Выступление на весенней сессии "Веб клуб молодых специалистов и наставников" "Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"
консультация

Лау Анна Вячеславовна

Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

 Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.

Отечественный дефектолог Серафима Алексеевна Миронова считает, что одним из эффективных средств развития дошкольника является продуктивная деятельность, так как в ее процессе ребенок учится не только видеть, но и отображать окружающие предметы и явления и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названием предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. То есть, в ходе продуктивной деятельности ребенок имеет возможность манипулировать предметами сам, что позволяет быстрее реагировать на слово. Кроме того, в ходе продуктивной деятельности гораздо проще показать связь слова не только с предметом, но с действием и с признаками предмета и действия. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить: придают предмету движения, оживляют его, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. В процессе продуктивной деятельности, (например, конструировании) дети на практике получают конкретные представления о различной объёмной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, справа; учатся понимать и выполнять словесные указания: положи, поставь, убери, разбери, принеси. Таким образом, продуктивная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Мысль о том, что связная речь, как средство коммуникации, успешнее формируется при осуществлении продуктивной деятельности, в частности конструктивной деятельности, была озвучена свыше 30 лет назад отечественными педагогами-дефектологами Галиной Васильевной Чиркиной, Аллой Васильевной Ястребовой и Людмилой Федоровной Спировой. Они называли ее речеручной деятельностью. Тогда эта идея сразу была «подхвачена», но постепенно стали появляться новые технологии, и уже такого акцента на речеручную деятельность не делалось. Мы же в процессе работы над продуктивной деятельностью сочли возможным обратиться к рекомендациям вышеназванных дефектологов.

Развитие      продуктивных      видов      деятельности       у детей      с ТНР,      в связи с психофизиологическими особенностями, происходит длительно и планомерно.

Специалисты стараются компенсировать неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическую расторможенность, недостаточную координацию пальцев, замедленность и неловкость движений, «застревание» на одной позе, быструю истощаемость воображения, использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, сенсорные пробелы в освоении цветов, форм, соотнесении размеров.

Особенности продуктивной деятельности ребёнка с ТНР:

  • Недопонимание замысла и сюжета
  • Недопонимание последовательности действий
  • Трудности выполнения работы по образцу и за педагогом
  • Недоразвитие зрительно-пространственной координации
  • Недоразвитие мелкая моторика

Поэтому, для умственного развития детей с ТНР имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Ресурсы для успешного овладения  детьми с ТНР знаниями и умениями по разделу программы художественно-эстетическое развитие:

  •  Сохранный интеллект
  •  Высокий уровень познавательной активности
  • Заинтересованность в общении
  • Умение подражать
  • Сформированы предметно-практической деятельности и начальные

этапы игры

  •  Способность переносить полученные навыки

Адаптация подачи инструкции для детей с ТНР

Речевой режим - краткие, четкие фразы, использование лексико-грамматических оборотов, доступных к пониманию

Визуализация - (наглядное сопровождение)

Дублирование инструкции символами-пиктограммами

Поэтапное разбивание инструкции (алгоритм)

В начале учебного года мы просматриваем все программные задачи, которые ставятся перед детьми с ОНР. На первых занятиях проводится работа, направленная на выявление у детей освоенных прежде навыков. Проанализировав полученные результаты, всех детей делим на подгруппы с учетом умений и навыков. С детьми, которые не могут или затрудняются выполнить простые задания, занимаемся индивидуально, стараясь помочь им, как можно быстрее догнать сверстников. Содержание таких занятий и их структура строятся таким образом, чтобы удовлетворить насущную потребность ребенка, обеспечить связь с игрой, открывая дошкольникам привлекательную перспективу – поиграть продуктом своего труда.

Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются нами в работе. И на наш взгляд целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материала и нетрадиционных методик продуктивной деятельности. Существует много нетрадиционных техник, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому:

-оригами;

-пластилинография;

-бумагопластика;

-монотипия;

-работа с сыпучими, бросовым и волокнистым материалом;

-изонить;

-тестопластика и другие.

Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то продуктивный результат необходимо использовать игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть и т. д. Каждое занятие по продуктивным видам деятельности – это маленькая игра. Ее использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений, что так важно для детей с ОНР.

Именно потому, что речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в нашей группе, я не выпускаю ее из виду во всех видах деятельности, включая и занятия продуктивными видами деятельности. Стараюсь не оставлять без внимания даже случайно брошенное слово. К каждой теме занятий подбираю художественное слово: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки, небольшие стихотворения.

Следует помнить, что просто говорить в ходе «оречевления» продуктивной деятельности не следует, нужно руководить ребенком и использовать именно тот вид речи, который ему доступен на данный момент. Только в этом случае можно говорить о формировании связной речи ребенка с ТНР в ходе продуктивной деятельности.

Предлагаем в качестве примера варианты «оречевления» детской деятельности в процессе изготовления книжки-малышки:

Педагог побуждает взять в руки заготовку, проговаривает «Берем в руки заготовку»: с детьми, которым доступно только сопряженное проговаривание мы проговариваем фразу сопряженно; тех, кому доступна отраженная речь, просим повторить фразу следом за педагогом; а тем, кому доступна вопросно-ответная речь – задаем вопрос.

Аналогичным образом побуждаем взять в руки ножницы и проговариваем это действие. Переход от сопряженной речи к отраженной дополнительных разъяснений не требует, так как в первом случае совместно проговариваем фразу, во втором – ребенок повторяет вслед за педагогом. Переход от отраженной речи к вопросно-ответной тоже ясен. «Чем ты вырезаешь?», «Что ты делаешь ножницами?», «В какой руке ты держишь ножницы?». Приведем пример перехода внутри этапа вопросно-ответной речи от настоящего сиюминутного к только что завершенному действию. Задаем следующие вопросы: «Чем ты вырезал?», «В какой руке ты держал ножницы?», «Куда ты положил ножницы?». Если задаем вопрос о предстоящем действии, то используем вопросы типа «Чего тебе не хватает, чтобы разрезать заготовку?», «В какую руку ты возьмешь ножницы?» «По какой линии ты будешь вырезать?»

Постепенно уходим от развернутых вопросов к общим ( «Что ты делаешь?», «Что будешь делать?»), так подходим к использованию сопровождающей речи, когда ребенок рассказывает о том, что он делает в данный момент в ходе изготовления книжки-малышки.

После получения продукта начинается этап контекстной речи, когда ребенок самостоятельно или с незначительной помощью педагога рассказывает по представлениям о том, что и как он изготовил.

В своей работе я так же широко использую выставки. Выставка – очень важный момент – малыш сравнивает свои работы с чужими. Здесь ребенок видит, что у других получается иначе. Он лучше видит свои успехи и упущения, недостатки и сравнивает свою работу с другими. Выставка помогает самоутверждению и поддержанию интереса к творчеству, способствует самостоятельному построению речевых конструкций.

Таким образом, и замысел и результат продукт детской деятельности - всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные её виды для коррекции недоразвития речи.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник с ТНР учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «Цветные полянки», средняя группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается неполная сформированность познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью (внимание, словесно-логическое мышление, память, пальцевая и артику...

Дети с тяжелыми нарушениями речи (выступление на областном семинаре).

В статье раскрываются речевые и психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, взаимосвязь развития речевых процессов и высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Статья со...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет. Тема "Зимнее путешествие"

Расширение представлений и активизация словаря по темам: «Зимующие птицы», «Дикие животные», формирование навыка правильного употребления предлогов....

Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях

laquo;Обучение эффективно только тогда, когда дети проявляютпознавательную активность»...

Вебинар в рамках весенней сессии Web- клуба молодых специалистов и наставников "Интернет- наставник"

Выступление на вебинаре в рамках весенней сессии Web - клуба молодых специалистов и наставников "Интернет - наставник" по теме "Универсальные приемы и технологии работы с текстом на уро...