Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушений письменной речи
статья

Силантьева Олеся Алексеевна

Рассмотрим, какие методы направлены на развитие фонематического слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух и восприятие. Фонематический слух - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Фонематический слух развивается самостоятельно, а фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии хорошо сформированного и развитого фонематического слуха. Хороший фонематический слух нужен ребенку для того, чтобы уметь различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие данного навыка дальнейшем поможет в успешном овладении навыками не только письма, но и чтения. К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух
(фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). В результате на письме у таких детей могут появиться ошибки, не связанные с применением орфографических правил: пропуск гласных и согласных букв, перестановка букв, пропуск слогов, замена гласных в ударном положении, замена йотированных гласных, замена согласных, обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными, обозначение мягкости при помощи ь, замена слов, искажение слов, раздельное и слитное написание слов, предлогов.
При развитии фонематического слуха и восприятия важно применение правильно подобранны методов. Применение дидактических игр помогает учить детей весело, радостно, без напряжения. Также игра помимо формирования и развития фонематического восприятия помогает организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Также ее можно применять в различных вариантах. При помощи игры педагог может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого занятия.
Игры на развития фонематического слуха и восприятия:
1)направленные на различение неречевых звуков:
-Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали;
-Игра «Узнай по звуку»
Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник);
2)направленные на различение одинаковых слов, фраз и звуков по высоте, силе и тембру голоса:
-Игра «Метель»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие;
-Игра «Близко – далеко».
Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом);
3) направленные на развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза:
-Игра «Слоговой поезд».
Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон;
-Игра «Чудесная удочка»
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук;
-Игра «Придумать слова с заданными звуками»
Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"

Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем  его нужно развивать и чем  опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...

Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".

В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...

«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи.

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи....

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи.

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей как профилактика нарушения письменной речи....

Сборник игр по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста

Сборник игр по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – Красноуфимск, 2016В практическом пособии представлены серии игр, направленных на ...