картотека "Коммуникативные игры"
учебно-методический материал по музыке

Ирина Васильевна Метлицкая

коммуникативные игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kommunikativnyh_igr_dlya_detey.docx25.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека

 музыкальных коммуникативных игр

Картотека музыкальных коммуникативных игр для младших дошкольников

ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ»

Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы. Закрепление знаний цветов.

Оборудование: Разноцветные ленточки, диск с музыкой.

Ход игры: Дети стоят по кругу, у каждого в руке 1 разноцветная ленточка. Ведущий в кругу, у него в руках несколько разноцветных ленточек.

Музыка А - под музыку дети легко двигаются по кругу.

Музыка Б - ведущий поднимает ленту определенного цвета (например, синюю, выбегают дети, у которых в руках такие же ленточки; они произвольно танцуют. В следующий раз ведущий поднимает ленту другого цвета. Последний раз – все разноцветные ленточки.

ИГРА «ТИХО-ГРОМКО»

Цель: Развитие динамического слуха, реакции, внимания.

Оборудование: Диск с музыкой. В усложненном варианте – колокольчики, палочки, погремушки…

Ход игры: Дети располагаются свободно по залу.

Музыка А (громкая) – Дети громко хлопают в ладоши и прыгают или выполняют пружиночку.

Музыка Б (тихая) – Дети приседают, хлопают в ладоши тихонько.

При варианте усложнения вместо хлопков можно использовать колокольчики, палочки или погремушки.

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, реакции, внимания. Создание раскрепощенной атмосферы.

Оборудование: Диск с музыкой.

Ход игры: Под музыку все дети прыгают и бегают по залу. Как только происходит смена музыки, каждый ребенок должен встать в пару и покружиться. На повторение начальной музыки дети снова разбегаются по залу, на новую смену музыки вновь встают в пары. Пары повторять нельзя!

ИГРА «РОБОТЫ И ЗВЕЗДОЧКИ»

Цель: Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний о 2-х-частной форме. Развитие импровизационных способностей.

Оборудование: Диск с музыкой.

Ход игры: Мальчики – «роботы», девочки – «звездочки»

Музыка А («роботы») - мальчики импровизированно движутся по залу. С окончанием музыки «роботы» должны замереть в какой-нибудь позе.

Музыка Б («звездочки») – девочки импровизированно движутся по залу. С окончанием музыки приседают, замирают.

С каждым разом музыкальные отрезки становятся все короче и требуют большого внимания.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗОНТИК»

Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия.

Оборудование: Диск с музыкой, маленький зонтик.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание.

1. Прыгать с зонтиком;

2. Кружиться с зонтиком;

3. Приседать с зонтиком.

ИГРА «ЖУКИ И БАБОЧКИ»

Цель: Установление контакта между детьми. Развитие импровизационных способностей.

Оборудование: Диск с музыкой, шапочки-маски или элементы костюмов.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках.

Музыка А («жуки») – Мальчики ходят свободно по залу, изображая жуков. С окончанием музыки приседают, «спят».

Музыка Б («бабочки») – Девочки выбегают, изображая бабочек, «летают» между «жуков». С окончанием музыки приседают, «спят».

   Игра: «Прятки с платком»

Описание. Педагог кладет на стул платок и становится вместе с детьми в круг.

1-ый куплет. Запев: дети с педагогом идут по кругу, сопровождая  движение пением:  

   Очень любим в пряталки

   Мы играть,

   Очень любим прятаться

   И искать.

 Припев: Вы скорее приседайте,

          Глазки быстро закрывайте.

   Дети приседают на корточки, кладут руки на колени, опускают голову на руки и закрывают глаза. Педагог проходит сзади детей и незаметно накрывает кого-нибудь из детей платком, стараясь полностью спрятать ребенка. Дети открывают глаза и встают.

2-ой куплет. Запев (поет педагог):

    Кто к платочку подойдет

    И того, кто спрятался, назовет?

    Угадавший поднимает руку.

Припев (поет педагог):

Сашенька (любое имя), подойди.

Сашенька, назови.

     Ребенок, названный по имени, подходит к тому, кто спрятался под платком, и с окончанием песни называет его имя.

Дудочка.

Ой, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

Потерял пастух дуду!

А я дудочку нашла

И Ванюше  (Сереже, Игорьку …..) отдала!

( Девочка гуляет по кругу и выбирает кому отдать дудочку, пляшет с ним)

Картотека музыкальных коммуникативных игр для старших дошкольников

Сугробы

Разлетаются снежинки ,легкокрылые пушинки,

Полетели, понеслись. Стоп! В сугробы собрались!

Раз-два-три! Встали все по три! (дети соединяются в кружки по три человека)

Раз-два-три-четыре! Все собрались по четыре!  (четверки)

Три-четыре-пять!  Собрались по пять! (пятерки)

Ссора

(Дети стоят парами, выполняют движения по тексту.)

Два кота сегодня в ссоре-

Когти точат на заборе.

Дыбом шерсть, фырчат, шипят, и царапаться хотят.

Успокойтесь, не сердитесь

И с  друг  другом помиритесь -

Чем побитыми  ходить, лучше в мире добром жить!

(Дети меняются парами)

«Тряпичная кукла»

И.П.: дети объединяются в пары.

Задание: один ребёнок в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребёнок играет с «куклой», придумывает для нее движения и управляет ею под звучащую музыку. При повторе игры дети меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания :«кукла» полностью доверяет своему партнеру, не напрягается, не зажимается, позволяет управлять собой. Ребёнок, который играет с «куклой», выполняет свою роль ответственно: старается не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.

«Водитель машины»

И.П.: дети объединяются в пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины.

Под быструю музыку машины, управляемые водителями, двигаются в произвольном направлении. При повторе игры дети меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания: тот, кто изображает машину, не открывает глаз, проверяя, правильно ли ведет «водитель», т.е. полностью доверяется своему партнеру по игре. «Водитель» ведет свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий».

«Дружба»

И.П.: дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга. Ведущий стоит вместе со всеми в кругу.

Музыкальное сопровождение: танцевальная пьеса в спокойном темпе в двухчастной форме (АВ) с многочисленными повторами танцевального куплета. Структура части А – предложение из двух одинаковых фраз.

Первая фраза части «А»  – ведущий  импровизирует приветственный жест или позу (взмах рукой, легкий поклон, приседание и т.д.) На вторую фразу ведущий повторяет свои движения  вместе со всеми. Часть «В» - участники берутся за руки и покачиваются в такт музыке.

В каждом новом повторе части «А» происходит смена ведущего – по кругу, движения в части «В» остаются неизменными.

Эталон выполнения игрового задания: оказавшийся в роли ведущего без смущения и заминок выразительно импровизирует приветственное движение.

«Космонавты»

И.П.: дети стоят с закрытыми глазами в кругу, взявшись за руки. Круг символизирует борт космического корабля, а пространство в центре круга – открытый космос.

Музыкальным сопровождением может быть любое произведение, связанное с образами космоса (музыка к мультфильмам или кинофильмам, эстрадные композиции, произведения современного авангарда с яркими сонорными эффектами).

Задание: послушать с закрытыми глазами музыку, представляя себе космическое пространство, а затем выйти в «открытый космос» – в центр круга. Двигаться нужно, не открывая глаз. Выходя из круга, ребенок должен сомкнуть за своей спиной руки своих соседей, чтобы сохранить круг. Находясь в «открытом космосе», ребенок может кого-нибудь встретить. При этом нужно не повредить «неизвестный объект», прикоснуться к нему как можно мягче и осторожнее, постараться обойти его. Из «открытого космоса» можно вернуться на «корабль» – снова встать в круг, можно выходить несколько раз.

Главное условие игры: нельзя открывать глаза. Особый смысл это условие приобретает при звучании музыки с таинственными, загадочными образами, необычными, фантастическими красками.

Эталон выполнения игрового задания: многократность выхода «в открытый космос», стремление находить новые контакты и разнообразить свои движения.

«Имена»

И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру.

Ведущий делает шаг вперед и представляет свое имя в каком-либо образе («Марина – как море», «Юля – как юла», «Антон – как мерседес» и т.д.), а затем выражает этот образ жестами, движениями, мимикой, выразительной интонацией. Остальные – в точности его копируют. Роль ведущего передается каждому по очереди по кругу.

Эталон выполнения игрового задания: оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, четкость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе  всех присутствующих.

«Бабочка и ветерок»

И.П.: дети встают в пары лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

Эталон выполнения игрового задания :«бабочка» угадывает движения «ветерка», подстраивается к пластике: не открывает глаз, не держится за руки водящего, а слегка касается его ладошек кончиками пальцев на протяжении всей игры.

Игра «Путаница»

Дети встают в круг, держась за руки, и, не разнимая рук, начинают различные перемещения, запутывающие начальную фигуру. Потом так же, не разнимая рук, нужно «распутаться».

Игра «Ручеек»

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка  пары и т.д.

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда и все остальные придут на свои места. Затем назначается следующая фигура.

«Мешу тесто»

 Самостоятельно, а затем в паре выполнить массаж воротниковой зоны.

Мешу, мешу тесто, есть в печи место («месить тесто», выворачивая кулачки)

Буду печь каравай, и его валяй, валяй (проминать мышцы  шеи, плечевого пояса, спины)

Валяй, валяй каравай. Пришел к Дуне дед Бабай (более интенсивные проминающие движения)

Шувыль, шувыль, (легкое прикосновение пальцами)

В печку на лопаточке.

 «Маланья»

Играющие произносят текст, сопровождая его соответствующими движениями.

У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке (сопровождается хлопками в ладоши)

Семь сыновей, все без бровей (показать семь пальцев)

Вот с такими ушами, (растопыренные ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами, (ладони с растопыренными пальцами у носа)

Вот с такой головой, (очертить руками большой круг рядом с головой)

Вот с такой бородой! (показать руками большую бороду)

Они не пили, не ели, на Маланью все глядели,

Вместе делали вот так…(импровизация ведущего, за которым  дети и подпевают и повторяют движения).

Дети по очереди становятся ведущими, придумывают и показывают различные части тела («вот с такими глазами, вот с такими усами» и т.д.)

 

«Все, как я!»

И.П.: дети стоят врассыпную. Ведущий с помощью голоса и движения изображает любой придуманный им образ. Остальные – копируют его. Затем ведущий передает свою роль (останавливается и показывает рукой на кого-нибудь из детей). Новый ведущий три раза хлопает в ладоши, громко произносит: «Все, как я!» и предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации.

«Игра со стульчиками»

И.П.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом ведущего (это можно сделать с помощью считалки).

Первая часть танца-игры связана с импровизацией жестов и поз ребенка, оказавшегося на стуле ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы. Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках.

Во второй части характер музыки меняется: она становится подвижной и веселой. Дети бегают под музыку в кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул.

Звучит музыка первой части, и ребенок, севший на стул ведущего, показывает движения. Игра повторяется.

Игра «Море волнуется»

Водящий произносит вслух речитатив:

«Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

Куда я плыву, ту фигуру повтори!»

Во время речитатива дети свободно двигаются. Музыкальный фон помогает им выбирать характер движений. На последнем слове текста музыка обрывается, а участники игры «замирают» в разнообразных позах. Водящий подходит к одной из фигур, и  ее должны в точности скопировать остальные.

 «Найди пару»

И.П.: дети стоят в произвольном порядке, договорившись предварительно, кто из них будет ведущими, а кто ведомыми.

С началом звучания музыки ведомые закрывают глаза и протягивают вперед руки. Каждый ведущий берет за руки любого партнера и под музыку водит его в различных направлениях. По правилам игры, ведущие должны время от времени менять своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры ведущие и ведомые меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания: ведомые не открывают глаз, не подают никаких сигналов, не проверяют, кто и куда их ведет, т.е. полностью доверяют своим партнерам по игре. Ведущие ведут свою пару аккуратно, осторожно, избегая препятствий, а также заботятся о том, чтобы никто не остался стоять в одиночестве.

 Игра «Сапожник»

  • Описание. Дети стоят в шеренге, напротив них стоит «сапожник». Прослушав вступление, «сапожник» поет первую фразу, обращаясь к детям и проходя 4 шага вперед  и 4 шага назад на свое место.
  • Дети отвечают своим предложением, также шагая 4 шага вперед и 4 шагами отходят назад.
  • На 2-ой и 3-ий куплеты движения повторяются. «Сапожник» снова задает вопрос, а дети отвечают.
  • Дети, дети, вы куда идете?

   - Ой, сапожник, мы идем на площадь!

   Дети, дети, сапоги порвете!

   - Ой, сапожник, ты их залатаешь!

   Дети, дети, кто же мне заплатит?

   -Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!

   После окончания пения дети бегут к своим стульям, а «сапожник»

   ловит их. Пойманный становится «сапожником».