Формирование коммуникативных навыков и развитие разговорной речи детей с интеллектуальными нарушениями.
учебно-методический материал

Алехина Алина Петровна

Тема самообразования. Публикация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алехина Алина Петровна,

воспитатель,

ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа – интернат»

г. Козьмодемьянск

Формирование коммуникативных навыков и развитие разговорной речи у детей с интеллектуальными нарушениями .

Включение детей с интеллектуальными нарушениями в общество - это одна из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного общества. В силу своей индивидуальности и психических возможностей наши воспитанники отличаются своеобразием, неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками.  Те, кто хоть раз общался с ребенком с интеллектуальными нарушениями , знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.  Но это не значит, что шансов быть счастливыми у них меньше. Социализация у таких детей успешно происходит в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так они овладевают речью, необходимыми знаниями и умениями, у них формируются собственные убеждения, потребности, алгоритмы поведения, закладываются индивидуальные черты характера. Одной из главных задач моей работы является формирование у воспитанников коммуникативных умений и навыков, а также развитие разговорной речи.    

В нашей школе в систему работы по формированию навыков общения включены не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, создаются ситуации общения, знакомые по реальной жизни. Активному общению воспитанники учатся и во внеурочное время. Так внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных умений: развивает разговорную речь, мыслительные способности, дарования, склонности воспитанников, расширяет их кругозор, воспитывает высокие нравственные качества, развивает межличностные, коллективные отношения. Неформальная обстановка   способствует большему раскрепощению, а также обеспечивает социальную компетентность и умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Все мои внеклассные занятия разработаны с учетом возрастных и психофизических особенностей, с учетом уровня их умений и навыков. Занятия проводятся по направлениям: проектно-познавательному, духовно-нравственному, адаптивно-спортивному, социальному, творческому, где раскрываются нравственные и познавательные ценности окружающего мира. Работа на внеклассных занятиях ориентирована на воспитание эмоционально-осознанного отношения к окружающему миру, на умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям.

Внеклассные занятия способствуют воспитанию нравственных качеств личности, умению общаться с людьми и проявлять заботу о них, готовности разделить с ними радость и помочь в беде, воспитанию ответственности за свое поведение, поступки. Воспитательные занятия проводятся в форме бесед, часов общения, диспутов, дискуссий, практикумов с использованием ИКТ- технологий.

E:\Сохранение\Фото мероприятия\Зачет по РМЭ ноябрь 2019\DSC02416.JPG  E:\Сохранение\Фото мероприятия\неделя правоведения\IMG_20210201_165554.jpg

В практической деятельности у воспитанников происходит корректировка и развитие навыков общения. Игра является ведущим видом деятельности, поэтому на занятиях используются коммуникативные игры. Для расширения представлений об окружающем мире и для стимулирования речевой активности используются компьютерные программы. Играя, воспитанники учатся следовать установленным правилам, постигать определенные роли социальных отношений, учатся переносить неудачи, переживать успех. Развитие в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Во время проведения занятий, а также самоподготовки систематически использую пальчиковую гимнастику, логопедические зарядки, релаксирующие моменты, дидактические игры. Особенно нравятся детям музыкальные физкультминутки «Двигайся – замри», «Помогатор», «Самолет».

C:\Users\alina\OneDrive\Рабочий стол\Фото детей 2 кл 2021-22 гг\IMG_20220126_133157.jpg                    C:\Users\alina\OneDrive\Рабочий стол\Фото детей 2 кл 2021-22 гг\IMG_20211206_133038.jpg

Все мои воспитанники принимают активное участие в традиционных общешкольных мероприятиях, В процессе совместной деятельности у воспитанников происходит освоение практических видов: ребята участвуют в оформлении стендов, готовят сценки, разучивают стихотворения, песни. К праздничным датам мы готовим поздравительные видео, которые выставляем на школьном сайте. Видеопоздравление «С Днем Победы!»

https://vk.com/public200415823?z=video-200415823_456239078%2F96941d8898b1032c00%2Fpl_wall_-200415823

Видеопоздравление «С 23 февраля!»

https://vk.com/public200415823?z=video-173408139_456239848%2F294438a598f915e0d7%2Fpl_wall_-200415823

Вся практическая деятельность выполняется коллективно и способствует развитию речи и коммуникативных навыков и умений.

Преодолеть закомплексованность помогает участие в общешкольных праздниках, мероприятиях. Воспитанники участвуют в спортивных соревнованиях, музыкальных выступлениях: сценках, читают стихи, поют.  Выступать и принимать участие любят все ребята и выступают с большим удовольствием.

 Театральная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями, а также развития у них разговорной речи и коммуникативных навыков. В сказках принимает самое активное участие каждый: кто-то играет роль, кто-то танцует. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в постановках, обучающиеся знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.  В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, еѐ интонационный строй. Задачи театральной деятельности состоят в том, чтобы создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить еѐ взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. 

               

Важное значение в развитии коммуникативного общения имеют прогулки, экскурсии, где воспитанники могут общаться в неформальной обстановке.  На прогулке мы можем поговорить на различные свободные темы, понаблюдать за явлениями в природе, поиграть в игры, можем попеть в теплое время года, послушать музыку. На экскурсиях, к сожалению, мы бываем нечасто, но все-таки они очень нам интересны и полезны. 

                                          

Итак, в процессе совместной деятельности наши воспитанники учатся общаться, адекватно выражать свои эмоции, чувства, желания. Навыки общения начинают формироваться с ориентировки в пространстве и времени, с ориентации в мире предметов, с эмоционального развития. Конечно, возможности детей с интеллектуальными нарушениями не так велики, как у здоровых детей. И все-таки необучаемых детей нет, только надо подобрать доступное задание и запастись терпением. Для них важны пусть самые незначительные, едва заметные успехи. Вся моя воспитательная деятельность направлена на то, чтобы наши дети были добрыми, дружными, трудолюбивыми, чтобы они могли реализовать эти качества в самостоятельной жизни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход обучения в формировании коммуникативных навыков и развития аналитического мышления.

данный материал оказывает помощь в построении метапредметного урока с целью формирования у обучающихся целостной картины мира...

Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы

Развитие коммуникативных умений и овладение коммуникативными навыками у обучающихся с ОВЗ является важнейшей составляющей в процессе обучения. От того насколько развиты коммуникативные умения ...

Эффективные приемы формирования самостоятельности на уроках слесарного дела у детей с интеллектуальными нарушениями

В докладе рассматриваются наиболее эффективные приёмы по формированию навыка самостоятельной работы у детей с нарушением интеллекта...

Доклад «Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».

Доклад«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)»....

Эффективное применение мелкой моторики на формирование речевых навыков на разных возрастных этапах детей с ментальными нарушениями.

Актуальность. В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа - дети с ментальными нарушениями. Ментальные расстройства – тяжелое нар...