Картотека коммуникативных игр
консультация

Картотека коммуникативных игр рассчитана на учеников 5-6 классов с НОДА, 11-12 лет, Упражнения для совершенствования вербальных и невербальных способов общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kommunikativnyh_igr.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека коммуникативных игр

Ученики 5-6 классов с НОДА,  11-12 лет,

Упражнения для совершенствования невербальных способов общения.

Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

1.Как поживаете?

Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).

• «Спасибо, хорошо».

• «Неважно».

• «Не могу даже ответить».

• «Очень хорошо живу».

• «Мерзко».

• «Больше хорошо, чем плохо».

2.Неожиданный гость

Покажите свое отношение (без учета жестких правил этикета) к появлению неожиданного гостя.

3.Примерьте улыбку

«Примерьте» перед зеркалом самые разные улыбки. Изобразите мимически, какой может быть улыбка (застенчивая, холодная, добрая, насмешливая, вымученная и др.).

4.Наблюдатель

• Исподволь приглядитесь к чьему-то лицу. Вообразите изучаемое лицо улыбающимся, гневным, опечаленным, насмешливым, испуганным.

• Наблюдайте за позами, жестами, движениями и мимикой двух общающихся людей.

5.Вылепить скульптуру

Изобразите перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, оратора, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте, и др.

6.Я — не я!

Превратитесь в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.). Обыграйте в позах и движениях повадки животного. Упражнение рассчитано на полное внутреннее раскрепощение.

Игры и упражнения для совершенствования вербальных способов общения.

7.Игра „Найди по инструкции". Работа в парах. Один партнер закрывает глаза и по инструкции, данной вторым партнером, должен найти спрятанный предмет. Инструкцию можно давать только вербально. Затем партнеры меняются ролями.

8.„Обратная связь". Работа в парах. Группа разбивается на пары по желанию. Каждый в паре по очереди должен сказать своему партнеру: «Мне в тебе не нравится …» (1 раз). «Мне в тебе нравится …» (3 раза). В конце упражнения — рефлексия.

9.„Запрещение повелительного наклонения". Один из участников предлагает другому ряд высказываний, содержащих глаголы в повелительном наклонении. Например: „Иди к доске" или „Иди в магазин". Другой должен тот же смысл выразить другими словами: „К доске пойдет", „Не пора ли обедать".

При обсуждении обратить внимание на то, как выбор той или иной грамматической формы влияет на изменение переживаний, чувств, эмоциональных состояний.

10. Запрещение „нет" и „не"». Один из участников задает другому вопрос, на который нельзя ответить утвердительно, или делает заведомо невыполнимое предложение. Другой должен выразить свое несогласие таким образом, чтобы не произнести частицу „не" или слово „нет" (например: «Не мог бы ты сейчас залезть на стол и прокукарекать?» — «Боюсь, что это шокирует присутствующих») .

Данную работу можно выполнять в парах, партнеры меняются ролями, либо по кругу по очереди. Если работа в парах, каждый предлагает 4—5 вариантов.

11.„Горячий стул". В центре комнаты стоит стул. Каждый поочереди занимает этот стул. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится…», затем: «Мне в тебе нравится…» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе работы в группе. Следует избегать определений „хорошо", „плохо".

После того как все выскажутся, участник, занимавший „горячий стул", рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.

Обратить внимание на то, что решение человека сесть на этот стул означает принятие им спокойно, без обид всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.

12. „Тренировка обратной связи". Работа в парах. Один выполняет роль слушающего, другой — говорящего. Слушающий должен содержание сказанного ему повторить своими словами так, чтобы говорящий был полностью удовлетворен. Не должно быть собственного толкования. Для этого хорошо брать положительные или отрицательные качества партнеров по общению с дальнейшим описанием результатов влияния этих качеств на слушающего. (Например: «Меня раздражают твои бесконечные возражения. О чем бы тебя ни попросил, ты всегда сначала отказываешься, делаешь не сразу». Пересказ: «Ты говоришь, что тебя раздражает, что я отстаиваю свои права». „Возражения" заменены на „отстаивание прав", что искажает смысл фразы.)

Упражнение считается законченным, когда оба придут к согласию. Партнеры меняются ролями.

13. „Знакомство" (представление себя). Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Каждый рассказывает только то, что посчитает нужным.

14. „Интервью". Каждому по очереди задают вопросы. Отвечающий сам решает, на какие вопросы он будет отвечать, на какие — нет. Отвечать можно с разной степенью откровенности,

Список литературы

1.  Григорьева Г.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П.. Основы конструктивного общения. URL:http://magicspeedreading.com/books/a_govori/osnovi_konstruktivnogo_obshenia/osnovi_konstruktivnogo_obshenia_000.html (дата обращения: 25.11.2018).

2.КрыжановскаяЛ.М., Гончарова О.Л., Кручинова К.С., Махова А.А.: Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ [Текст]: учебное пособие для вузов/ Л.М. Крыжановская и др.— 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 432 с.

3.  Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах [Текст].- СПб.: Питер, 2004.- 316 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека "Коммуникативные игры"

коммуникативные игры...

Картотека музыкальных коммуникативных игр

Картотека музыкальных коммуникативных игр для младших дошкольников...

картотека социально-коммуникативных игр

картотека социально-коммуникативных игр...

Картотека коммуникативных игр для детей с ОВЗ

Учитывая, что игра  является ведущим видом деятельности, она и является  одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное  зна...

Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников ОВЗ ТНР

В силу психофизиологических особенностей, детям с ОВЗ  ТНР трудно устанавливать социальные связи и коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Решать эту проблему необходимо кропотливым ко...

Картотека игр и упражнений на развитие эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников

Картотека игр и упражнений на развитие эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников...

Картотека коммуникативных танцев для детей дошкольного в

Сборник игр для развития коммуникативных качеств у дошкольников на музыкальных занятиях...