О дисграфии и не только...
консультация

Татьяна Александровна Орлова

В статье описаны логопедические ошибки, которые встречаются у учащихся начальной школы и возможные причины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_disgrafii.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

О дисграфии и не только…

Практически каждый родитель, отдавая ребенка в 1 класс, надеется на его успешность в овладении школьной программы, на хорошие отметки и положительное отношение к учёбе в целом. Но зачастую ожидания родителей не оправдываются. По мере овладения навыками письма и чтения родители и учителя начинают замечать какие-то нелепые, иногда даже смешные ошибки. В 1 классе такие ошибки встречаются у многих детей, но чаще всего носят возрастной характер и к концу года исчезают. А если ошибки сохраняются во 2 классе и часто повторяются в работах учеников, то в этом случае мы говорим, что ребенку необходимо получить консультацию логопеда.

Как же распознать учителю нуждающихся детей в помощи логопеда среди тех, кто испытывает трудности в обучении? Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к логопедическим, специфичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимы и дальнейшее наблюдение со стороны педагога, и логопедическая диагностика. В основе возникновения стойких и повторяющихся логопедических ошибок лежат серьёзные объективные причины:

- несформированность психических и фонематических процессов;

- нарушения слухового или зрительного внимания, восприятия и памяти;

- несформированность лексико-грамматической стороны речи;

- затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

Всё это препятствует правильному чтению и грамотному письму.

Для оказания помощи учащимся с подобными проблемами школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия.

Основные задачи логопедических занятий:

1. Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры.

2. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3. Формирование лексико-грамматического строя речи.

4. Совершенствование связной речи.

5. Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

6. Развитие высших психических функций.

Какие ошибки относятся к логопедическим?

Существует несколько видов нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия), каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

2. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, и - ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

3. Смешение букв по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о и др.

4. Пропуск букв и слогов, недописывание слов, написание лишних букв, перестановка букв или слогов.

5. Аграмматизмы на письме – (длинный(ая) скатерть, голубой(ая) лента). Ребёнок не согласует существительное с прилагательным в роде, числе и падеже.

6. Ошибки из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Существуют также логопедические ошибки при чтении, над которыми работает школьный логопед:

  • Ребенок плохо запоминает, пропускает, переставляет, заменяет, вставляет лишние буквы и слоги;
  • Читает по буквам, медленно по слогам;
  • Не соблюдает логическое ударение;
  • Нет чёткой дикции при чтении;
  • Не может понять и передать содержание прочитанного текста.

Следует еще раз отметить, что дисграфические ошибки - это ошибки, не связанные с правилами русского языка, т.е. ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. 

Причины возникновения этих ошибок.

- Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования

- Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Все это приведет к тому, что ребенку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.

- Несформированность устной речи в дошкольном возрасте. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяя один звук другим. Внимание требует дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «Еле языком ворочает», называют «мямлями». Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки. Поэтому, пожалуйста, обратите внимание на свою речь и речь ребенка, требуйте четкой дикции (особенно во время чтения и письма).

- Неразвитый фонематический слух. Так ребенок с нормальным слухом, с замечательным муз. слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к ; парные по тв.- мягк. : б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др). Если ребенок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи.

- Ошибки возникают у детей, которые не умеют анализировать слова (не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).

- Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.

- Двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

- Несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже быть определена ведущая рука (сложиться четкая латеральная ориентация). При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»

Урок - мастерская . 7 класс.Целевое назначение:Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.Рассмотреть различное о...

"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...

Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"

В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...

Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....

"...только любовью, только ею движется жизнь"

Посвящается 200-летнему юбилею русского писателя И.С.Тургенева....