина

Вероника

Вячеславовна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Развитие математических представлений у дошкольников

Кириллова Людмила Ивановна

профессор

veronika.kondrahina@yandex.ru

Зубрий

Ираида

Ильинична

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Развитие чувства ритма у дошкольников с нарушением интеллекта

Микляева Наталья Викторовна

профессор

iraida_zubriy@mail.ru

Максимова

Анастасия

Геннадьевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Профилактика предметной апраксии детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по конструированию

Микляева Наталья Викторовна

профессор

maks.areh.an@gmail.com

Нагметуллаева

Аида

Насруллаевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

2

Особенности обучения конструированию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Микляева Наталья Викторовна

профессор

nagmetullaeva.aida@mail.ru

Руденко

Анастасия

Валерьевна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

магистратура

2

Развитие связной речи старших дошкольников с ЗПР посредством комплекса мнемотехнических приемов

Микляева Наталья Викторовна

профессор

nasty.rud@mail.ru

Коннова

Татьяна

Валентиновна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Микляева Наталья Викторовна

профессор

07101968@mail.ru

Черникова

Лариса

Геннадьевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Роль моделирования в формировании навыков звукового анализа у старших дошкольников

Микляева Наталья Викторовна

профессор

larachernikova99@gmail.com

22 марта 2021

Секция 3. Коррекционно-развивающие технологии в образовании детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ

Подсекция 3А: Технологии познавательного и речевого развития детей с ОВЗ

12.00 – 16.00

Научные руководители: д.п.н., профессор Л.А.Головчиц, к.п.н., доц. И.В. Чумакова

Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3a78f8272d286840bda394a6308fa5fd58%40thread.tacv2/1616093292644?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d

Дорошина

Светлана

Вячеславовна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Дидактические игры в коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Чумакова Ирина Викторовна

доцент

svetador56@mail.ru

Гришина

Александра

Борисовна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Изучение особенностей подражательной и речевой деятельности безречевых детей раннего возраста

Чумакова Ирина Викторовна

доцент

aleks-grishina@mail.ru

Царенко

Ольга

Андреевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Формирование внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Чумакова Ирина Викторовна

доцент

tsarenko01@yandex.ru

Люсова

Алена

Дмитриевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Изучение особенностей наглядно-образного мышления слабослышащих детей 4-5 лет

Головчиц Людмила Адамовна

профессор

adlusova@gmail.com

Ревякина

Полина

Сергеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Чумакова Ирина Викторовна

доцент

reviakina.polly@yandex.ru

Шевцова

Анастасия

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Диагностика познавательного интереса детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Чумакова Ирина Викторовна

доцент

shetsova.99@bk.ru

Зарецкая

Евфросиния

Петровна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Развитие представлений о бытовых звуках у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Головчиц Людмила Адамовна

профессор

fronija@gmail.com

Латышева

Мария

Николаевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием специального комплекса упражнений с элементами творческой деятельности

Казанская Вера Львовна

доцент

mlatyshevan@gmail.com

Ерофеева

Наталья

Дмитриевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Казанская Вера Львовна

доцент

nd_erofeeva@student.mpgu.edu

Обухова

Татьяна

Ивановна

АНО ВО «Российский Новый университет»

магистратура

1

Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников 4-6 лет в условиях дошкольного учреждения

Шевырева Татьяна Вячеславовна

доцент

obuhova_85@list.ru

Бузникова

Вера

Павловна

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

магистратура

2

Формирование и коррекция словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста

Овчинников Олег Михайлович

профессор

buznikova.vera@mail.ru

Редечкина

Евдокия

Васильевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе театрализованной игры

Головчиц Людмила Адамовна

профессор

dunya.redechkina@mail.ru

Шибанова

Гульфия

Илдаровна

АНО ВО «Российский Новый университет»

магистратура

3

Особенности и эффективность коррекционно-логопедической работы по развитию предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дорошенко Оксана Викторовна

заведующий кафедрой

Gulfiyashibanova@mail.ru

Васькина

Елена

Александровна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

бакалавриат

4

Сравнительный анализ понимания логико-грамматических конструкций детьми 5-6 лет с нормальным и задержанным развитием  

Давидович Людмила Рафаиловна

профессор

vaskilena@mail.ru

Борлакова

Мадина

Ахматовна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Головчиц Людмила Адамовна

профессор

borlakova_98@mail.ru

Козма

Ксения

Александровна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Формирование выразительных средств устной речи у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Давидович Людмила Рафаиловна

профессор

alexandrovna-ks@mail.ru

Асилбекян

Сона

Сантуровна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Логопедическая работа по формированию навыков понимания и употребления фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Давидович Людмила Рафаиловна

профессор

asilbekyan.sona@yandex.ru

Подсекция 3Б: Технологии социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

12.00 – 16.00

Научные руководители: д.п.н., профессор Л.Р.Давидович, доц. В.Л.Казанская

Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3a66b41342e8324fc2b4c2b6b951f917b3%40thread.tacv2/1616093917973?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d

Кузнецова

Ксения

Сергеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Особенности сиблинговских отношений в семье, воспитывающей ребенка с РАС.

Лавская Наталия Сергеевна

доцент

kyzcer199888@yandex.ru

Карпова

Дарья

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями старшего дошкольного возраста

Чумакова Ирина Викторовна

преподаватель

karpowada@gmail.com

Ижденева

Ольга

Владимировна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Проблема активизации речевого развития у детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Давидович Людмила Рафаиловна

профессор

lady.ijdeneva@yandex.ru

Кощеева Варвара Андреевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Эмоционально-нравственное развитие в процессе театрализованной игры старших дошкольников с нарушениями слуха

Казанская Вера Львовна

доцент

variakoscheeva@inbox.ru

Аникина

Мария

Сергеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Использование мультимедийных презентаций в работе по активизации речевого развития у детей 3 - 5 лет с тяжелыми нарушениями речи

Давидович Людмила Рафаиловна

профессор

mariya020898@gmail.com

Беляева

Дарья

Викторовна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

магистратура

1

Использование визуальных технологий для развития социальных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Ромусик Мария Николаевна

доцент

dv_belyaeva1@student.mpgu.edu

Кочарян

Александра

Константиновна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Использование экскурсионной деятельности в развитии нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Казанская Вера Львовна

доцент

Kocharian2000@yandex.ru

Любкевич

Екатерина

Сергеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Особенности нравственного развития глухих и слабослышащих дошкольников в зависимости от условий семейного воспитания

Казанская Вера Львовна

доцент

e.s.lyubkevich@gmail.com

Каминина

Ольга

Сергеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Половое воспитание детей с нарушениями интеллекта

Чумакова Ирина Викторовна

доцент

olyakaminina@gmail.com

Свешникова

Мария

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Особенности развития представлений о социальном мире старших дошкольников с нарушениями слуха

Казанская Вера Львовна

доцент

marijasv2009@yandex.ru

Понкратова

Юлия

Андреевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Особенности развития общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями слуха.

Казанская Вера Львовна

доцент

Yuliaponkratova3103@gmail.com

Черных

Анастасия

Дмитриевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Эмоционально-поведенческие особенности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

Кроткова А.В.

заведующий кафедрой

nastasssiaaa@yandex.ru

Ползунова

Анна

Александровна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Особенности развития взаимодействия со взрослыми младших дошкольников с ДЦП

Кроткова Алевтина Владимировна

заведующий кафедрой

p.ann.apple@yandex.ru

Маркин

Николай

Николаевич

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

2

Взаимосвязь в развитии речи и слухового восприятия дошкольников с нарушением слуха

Микляева Наталья Викторовна

профессор

d_268@mail.ru

Мартыненко

Мария

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Лавская Наталия Сергеевна

доцент

mip0508@mail.ru

Назарова

Ирина

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Использование театрализованной игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников с ЗПР

Лавская Наталия Сергеевна

доцент

irina.bazhenova97@mail.ru

Патина

Екатерина

Сергеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Особенности общения дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками

Кроткова Алевтина Владимировна

заведующий кафедрой

es_patina@student.mpgu.edu

23 марта 2021

Секция 4. Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в контексте решения задач ФГОС дошкольного образования

С 10.00 до 14.00

Научные руководители секции: к.п.н., доцент М.Н.Ромусик, к.п.н., проф. А.В.Кроткова

Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3a01dc3d11021f446ea5a111921dedaf4e%40thread.tacv2/1616094855328?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d

Алхури

Нура

 

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

аспирантура

3

Профориентация дошкольников с нарушениями слуха в соответствии с ФГОС

Жигорева Марина Васильевна

профессор

nouraalhoure@gmail.com

Мерзликина

Анастасия

Александровна

Назаркина

Юлия

Витальевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

2

Нумикон как многофункциональная система для развития математических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития

Никандрова Татьяна Сергеевна

заведующий кафедрой

anastesmerz@mail.ru

nazarkina.yuliya@bk.ru

Кулажская

Екатерина

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Особенности развития двигательной сферы дошкольников с ОНР

Кроткова Алевтина Владимировна

заведующий кафедрой

ea_kulazhskaya@student.mpgu.edu

Щеколдина

Светлана

Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

магистратура

2

Проектирование сопровождения процесса формирования предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Ворошнина Ольга Руховна

заведующий кафедрой

svetiv0311@gmail.com

Пахомова

Александра

Михайловна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Выявление нарушений речевого развития детей с ТНР старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Давидович Людмила Рафаиловна

профессор

apakhomova47@gmail.com

Андрианова

Александра

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Особенности социального развития старших дошкольников с ЗПР

Казанская Вера Львовна

доцент

alek.andrianova@gmail.com

Чепик

Екатерина

Леонидовна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Особенности развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Кроткова Алевтина Владимировна

заведующий кафедрой

katya-chepik@yandex.ru

Лепехина

Анастасия

Александровна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Особенности развития фонематического восприятия у детей с дизартрией

Ромусик Мария Николаевна

доцент

anivashkova26@gmail.com

Тимошкина

Дарья

Анатольевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Развитие фонематического слуха и восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Ромусик Мария Николаевна

доцент

da_timoshkina@student.mpgu.edu

Карачевцева

Ирина

Геннадьевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Использование проектного метода при обучении старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи пониманию образных выражений

Давидович Людмила Рафаиловна

доцент

ig_karachevtceva1@student.mpgu.edu

Горбачёва

Арина

Александровна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе знакомства с  детской художественной литературой

Ромусик Мария Николаевна

доцент

arina209902@yandex.ru

Рылева

Влада

Викторовна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Развитие лексической стороны речи у старших дошкольников с нарушениями слуха в процессе лего-конструирования.

Казанская Вера Львовна

доцент

vlada.kiseleva.97@mail.ru

Романова

Ксения

Михайловна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Дидактическая игра как средство развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Лавская Наталия Сергеевна

доцент

romanovaksenia10@gmail.com

Оленкевич

Нина

Константиновна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Дидактическая игра, как средство развития познавательной деятельности у детей с ЗПР

Лавская Наталия Сергеевна

доцент

nina_olenkevich@mail.ru

Алексеева

Евгения

Александровна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Чумакова Ирина Викторовна

доцент

ea.alekseeva59@gmail.com

  1.  

Сакович

Екатерина

Андреевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Коррекционно-развивающие технологии в двигательной реабилитации детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями  опорно- двигательного аппарата

Кроткова Алевтина Владимировна

заведующий кафедрой

sakovich1998@mail.ru

23 марта 2021

Секция 5. Преемственность дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ

С 10.00 до 14.00

Научные руководители секции: к.п.н., доц. Н.С.Лавская, ст. преп. А.А.Осетрова

Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3ad9640ce5276d46bbb3e23e969ec00ed5%40thread.tacv2/1616095245919?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d

Кузнецова Александра Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

3

Вклад А. В. Усвайской в изучение природы умственно отсталыми детьми

Шевырева Татьяна Вячеславовна

профессор

aleksandrak1499@gmail.com

Казанцева

Анастасия

Денисовна

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно – педагогический университет»

магистратура

1

Теоретические и прикладные аспекты обучения детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью лего-конструктивной деятельности средствами игровых образовательных ситуаций

Токаева Татьяна Эдуардовна

доцент

an.kaz@inbox.ru

Егорова(Якушева)

Дарья

Андреевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

1

Индивидуально-дифференцированный подход к формированию школьной зрелости дошкольников с ЗПР

Микляева Наталья Викторовна

профессор

d.egorova20@mail.ru

Скачкова

Анна

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

бакалавриат

4

Социально-коммуникативная готовность к школе детей с синдромом Дауна.

Лавская Наталия Сергеевна

доцент

annskachkova@ya.ru

Самордина

Маргарита

Викторовна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Развитие эмоционально - волевой готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Лавская Наталия Сергеевна

доцент

samordina_margarita@mail.ru

Шестакова

Светлана

Вячеславовна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций детей младшего школьного возраста с РАС

Ромусик Мария Николаевна

доцент

sv_shestakova@list.ru

Мозголина

Елена

Николаевна

ФБГОУ ВО «Череповецкий государственный университет»

магистратура

2

 Специфика интеллектуальной готовности к школьному обучению детей с ЗПР

Поникарова Валентина Николаевна

доцент

lena.mozgolina@mail.ru

Егорова

Татьяна

Алексеевна

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

магистратура

2

Изучение навыков словоизменения учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Ромусик М.Н.

доцент

t.egorova1858@gmail.com

Семенова

Надежда

Михайловна

АНО ВО «Российский Новый университет»

магистратура

1

Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по формированию предпосылок обучения чтению старших дошкольников с ОНР

Шевырева Татьяна Вячеславовна

доцент

semenon82@mail.ru



Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее», посвященной 100-летию дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета. Конференция организуется кафедрой дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» и будет проходить 22-23 марта 2021 года на базе Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ».

Для участия в конференции приглашаются аспиранты, магистранты и студенты, обучающиеся по направлениям подготовки 44.03.03 и 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Основные направления работы конференции:

  1. Подготовка дошкольных дефектологов: традиции и инновации.
  2. Современные проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования.
  3. Коррекционно-развивающие технологии в образовании детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.
  4. Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в контексте решения задач ФГОС дошкольного образования.
  5. Преемственность дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ.

Мероприятия конференции:

- пленарное заседание;

- секции по направлениям работы конференции.

Форма организации конференции: очно-заочная (дистанционная)

Формы участия в конференции: очная с докладом, очная без доклада, заочная.

Электронный адрес конференции: https://sovrdetsad.wixsite.com/d100 


УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНФЕРЕНЦИИ

Для участия в конференции в срок до 15 марта 2021 г. (включительно) необходимо:

1.Пройти регистрацию по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdfJzDY8HeCREfJPwKHJTshOjKqnKgcbIJN-Ol65Nbp-QuU0A/viewform?usp=sf_link

2.Отправить на электронный адрес оргкомитета (conf.spd@yandex.ru) письмо, содержащее текст доклада и рекомендацию научного руководителя о его размещении на сайте конференции. В теме письма указывается фамилия, инициалы автора.

Текст доклада предоставляется в виде отдельного файла в формате .doc или .docx с указанием в названии фамилии и инициалов автора (например, Иванов И.И. доклад). Объём доклада, включая список литературы, не более 3х страниц. Текст доклада должен быть оформлен в соответствии с требованиями, представленными в Приложении 1. Один участник может представить не более одного доклада.

Рекомендация научного руководителя является обязательной. Предоставляется в виде отдельного файла в формате .pdf  или .jpg с подписью научного руководителя с указанием в названии фамилии и инициалов автора (например, Иванов И.И. рекомендация). Текст рекомендации должен быть оформлен в соответствии с требованиями, представленными в Приложении 2.

Оригинальность текста доклада должна составлять не менее 70%. Наличие заимствований определяется с помощью интернет-сервиса www.antiplagiat.ru или системы «Антиплагиат.вуз». За оригинальность материалов, правильность написания и оформления ответственность несет автор статьи.

Оргкомитет конференции оставляет за собой право отклонять материалы, не соответствующие требованиям к их содержанию и оформлению или представленные позже указанного срока.

По итогам конференции планируется издание сборника материалов участников конференции. Редколлегия сборника оставляет за собой право принятия решения о публикации докладов.

Приложение 1.

Требования к оформлению текста доклада

Для набора текста использовать редактор Microsoft Word 97-2003, поля по 2 см; шрифт Times New Roman, размер – 14; межстрочный интервал – 1,5 см; выравнивание по ширине; абзацный отступ 1,25 см; ориентация листа – книжная.

Используемые в статье изображения должны быть формата: jpg, gif, bmp, все рисунки и таблицы пронумерованы и снабжены названиями или подрисуночными подписями.

Ссылки на литературу оформляются в тексте в квадратных скобках (применение подстрочных сносок не допускается).

После основного текста приводится Список литературы в алфавитном порядке. Он оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 и содержит не более 5 источников.

Оформление материалов:

НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА – прописными буквами, выравнивание по центру строки.

Далее – шрифт курсив (размер 12), выравнивание по правому краю: Ф.И.О. автора статьи, уровень образования, название вуза, страна, город, Ф.И.О. научного руководителя, E-mail автора доклада.

Если авторов статьи несколько, то информация повторяется для каждого автора. Научный руководитель не может выступать в качестве соавтора доклада.

Далее через одну строку – текст статьи.

Через одну строку после текста доклада/статьи - надпись «Список литературы» (выравнивание по левому краю).

Образец оформления доклада

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА

Иванов И.И.

обучающийся по программе бакалавриата/магистрант/аспирант

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,

Россия, г. Москва

Научн.рук. – проф.Иванов И.И.

Е-mail: …

Хххххх хххххххх ххххххххххххх хххх х ххххххх ххххххххх хххх хххх хххххххххх хххххххххх хххххххххххххх ххххххх хххххх «Цитата» [1, С. 35]. Хххххх хххххххх ххххххххххххх хххх х ххххххх ххххххххх хххх хххх хххххххххх хххххххххх хххххххххххххх ххххххх хххххх Несколько источников [1; 2; 5].

Список литературы:

Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. - М.: Академия, 2004. -416 с.

Бычкова, Л.С. Конструктивизм / Л.С.Бычкова // Культурология 20 век - «К». http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm 1 (дата обращения ХХ.ХХ.ХХХХ)

Приложение 2.

Рекомендация к публикации

Доклад ФИО обучающегося на тему «указать название» рекомендуется к размещению на сайте конференции Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее» (данные о результатах проверки на антиплагиат: …%.).

ФИО научного руководителя (полностью)                        подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи

Реализация принципов индивидуализации и дифференциации в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (I-й год обучения)...

тема: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

ВведениеГлава I.    Теоретическое обоснование проблемы формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня1.1...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...

МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Методика модельного обучения позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей с задержкой речевого развития. Преимущество данной методики состоит в том, что она построена на мно...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОЫЦИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ТРИЗ"

В статье описывается проблема развития творческого рассказывания у дошкольников с общим неДоразвитием речи, обобщаются направления работы учителя-логопеда и даются рекомендации для организации занятий...

Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи  навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексическ...