Картотека коммуникативных игр для детей с ОВЗ
картотека

Учитывая, что игра  является ведущим видом деятельности, она и является  одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное  значение для нормального психологического развития и  эмоционального состояния.

Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_panchenko.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

для детей с ОВЗ

КАРТОТЕКА

Составитель:

Воспитатель ГКУ СО КК

«Армавирский реабилитационный центр»

Панченко Н.В.


Карточка № 1

МАГАЗИН

     Выставляем на полке предметы – это товары. Чтобы что-то купить, надо так описать предмет, чтобы продавец понял.

     Например, «Здравствуйте, я хочу купить предмет красного цвета круглый, сделанный из резины. Спасибо за мяч».

Карточка № 2

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

    Запомним, как выглядит каждый из нас. Затем один из игроков выходит и производит в своем внешнем виде 1 – 3 изменения.

    Когда он возвращается, остальные ищут изменения.

Карточка № 3

РАДИО

    Водящий объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. Она одета… На ней… Она веселая…».

    Дети угадывают.

Карточка № 4

НАСТРОЕНИЯ

Изобразите:

1. Вы очень устали, совсем обессилели.

2. Вы совершенно счастливый человек, вам сообщили чудесную новость (подарили подарок).

3. Вы испугались.

4. Вы чувствуете себя виноватым.

5. Вы гордитесь собой, вам дали награду.

6. Вы очень внимательны, вам надо пройти по канату.

7. Вы удивились – увидели что-то невероятное.

8. Вы очень сонный.

9. Вы нежный, добрый человек, увидели котенка.

Карточка № 5

ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!

    Договариваемся, о ком или о чем пойдет речь, например, о котенке. Затем передаем палочку по кругу и называем признаки и действия предмета.

Карточка № 6

НЕОЖИДАННЫЙ ПРЕДМЕТ

    Мяч или любой другой предмет передаем друг другу. При этом мяч  «превращается» в различные предметы (яблоко, кирпич, карандаш и др.), что сопровождается называнием этих предметов. Поймавший мяч человек должен обходиться с ним как с названным предметом.

Карточка № 7

НАЙДИ ПО ЦВЕТУ

    Выбираем любой цвет. По кругу передаем какой-либо предмет, при этом каждый называет, что может быть загаданного цвета. Например, красный: яблоко, помидор…

Карточка № 8

ИНТЕРВЬЮ

    Выбираем «знаменитость», остальные становятся «журналистами». Журналисты берут у знаменитости интервью. Затем меняемся ролями.  

Карточка № 9

ЛОВИ!

Участники располагаются по кругу. Кидаем друг другу и ловим воображаемые предметы:

- воображаемый мяч,

- воздушный шар,

- огромный мяч для фитнеса,

- теннисный мячик,

- тяжелую гирю,

- драгоценную вазу,

- прикосновение к правой коленке,

- воздушный поцелуй.

Карточка № 10

ЗЕРКАЛО

    Половина участников – зеркала, вторая половина – смотрящиеся. Ведущий объявляет причины, по которым смотрятся в зеркало (ситуации).

- Вы проснулись утром. Пошли в ванную умываться. Вы это делаете перед зеркалом.

- Теперь вы чистите зубы.

- Вы причесываетесь.

- Вы переодеваетесь в выходную одежду.

- У вас попала в глаз соринка. Посмотрите внимательно свой правый глаз, оттянув нижнее веко.

- Вы наносите на лицо косметику (для будущих девушек) или вы бреетесь (для будущих мужчин).

- У вас болит горло, и вы пытаетесь увидеть в зеркале, нет ли воспаления.

- Вы проверяете свой язык.

- Вы просто гримасничаете перед зеркалом, потому что у вас игривое настроение.

- Вы вышли от парикмахера, и внимательно рассматриваете свою прическу.

- Вы пришли фотографироваться и приводите перед зеркалом себя в порядок.

- Вы купили шляпу и примеряете ее перед зеркалом.

    В середине игры зеркала и смотрящиеся меняются. В игре важно замечать все проявления другого человека и выдерживать прямой взгляд в глаза.

Карточка № 11

УГАДАЙ, КТО ЭТО

Дети по очереди изображают животных мимикой и жестами. Задача остальных – угадать, что это за животное.

Вариант: изображаем и угадываем предметы.

Карточка № 12

УГАДАЙ, КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Дети по очереди изображают какие - либо действия. Задача остальных – угадать, что кто что делает (например, смотрит телевизор, читает книгу).

Карточка № 13

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

    Дети располагаются по цепочке. Водящий быстро на ушко говорит первому участнику какое-либо слово (только один раз), первый  - второму и т.д.. Последний вслух говорит то слово, которое он услышал.

Карточка № 14

ОТВЕЧАЕТ СОСЕД СПРАВА

   Ведущий каждому задает вопросы, но отвечает не тот, кого спрашивают, а сосед справа.

Карточка № 15

КТО ПОГЛАДИЛ?

    Один участник сидит спиной к другим. Остальные по очереди гладят его по спине или прикасаются к плечу. Задача водящего – угадать, кто погладил.

Карточка № 16

КАРУСЕЛЬКА

    Дети располагаются парами, берутся за руки. Один называет 3 – 4 положительных качества своего партнера. Партнер после каждого качества отвечает: «Да, я … (повторяет)». Затем меняются ролями, а после этого – партнерами.

Карточка № 17

ЖЕЛАНИЯ

    Играет музыка, все танцуют. Музыка останавливается, ведущий спрашивает, кем или чем ты хотел бы быть в настоящий момент или что хотел бы делать и предлагает варианты. Каждый выбирает и сообщает.

- Стакан, кастрюля, коробка, чашка.

- Печенье, конфета, котлета, суп.

- Лес, река, гора, поле.

- Нож, ложка, вилка, поварешка.

- Зеленый, коричневый, красный, голубой.

- Книга, телевизор, компьютер,

магнитофон.

- Рука, нога, глаз, ухо.

- Стул, диван, стол, шкаф.

- Дождь, снег, солнце, радуга.

- Медведь, заяц, кошка, мышка.

- Торт, блины, хлеб, компот.

- Петя, Вася, Леша, Тимоша.

- Ксюша, Настя, Маша, Соня.

- Лето, осень, зима, весна.

- Спать, играть, петь, танцевать.

- Автобус, самолет, поезд, автомобиль.

- Дельфин, паук, ласточка, муравей.

- Магазин, кинотеатр, детский сад, улица.

Карточка №18

ВАРИАЦИИ

    По очереди читаем стихотворение (например, «Наша Таня громко плачет») с разными вариациями:

- ты генерал,

- ты очень устал,

- ты очень сердишься,

- ты повышаешь голос, кричишь на кого-то,

- ты как будто поешь,

- очень медленно,

- очень быстро,

- ты обиделся,

- ты очень счастлив,

- ты робот,

- ты хитрая лиса.

Карточка №19

ТАМОЖНЯ

    Выбирается таможенник. Без его присутствия взрослый дает одному из оставшихся участников какой-либо предмет (контрабанду). Этот участник прячет предмет в руке или в одежде. Таможенник должен угадать, кто прячет контра-банду. Он может задавать вопросы, присматриваться к мимике и жестам.

Карточка №20

СКУЛЬПТУРА

    Воспитатель делает скульптуру из ребенка. Дети угадывают, какая эмоция изображена или какое дело человек изображает.

- Поза мыслителя (думает).

- Ликует, радуется.

- Гордый человек, красуется.

- Читает книгу.

- Печатает на клавиатуре.

- Злится, лезет в драку с кулаками.

- Пьет чай.

- Мечтает (щека на кулачке, взгляд вверх).

Карточка №21

АХ, КАКОЙ ЖЕ Я КРАСИВЫЙ!

    Дети разбиваются на пары. В каждой паре участники сидят напротив друг друга и смотрят друг другу в глаза. По очереди они говорят: «Ах, какой же я красивый!». Их задача – не рассмеяться. Чтобы рассме-шить соперника, они могут кривляться, «корчить рожи», говорить со странной интонацией и т.д.. Нельзя только дотрагиваться до соперника.

Карточка №22

ИМПУЛЬС

ИГРА - ПРИВЕТСТВИЕ

   Участники располагаются по кругу, берутся за руки. По кругу передаем импульс (сначала в обычном темпе, обратно - быстрее):

- рукопожатие,

- дружба,

- нежность, забота.

Карточка №23

УГАДАЙ ЭМОЦИЮ

    Один человек выходит. Между остальными распределяются эмоции, которые они должны выражать. Когда водящий зайдет, он должен догадаться, кто какую эмоцию выражает (взрослый называет эмоцию, водящий угадывает):

- радость,

- ужас, страх,

- грусть,

- удивление,

- ненависть, неприязнь,

- любовь,

- отчаяние.

Карточка №24

ВОПРОС – ОТВЕТ

    Первый задает какой-либо вопрос и бросает мяч тому, от кого хотел бы получить ответ. Тот отвечает не позднее, чем через 5 секунд и задает свой вопрос, бросает мяч.

Карточка №25

РЕГУЛЯТОР ГРОМКОСТИ

    Один человек – регулятор громкости звучания группы. Каждый пропевает какой-либо гласный звук. Если регулятор стоит близко к вам, поете тихо; чем дальше – тем громче. Поем непрерывно, прерываясь только для вдоха.

Карточка №26

ШШШ

    Сидим напротив руг друга. Один поет гласную, ругой –ШШШ. Чем громче первый поет гласную, тем громче второй – ШШШ. Чем тише первый, тем тише второй. Затем поменялись ролями.

Карточка №27

ПИСЬМО НА РУКЕ

(на спине)

    По парам пишем друг другу «письма» на руке (спине). Это могут быть цифры, буквы, фигуры. Задача того, на ком пишут, угадать, что написали.

Карточка №28

КРАСНАЯ ШАПОЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК

    Берем 2 игрушки (Красную Шапочку и Волка или другие). Дети встают в круг. По кругу передаем игрушки, как будто Волк пытается догнать Красную Шапочку.

Карточка №29

ПОВТОРЮШИ

    Выбираем водящего и повторяем за ним все движения.

    Вариант: по парам.

Карточка №30

ОБЩИЙ РАССКАЗ

    Один начинает рассказ на какую-нибудь тему, произносит первое предложение. Второй произносит второе предложение, продолжая рассказ и т.д..

Карточка №31

СТЫКОВКА

    Дети сидят по парам напротив друг друга. Пожали друг другу руки сначала с открытыми глазами, затем - с закрытыми. Дотянулись друг до друга ладошками с открытыми глазами, затем - с закрытыми. Дотянулись друг до друга пальчиками с открытыми глазами, потом - с закрытыми.

Карточка №32

ИМПРОВИЗАЦИЯ

(выступление на телевидении)

    Приготовить место телеведущего, микрофон. Сегодня вы – специалист, который дает рекомендации.

  1. Как нужно чистить зубы, умываться;
  2. Как нужно одеваться зимой;
  3. Как нужно играть на компьютере;

Как нужно убираться в комнате.

Карточка №33

ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ

    Все сидят в шеренгу, в затылок друг другу. Первый поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство, второй – третьему и т.д.. У последнего спрашивают, какое чувство он получил.

- радость

- гнев

- печаль

- удивление

- страх

- любовь.

Карточка №34

ДИРИЖЕР

  1. Красиво вытянитесь, подняв руки высоко над головой, как будто пытаетесь достать до потолка.
  2. Раскиньте руки в стороны на высоте плеч, удлинняя в воображении каждую руку сантиметров на 5.
  3. Когда вы услышите музыку, каждый представит, что он дирижер. Представьте, что перед вами расположился оркестр.

(например, Моцарт – от медленного до быстрого темпа)

  1. Вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть лаза. Двигайте кистями рук, потом – локтями. Пусть музыка струится через ваше тело, вам нравится ваша музыка.

Поблагодарите оркестр апплодисментами.

Карточка №35

ОХОТА НА ТИГРОВ

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека ритмических игр для детей младшего школьного возраста

Данные игры спсобствуют развитию у детей чувство ритма и умение выполнять движения....

Картотека подвижных игр для детей 2-3 лет

Подвижные игры  для детей раннего возраста....

Картотека релаксационных упражнений для детей

Представлена подборка релаксационных упражнений для детей, которые могут использоваться педагогами на уроках для снятия напряжения (учитывая нагрузки на современных школьников), на  классных часа...

Картотека утренних гимнастик для детей 2-7 лет

Картотека утренних гимнастик 2-7 лет...

Картотека коммуникативных игр

Картотека коммуникативных игр рассчитана на учеников 5-6 классов с НОДА, 11-12 лет, Упражнения для совершенствования вербальных и невербальных способов общения. ...

картотека "Коммуникативные игры"

коммуникативные игры...

Картотека коммуникативных танцев для детей дошкольного в

Сборник игр для развития коммуникативных качеств у дошкольников на музыкальных занятиях...