О дисграфии и не только...
консультация
В статье описаны логопедические ошибки, которые встречаются у учащихся начальной школы и возможные причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
О дисграфии и не только…
Практически каждый родитель, отдавая ребенка в 1 класс, надеется на его успешность в овладении школьной программы, на хорошие отметки и положительное отношение к учёбе в целом. Но зачастую ожидания родителей не оправдываются. По мере овладения навыками письма и чтения родители и учителя начинают замечать какие-то нелепые, иногда даже смешные ошибки. В 1 классе такие ошибки встречаются у многих детей, но чаще всего носят возрастной характер и к концу года исчезают. А если ошибки сохраняются во 2 классе и часто повторяются в работах учеников, то в этом случае мы говорим, что ребенку необходимо получить консультацию логопеда.
Как же распознать учителю нуждающихся детей в помощи логопеда среди тех, кто испытывает трудности в обучении? Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к логопедическим, специфичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимы и дальнейшее наблюдение со стороны педагога, и логопедическая диагностика. В основе возникновения стойких и повторяющихся логопедических ошибок лежат серьёзные объективные причины:
- несформированность психических и фонематических процессов;
- нарушения слухового или зрительного внимания, восприятия и памяти;
- несформированность лексико-грамматической стороны речи;
- затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.
Всё это препятствует правильному чтению и грамотному письму.
Для оказания помощи учащимся с подобными проблемами школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия.
Основные задачи логопедических занятий:
1. Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры.
2. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
3. Формирование лексико-грамматического строя речи.
4. Совершенствование связной речи.
5. Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
6. Развитие высших психических функций.
Какие ошибки относятся к логопедическим?
Существует несколько видов нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия), каждому виду соответствуют и свои ошибки.
1. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
2. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, и - ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
3. Смешение букв по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о и др.
4. Пропуск букв и слогов, недописывание слов, написание лишних букв, перестановка букв или слогов.
5. Аграмматизмы на письме – (длинный(ая) скатерть, голубой(ая) лента). Ребёнок не согласует существительное с прилагательным в роде, числе и падеже.
6. Ошибки из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Существуют также логопедические ошибки при чтении, над которыми работает школьный логопед:
- Ребенок плохо запоминает, пропускает, переставляет, заменяет, вставляет лишние буквы и слоги;
- Читает по буквам, медленно по слогам;
- Не соблюдает логическое ударение;
- Нет чёткой дикции при чтении;
- Не может понять и передать содержание прочитанного текста.
Следует еще раз отметить, что дисграфические ошибки - это ошибки, не связанные с правилами русского языка, т.е. ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.
Причины возникновения этих ошибок.
- Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования
- Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Все это приведет к тому, что ребенку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.
- Несформированность устной речи в дошкольном возрасте. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяя один звук другим. Внимание требует дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «Еле языком ворочает», называют «мямлями». Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки. Поэтому, пожалуйста, обратите внимание на свою речь и речь ребенка, требуйте четкой дикции (особенно во время чтения и письма).
- Неразвитый фонематический слух. Так ребенок с нормальным слухом, с замечательным муз. слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к ; парные по тв.- мягк. : б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др). Если ребенок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи.
- Ошибки возникают у детей, которые не умеют анализировать слова (не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).
- Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.
- Двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.
- Несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже быть определена ведущая рука (сложиться четкая латеральная ориентация). При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.
Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»
Урок - мастерская . 7 класс.Целевое назначение:Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.Рассмотреть различное о...
"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"
Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...
Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"
В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-510961-1417705640.jpg)
Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)
мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-560137-1420652142.jpg)
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".
Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/18/picture-1049963-1534597971.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/12/picture-540509-1544606851.jpg)
"...только любовью, только ею движется жизнь"
Посвящается 200-летнему юбилею русского писателя И.С.Тургенева....