Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Четвернина Ольга Григорьевна

Урок - мастерская . 7 класс.

Целевое назначение:

  1. Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.
  2. Рассмотреть различное отношение героев рассказа к проблеме милосердия, мнения учащихся, авторскую позицию.
  3. Способствовать формированию нравственных качеств личности учащихся, понятия ответственности человека за жизнь "братьев наших меньших".
  4. Развивать творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл B.Vasilev_urok-masterskaya.rar16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-мастерская

«Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»

Целевое назначение:

  1. Познакомить с рассказом Б. Васильева «Великолепная шестерка», выявить нравственную актуальность темы милосердие в современном мире.
  2. Рассмотреть различное отношение героев рассказа к проблеме милосердия, мнения учащихся, авторскую позицию.
  3. Способствовать формированию нравственных качеств личности учащихся, понятия ответственности человека за жизнь «братьев наших меньших».
  4. развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг,  мультимедиа, Ю.Мориц «Секрет лошадей»

                                       Ход урока. Слайд 1

  1. Организационный момент.
  2. У нас сегодня урок по повести Б.Васильева «Великолепная шестерка»

Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал:

-Я каждый день, кА вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь», но радости в моей жизни нет.

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку и свечу и попросил:

-Назови, что ты выбираешь из них.

-Ложку, - ответил юноша.

-Произнеси это пять раз.

-Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей.

Надо…

-Что же надо?

(Надо протянуть руку и взять ложку).

Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие.

  1. Индукция.

Чтение (учителем) отрывка из стихотворения Н. М. Языкова «Конь»

Жадно, весело он дышит

Свежим воздухом полей:

Сизый пар кипит и пышет

Из пылающих ноздрей.

Полон сил, удал на воле,

Громким голосом заржал,

Встрепенулся конь и в поле

Бурноногий поскакал!

Скачет, блещущий глазами,

Дико голову склонил;

Вдоль по ветру он волнами

Черну гриву  распустил.

  1. Самоконструкция.

Напишите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове «лошадь».

Подберите к данным словам определения (или другие слова), чтобы получились словосочетания.

  1. Обмен мнениями в группе, в результате записи дополняются.
  2. Выбор лучших работ в группе.

3. Социоконструкция.

  1. Я попрошу озвучить свои записи.

(Если две группы, то читают 2 человека, а если три группы, то читают 3 человека).

  1. Ребята из других групп могут записать словосочетания, каких у них нет.

(Доброе тепло, нежное животное, умное животное, большое понимание, незаменимая помощь, быстрое передвижение, умный жеребенок, хороший собеседник, надежный друг, восхитительная красота, свежий хлеб, душистое сено, грустные глаза, положительные эмоции, теплое дыхание и др.).

2-й слайд 

«На планете мы останемся одни»,

«Убивайте лишь зверей внутри себя»,

«Под жестокой рукой человека»,

«Спешите делать добрые дела».

  1. К какой широкой теме можно отнести эти узкие темы? (Теме милосердия, любви к животным, природе)
  2. Раздать полоски бумаги, на которых написаны темы мини-сочинений.
  3. Каждый член группы пишет свое сочинение-миниатюру в тетради. (5 минут)
  4. Звучит песня Ю.Мориц «Секрет лошадей»
  5. От каждой группы слушаем по одному мини-сочинению.(Сразу ставить оценки)

Тема в каждой группе должна быть своя, не повторяться. Каждый член группы пишет свое сочинение (5-7 минут).

6. Дайте определение слову милосердие. (Групповая работа и запись в тетрадь)

Милосердие – это понимание, умение чувствовать чужую боль.

 

Слово милосердие образовалось из двух слов: милый и сердце.

- Милосердный человек – тот, который способен чувствовать чужое горе и радость. Он всегда вас выслушает, успокоит, разделит с вами и горе, и радость и даст хороший совет.

- В каждую группу раздаются карточки с определением данного слова:

Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванное такими чувствами.

Милосердие – способность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.

  1. - Сравните данные определения с вашими. (Групповая работа)
  2. - Слушаем выступления от групп. «Что такое милосердие?»

Из всего сказанного

Милосердие – это не только способность чувствовать чужую боль, но и готовность оказать помощь.

-Кому оказать помощь? (людям, животным)

- Значит, о чем сегодня мы будем говорить? (о милосердии к людям, животным, а именно к лошадям)

4. Беседа.

Кто из вас умеет ездить верхом на лошади? Нравится ли вам верховая езда? Как себя чувствовали верхом на лошади герои рассказа Б. Васильева «Великолепная шестерка»? (использовать текст)

(«И никакие автомашины, никакие скутера, никакие мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с этой ночной скачкой без дорог»; «Вперед, вперед, только вперед!», «Да, клевое дельце»)

А как чувствовали себя лошади? (Текст)

(«С лошадиных морд капала пена…», «костлявые хребты неоседланных лошадей…», «лошадиный галоп тяжел и неуверен», «лошадиные сердца выламывают ребра», «из пересохших глоток рвется надсадный хрип, а пена стала розовой от крови».)

А как вы понимаете слова: «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? (не надо загонять)

Какой человек может так сказать?

Немилосердный, бессердечный, жестокий)

Чем закончилась бешеная скачка?

(Накатавшись, ребята привязали их к деревьям, а сами уехали. Лошади пали от голода и жажды. Они все объели до чего дотянуться могли. «Привязаны были коротко и высоко, так что и пасть им не удалось: висят там на уздечках.»)

Чем был вызван визит Петра Дементьевича Прокудова и участкового инспектора в пионерский лагерь? (Лошади принадлежали Прокудову)

Что объединяет разных по возрасту колхозного пенсионера, инвалида войны и молодого лейтенанта?

(Чувство боли, сострадания.)

 - Какие это люди?

( Это глубоко порядочные люди. Порядочность, так же как и непорядочность бросается в глаза)

Какое чувство вызывают у вас начальник лагеря, физрук, вожатая?

( Чувство негодования. За их внешним благополучием скрывается бездушие)

Цель жизни Киры Сергеевны?

( Борьба. За первое место, за чистоту лагеря, за чистоту тел, за лучшую самодеятельность. Высшая награда для нее – отчитаться на бюро райкома как лучший руководитель пионерского лагеря.)

Как изображает автор физрука и вожатую?

( Сатирически: «… Старшая пионервожатая с бюстом, самой природой предназначенный для наград, а пока носивший алый галстук параллельно земле», « Покачивая галстуком, бюст бросился исполнять…», физрук «был человеком веселым, твердо знал, что дважды два – четыре, а потому и сохранял в здоровом теле здоровый дух…». Под влиянием Киры Сергеевны они обезличены, не имеют собственного мнения.)

Почему Кира Сергеевна подумала, что молодой лейтенант родственник пенсионера?

(Потому что лейтенант относится к старику как сын. он умеет любить людей, чего не умеет Кира Сергеевна. Отсюда ее настороженное отношение к посетителям, ожидание какого-то подвоха…)

Вам близка мысль лейтенанта: «Он всем дедом приходится. Старики да дети – всем родня: этому меня бабка еще в детстве учила!?»

Скажите, нужны ли торжественные линейки у обелиска павших, возложение цветов, салюты? (конечно нужны, но не надо забывать и о живых, о таких как ветеран войны Прокудов)

Откуда же такое пренебрежительное отношение к инвалиду войны?

«Чем он хуже тех, которые под мрамором? Тем, что помереть не успел?»

(людям бездушным не понять, что никакие льготы, почести не смогут заменить простое человеческое участие, тепло человеческого сердца)

«Мало живут они, вот беда. Все никак до добра дожить не могут. Не успевают» - говорит дед. Прав ли он?

«Кони, они жалеть умеют» Как автор нас убеждает в этом?

(«Это – Сивый. Старик меринок бы, больной, а глянь, только справа все обглодал. А почему? А потому, что слева Пулька была привязана, древняя такая кобылка, так он ей оставлял»)

Есть правда в словах деда: «Теперь машины ласкают, а коней бьют»?

Чем закончились эти страшные события для Киры Сергеевны и деда?

(«Кира Сергеевна изорвала фотографии, бросила клочки в унитаз и с огромным облегчением спустила воду». Для нее эта неприятность, которая, слава Богу, не отразится на ее личной карьере: лошади были списаны, значит, не будет никакого дела.

«А почетный пенсионер Петр Дементьевич Прокудов, бывший разведчик кавкорпуса генерала Белова, тем же вечером умер… в конюшне, где до сей поры так замечательно пахло лошадьми». Умер от горя, от бездушия людей, «как старая, усталая лошадь, так и не дожившая до добра».)

Объясните смысл названия произведения «Великолепная шестерка».

(«Великолепной шестеркой» вожатая называет мальчиков: у Валеры прекрасные математические данные, Славик – второй Карпов, Игорек…поразительное техническое чутье. Дениска – полиглот…надежда 21 века.

«Великолепная шестерка» - это лошади, кони, потому что «конь, как человек, он только не говорит, он только понимает. Кони – они жалеть умеют». Именно они являются носителями добра, в отличие от людей.)

5. Слово учителя. Слайд3

Природа лошадей не обидела. Она щедро наградила их множеством замечательных качеств. У наших безотказных помощников обоняние развито намного сильнее, чем у других сельскохозяйственных животных. Осязание у них тоже отменное. Они наделены отличной памятью. К тому же лошади – отличные пловцы, удивительные, уникальные создания природы.

Горящий глаз, раздутые ноздри, уши торчком, хвост на отлете, ноги, выбивающие восхитительную дробь! Алан Маршалл, австралийский писатель, убежден, что «никакие суперавтомобили не вытеснят лошадей, равно как никакая техника не заменит живую природу. Людям всегда будет нужна живая красота». Красота, которая спасет мир. Недаром в народе говорят: «Подковы и масти – людям на счастье».

Существует мнение, что самым верным домашним животным является – кто? собака. Факт бесспорен. Однако и среди лошадей встречаются такие, которые по преданности, пожалуй, не уступят собаке.

6. Рассказ подготовленного ученика.

В 1809 году на Дунае один французский гусар, сраженный ядром наповал, упал под ноги своей лошади. Конь остановился и, почуяв, что хозяин замер у его ног, прилег рядом с ним, охраняя покой погибшего. Когда сражение закончилось, пришли товарищи убитого, намереваясь убрать его тело. Но как только они приблизились, конь пришел в ярость и бросился на людей. те были вынуждены отступить.

Так продолжалось несколько раз. Конь ревностно охранял покой своего хозяина. Один гусар уже хотел было изрубить непокорную лошадь шашкой. В это время к собравшейся толпе подъехал сам Наполеон. Узнав в чем дело, император заинтересовался необычным поведением коня и приказал оставить его в покое, назначил сержанта охранять животное, чтобы выяснить, чем все закончится.

На другой день сержант явился к императору и доложил, что лошадь всю ночь оставалась возле хозяина, не отходила от него ни на шаг. Утром она начала обнюхивать тело и, видимо, почуяла, что хозяин мертв. Постояв немного, конь вдруг поднял голову и пронзительно, жалобно заржал.

Боль невосполнимой утраты была в этих звуках.

Учитель: Вывод: А мы-то привыкли считать, что на подобную скорбь способен лишь человек.

7. Рефлексия.

Что запомнилось вам из урока?

А только ли городские ребята могут так поступить?

(Думаю, что только те ребята могут поступить так жестоко с животными, которые бездушные  и т.д.)

Приведите примеры из художественной литературы в подтверждение того, что  мальчики умеют любить животных, зверей, птиц.

- Человек – это часть природы и его обязанность какая? (защищать, оберегать природу, животных, птиц, охранять их.)

- Как должен человек относиться к животным? (по доброму, милосердно)

У Ч. Айтматова есть повесть  «Ранние журавли». Для Султанмурата и его друзей лошади даже больше, чем друзья, - братья. Мальчики доверяют им самые сокровенные мысли, секреты. А как это происходит, вы можете узнать, прочитав повесть.

- А песня вам понравилась? Какая мелодия? (легкая, воздушная, сказочная, красивая, нежная)

- Что видите?

- Согласны со словами Б.Васильева «Конь, он как человек… Он только не говорит, он только понимает»?

- О чем мы должны помнить, когда говорим о животных? (мы всегда должны помнить о том, что мы в ответе за «братьев наших меньших», помнить, что они нуждаются в заботе, милосердно к ним относиться).

Я поставлю всем оценки, когда посмотрю ваши сочинения-миниатюры.

8. Домашнее задание.

Читать Ф. Абрамов «О чем плачут лошади», по желанию «Ранние журавли».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания

Мастерская о ценности индивидуальности человека.Для педагогов и школьников.Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, прои...

Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"

Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит  проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»

Конспект занятия элективного курса «Психология общения» с элементами арт - терапии...

Исследовательская работа "Я теперь понимаю, что вся красота - только луч того солнца, чьё имя - Россия!" (Анализ поэмы Д. Кедрина "Зодчие")

Исследовательская работа "Я теперь понимаю, что вся красота - только луч того солнца, чьё имя - Россия!" (Анализ поэмы Д. Кедрина "Зодчие") создана в рамках районной лингвистической конференции "Поэти...

Конференция "Жизнь человеку дается только раз..."

Разработка сценария, целью которого является изучить факторы, влияющие на численность и здоровье людей на нашей планете, обратить внимание на отрицательную роль вредных привычек: табакокурения, алкого...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...


 

Комментарии

Четвернина Ольга Григорьевна

Урок проводился перед изучением рассказа Ф.Абрамова" О чём плачут лошади".