Вхождение в психологический контакт и методы выявления проблем клиента
консультация
Кейс-ситуация (ролевая игра)
«Организация процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей»
Цель:в рамках ролевой игры отработать навыки вступления в контакт, установления доверия в консультационном процессе, выявления проблемы и постановки задачи.
Задание: Провести ролевую игру «Вхождение в психологический контакт и методы выявления проблем клиента».
Задача «клиента» - делиться с «консультантом» какой-то личной проблемой до тех пор, пока оба однозначно не придете к заключению о ситуации, которое можно выразить одним предложением: «Проблема заключается в том, что …»
Задача «консультанта»: после «выявления проблемы» сформулировать чёткую задачу, которая решалась бы консультантом и клиентом в ситуации дальнейшего реального консультирования.
В ходе проведения ролевой игры отрабатываются заданные навыки.
Фиксируется кратко ход консультации в протоколе консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_konsultatsii.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вхождение в психологический контакт и методы выявления проблем клиента».
Задача «клиента» - делиться с «консультантом» какой-то личной проблемой до тех пор, пока оба однозначно не придете к заключению о ситуации, которое можно выразить одним предложением: «Проблема заключается в том, что …»
Задача «консультанта»: после «выявления проблемы» сформулировать чёткую задачу, которая решалась бы консультантом и клиентом в ситуации дальнейшего реального консультирования.
Бланк протокола консультации
ЭТАПЫ КОНСУЛЬТАЦИИ | СЦЕНАРИЙ КОНСУЛЬТАЦИИ | ||
Реплики консультанта | Реплики клиента | Примечания | |
Знакомство – установление контакта | - Здравствуйте! Меня зовут Светлана Викторовна. Как мне к вам обращаться? - Приятно познакомиться, Марина. Наша встреча продлится 30 минут, за это время я постараюсь понять вашу проблему, и мы вместе наметим план ее решения. Расскажите, пожалуйста, что привело вас ко мне. . | - Здравствуйте! Меня зовут Марина. - Даже не знаю, с чего начать. | |
приветствие, представление, | |||
Выявление проблемы | Переходный вопрос:Поделитесь тем, что беспокоит прямо сейчас. О чем вы хотите поговорить? Все что вы расскажете, останется в этом кабинете. | ||
Открытые вопросы | - Какую помощь вы ждете от меня в данной ситуации? - Как вы думаете, с чем это может быть связано? - Вы разговаривали с воспитателем по поводу поведения вашего ребенка в группе? Как коллектив группы относится к вашему ребенку? - Какая атмосфера у вас дома (в семье)? - Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми. Если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в дальнейшем справляться с гневом. - Если в семье что-то не в порядке (ссоры, волнения), дети реагируют тревогой, поэтому придерживаться одной позиции с мужем в воспитании ребенка. Учите нести ответственность за свои поступки. Пусть за что-нибудь отвечает в садике и дома. Наладить психологический климат в семье. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем. Сохранять спокойный эмоциональный тон. Хвалить позитивный поступки для закрепления нового стиля поведения. - Всего доброго, до свиданья. | - Мой сын плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми, неусидчивый, непослушный, начинается истерика, когда ему что-то не дают. В детском саду участились жалобы других родителей на моего ребенка. То он толкает других детей, то обзывается, то еще что-то. - Я бы хотела, чтобы отношения моего ребенка с его товарищами наладились. - Затрудняюсь ответить.Дома мы с ним разговариваем, пытаемся выявить причину проблемы, в основном, складывается впечатление, что его реакция ответная. - Со слов воспитателя дети относятся хорошо. Дети спрашивают воспитателей почему он так поступает, ведь ему плохого мы ничего не делаем. - У нас с папой разный подход к воспитанию ребенка. Папа может и наказать, повысить голос, у нас происходят ссоры. А я стою на стороне своего ребенка, спорю с мужем по поводу воспитания ребенка. - Что я должна делать что бы помочь своему ребенку? - Вы знаете, я думала о том, что наши взаимоотношения с мужем могли повлиять на поведение ребенка. Спасибо, до свиданья. | Я вас понимаю, когда ребенок ведет себя плохо в детском саду и на него жалуются, это огорчает. Я всегда говорю мужу что проблемные вопросы о воспитании нужно решать без участия детей. |
Закрытые вопросы | |||
Уточняющие, альтернативные вопросы | |||
Интерпретация (гипотеза) консультанта | Воспитанием мальчика в основном занимается мама, однако она не пользуется авторитетом усына, поскольку вся власть в семье принадлежит авторитарному отцу, который осуществляет руководство, проявляя агрессивные тенденции. | - Я согласна с вашим мнением, приму ваши рекомендации к сведению | |
ВЫВОД/обобщение консультанта | - Большинство родителей не понимают, почему дети дерутся, — соответственно, не могут правильно на это отреагировать. Кричат, ругаются, наказывают, подавляя всеми возможными способами, проснувшуюся в ребёнке агрессию. В результате получается ещё хуже. Такое детское поведение является, с точки зрения психологов, нормой, защитной реакцией на несправедливость. Маленький человечек показывает окружающим, что он умеет за себя постоять и не даст себя в обиду. К тому же дети еще не умеют контролировать свою злость. Ребенок - ваше зеркало, он отражает вас и то, что происходит в вашей семье. Если вы измените свое поведение, он тоже изменится. Давайте наметим основные направления в нашей работе. | ||
Перевод проблемы в задачу | Ребенок нуждается во внимании папы и мамы. Ему необходим контакт с родителями: совместные игры, чтение книг или дружеский разговор. Изменение поведения взрослых и их реакции на ребенка. | ||
ВЫВОД/обобщение – ЗАДАЧА: | Дать знания о причинах возникновения агрессивного поведения детей; помочь осознать влияние стилей воспитания на эмоциональное самочувствие ребенка и его поведение. Изменить стиль воспитания. В качестве образца для подражания дать мальчику образ мужчины-защитника, а не мужчины-агрессора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета по выявлению проблем в работе педагогов
Результаты анализа анкетирования помогут выявить проблемы в работе педагогов., и разработатьсистему по повышению профессиональных компетенций педагогов....
Психологический контакт в семье. Конфликты и пути выхода из них
Доклад для родительского собрания. Психологический контакт в семье. Конфликты и пути выхода из них.Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрел...
«Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители».
Материалы к родительскому собранию...
Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» в группе 123 ГБОУ СПО "ОМЛ" СПб в рамках освоения программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессион
Тема урока: Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» Цели:1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;2. показать значимость богато...
Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также выявлению различных зависимостей, обучающихся МКОУ Ос
Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также...
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители...