Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Развитие коммуникативных умений и овладение коммуникативными навыками у обучающихся с ОВЗ является важнейшей составляющей в процессе обучения. От того насколько развиты коммуникативные умения зависит не только результативность обучения детей, но и развитие личности в целом, а также влияет на процесс их социализации в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_18-19doc.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных учебных действий у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы»

  Развитие коммуникативных умений  и овладение  коммуникативными навыками  у обучающихся с ОВЗ  является важнейшей составляющей в  процессе обучения.

    От того насколько развиты коммуникативные умения зависит не только  результативность обучения детей, но и  развитие личности в целом, а также влияет на процесс их социализации  в обществе.  

    Коммуникативные учебные действия включают в себя следующие умения: вступать в контакт учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс;  обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

    Обучающиеся ежедневно вступают в межличностные взаимодействия для достижения значимых для них целей.

   Для формирования коммуникативных учебных действий используется групповая работа на уроке.

    Под  групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой из учащихся класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания.

  Формируются группы разными способами: по желанию, «случайным образом», по выбору «лидера», по выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по (2,3,...) человека.
  • Разделитесь на (две, три, ... )равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным участникам группы.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству.

Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса);  импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3.По определенному признаку.  Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся.

4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае, если в классе есть обучающиеся, у которых сложились непростые отношения в классе и  для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

   Прежде чем перейти к методу групповой работы, желательно сначала   использовать метод   работы в парах. Работу в парах можно организовать на любом  этапе урока. В случае выполнения парами одного и того же задания – работа единая (фронтальная), если задания разные – дифференцированная работа.

Пары формируются таким образом, чтобы дети могли помогать друг другу.

Выделяют несколько видов пар:

Статическая пара. 

       Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой.

Динамическая пара или микрогруппа. 

    В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт. При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы.  Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Затем идет обсуждение решений и проверка. В  этом случае используются игровые элементы на уроке, например, «математическая цепочка»;

  Игроки каждой группы поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые  заранее выписываются на доске или заготавливаются на каждую группу отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

   Преимущество  работы в паре в том, что ученик может делать то, что в другое время не разрешается, например, свободно общаться с товарищем. А так как дети ограничены во времени и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться и общаются по теме урока.

    Групповая форма работы по формированию коммуникативных учебных действий,  используется при взаимопроверке самостоятельных работ, при повторении правил. Такая работа очень полезна: она побуждает обучающихся вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища, повышает внимание. А это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки, также   формированию коммуникативных учебных действий.

      Можно предложить использовать для выполнения в паре на уроках следующие виды заданий: составь задание соседу по парте; оцени работу товарища;  разгадай кроссворд; «отгадай, о ком говорим»; «подготовь рассказ...»; «опиши устно...»; «объясни...»; восстанови текст; продолжи диалог; придумай начало рассказа; придумай разговор литературных героев; используются тестовые задания разного типа: с выбором ответа, в форме «вопрос-ответ», поиск «лишнего» варианта. Такие задания носят не только контролирующий, но и занимательный, творческий характер, предоставляющий учащимся возможность самостоятельного поиска ответа на вопросы разной степени трудности.

 Задания должны быть такими, чтобы  работа всех членов группы давала  лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

1. Содержание работы должно быть интересно детям.

2. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

3. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

   При групповой форме работы активизируется  познавательная деятельность,  возрастает  творческая самостоятельность, формируется сплочённость класса,

    Групповая работа позволяет ребенку с интеллектуальными нарушениями  получить навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи; учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой.

    В результате общения  в группе  достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности.

   Чтобы добиться положительных результатов в работе, необходимо соблюдать следующие  правила:

- нельзя принуждать детей к групповой работе или выражать свое недовольствие тому, кто не хочет работать (позднее можно будет выяснить причину отказа); в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве.

- совместная работа не должна превышать 10–15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;

- не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо напоминать детям о том, что они не должны громко разговаривать во время работы, чтобы не мешать другим группам.

      В результате применения метода групповой работы и работы в паре происходят изменения в личностном развитии детей. Прежде всего, в развитии коммуникативных навыков у обучающихся.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Презентация "Развитие внимания, зрительной памяти, познавательных учебных действия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В презентации представлены разнообразные коррекционно-развивающие задания, связанные с темой "Инструменты". Возможности использования данного материала широки, его могут использовать  с...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...