Активные и интерактивные методы воспитания и обучения
статья

Скворцова Татьяна Александровна

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения и воспитания». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности деятельности воспитанников в урочное и внеурочное время. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения и воспитания детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активные и интерактивные методы в обучении и воспитании»

Скворцова Татьяна Александровна, учитель биологии ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ», Нижегородская область, д. Афанасиха

В настоящее время перед современной коррекционной школой стоит вопрос, как достичь наиболее эффективных результатов для подготовки детей с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) к полноценной социализации и адаптации в обществе. Для решения данного вопроса в коррекционном образовании большая роль отводится учебно-воспитательному процессу.

На протяжении нескольких лет я являюсь учителем биологии. Проблема дальнейшей социализации детей с умственной отсталостью мне очень знакома. Многие из них после окончания школы, получив профессию в училище, «теряются». Для того чтобы наши дети не «терялись» в жизненных ситуациях и были наиболее мобильны, в своей работе я ставлю задачу подготовки обучающихся к самостоятельной жизни. Трудность решения этой задачи, обусловлена недостатками психофизического развития таких детей. В первую очередь в учебно-воспитательном пространстве я стараюсь создавать условия для развития эмоционально-волевой сферы ребенка для дальнейшей адаптации в обществе.

Развитие этих качеств, конечно же, предполагают активные методы обучения и воспитания.

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения и воспитания». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности деятельности воспитанников в урочное и внеурочное время. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения и воспитания детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому я, как педагог, первостепенной целью обучения и воспитания ставлю не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и прочее, а изменение личности воспитанников в результате самостоятельного учения.

Цель: применение систем методов обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в воспитательном пространстве класса.

Задачи:

  1. Способствовать формированию саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь ребёнку идти к самоактуализации.
  2. Формирование нереализованных и очень сложных в практическом воплощении качеств личности: инициативы, самостоятельности, интереса к новому, потребности в нем, деловитости и индивидуальной самостоятельности.
  3. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

Метод обучения и воспитания - это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Метод (от греческого "методос" – methodos – буквально путь к чему-либо) - обозначает способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Под активными методами обучения и воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения воспитательных задач. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли педагога, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности обучающихся. Активные методы обучения и воспитания школьников являются педагогическими способами, направленными на формирование и становление личности ребенка, его взглядов, ценностей, убеждений и привычек. Активные методы обучения и воспитания   подбираются в зависимости от воспитательной ситуации, степени эффективности воспитания для конкретного ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Современные методы обучения и воспитания условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные. (рис.1)

Рис.1. Современные методы воспитания.

Пассивные методы (методы линейного воздействия): Здесь педагог является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию. (рис. 2)

Рис. 2. Пассивные методы обучения и воспитания.

Активные методы  являются методами кругового воздействия. Здесь характер взаимодействия меняется. Хотя педагог и остаѐтся главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. (рис.3)

Рис. 3. Активные методы обучения и воспитания.

Активные методы обучения и воспитания – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся. Практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Активные методы обучения и воспитания помогают:

  1. Формировать положительную мотивацию.
  2. Повышать познавательную активность обучающихся.
  3. Активно вовлекать всех в процесс обсуждения.
  4. Стимулировать самостоятельную деятельность.
  5. Помогать эффективно усваивать большой объем информации.
  6. Раскрывать личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определять условия для их проявления и развития.

Интерактивные методы – это методы кругового взаимодействия. «Inter» - это взаимный, «to act» - действовать – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Здесь роль педагога резко меняется, перестаѐт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даѐт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает всех". (рис. 4)

Рис. 4. Интерактивные методы.

В ходе использования интерактивных методов обучающиеся учатся:

  1. Критически мыслить.
  2. Решать сложные проблемы соответствующей информации.
  3. Взвешивать альтернативные мнения.
  4. Принимать продуманные решения.
  5. Участвовать в дискуссиях.
  6. Общаться с другими людьми.

К методам интерактивного воспитания относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

  1. «Мозговой штурм».
  2. Дискуссия.
  3. Эвристическая беседа.
  4. Работа в группах.
  5. Ролевые, «деловые» игры.
  6. Разработка проекта.
  7. Тренинги.
  8. Решение ситуационных задач.
  9. Кейс-метод.
  10. Инсценировка.
  11. Метод проектов.
  12. Проигрывание ситуаций.
  13. Обсуждение видеофильмов.
  14. Социальные проекты.

Выводы: Под результативностью учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, классного коллектива, каждого педагога и обучающегося понимается успешность выпускника, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.

Интерактивные методы воспитания очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить, так как в его процессе они самостоятельно, сознательно добывают знания, развивают интеллектуальные эмоциональные качества, а также наблюдательность и способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Литература

  1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010 - 315 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ
  2. Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии. М: «ВАКО», 2004.
  3. Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям». СПб., 1996.
  4. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
  5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.
  6. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2016.
  7. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ "

В статье расмотрены основные активные и интерактивные методы обучения общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам технического профиля, применяемыми мною....

Применение активных и интерактивных методов обучения на учебных занятиях по иностранному языку

Данная разработка предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с активными и интерактивными формами обучения иностранному языку....

"Современные активные и интерактивные методы обучения"

В презентации представлена сравнительная характеристика традиционных, активных, интерактивных методов обучения....

Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:

Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:...

Проектная работа "Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Проектная работа содержит необходимые методы и приёмы в работе учителю....

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка...