Вхождение в психологический контакт и методы выявления проблем клиента
консультация

Гунченко Светлана Викторовна

Кейс-ситуация (ролевая игра)
 «Организация процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей»

 

 

Цель:в рамках ролевой игры отработать навыки вступления в контакт, установления доверия в консультационном процессе, выявления проблемы и постановки задачи.

Задание: Провести ролевую игру «Вхождение в психологический контакт и методы выявления проблем клиента».  

Задача «клиента» - делиться с «консультантом» какой-то личной проблемой до тех пор, пока оба однозначно не придете к заключению о ситуации, которое можно выразить одним предложением: «Проблема заключается в том, что …»

Задача «консультанта»: после «выявления проблемы» сформулировать чёткую задачу, которая решалась бы консультантом и клиентом в ситуации дальнейшего реального консультирования.

В ходе проведения ролевой игры отрабатываются заданные навыки.

Фиксируется кратко ход консультации в протоколе консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_konsultatsii.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Вхождение в психологический контакт и методы выявления проблем клиента».

Задача «клиента» - делиться с «консультантом» какой-то личной проблемой до тех пор, пока оба однозначно не придете к заключению о ситуации, которое можно выразить одним предложением: «Проблема заключается в том, что …»

Задача «консультанта»: после «выявления проблемы» сформулировать чёткую задачу, которая решалась бы консультантом и клиентом в ситуации дальнейшего реального консультирования.

Бланк протокола консультации

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТАЦИИ

СЦЕНАРИЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Реплики консультанта

Реплики клиента

Примечания

Знакомство – установление контакта

 - Здравствуйте! Меня зовут Светлана Викторовна. Как мне к вам обращаться?

 - Приятно познакомиться, Марина. Наша встреча продлится 30 минут, за это время я постараюсь понять вашу проблему, и мы вместе наметим план ее решения. Расскажите, пожалуйста, что привело вас ко мне.

.

- Здравствуйте! Меня зовут Марина.

- Даже не знаю, с чего начать.

приветствие, представление,
сбор первичной информации о клиенте и причине обращения

Выявление проблемы
(сбор информации)

Переходный вопрос:Поделитесь тем, что беспокоит прямо сейчас. О чем вы хотите поговорить? Все что вы расскажете, останется в этом кабинете.

Открытые вопросы

- Какую помощь вы ждете от меня в данной ситуации?

- Как вы думаете, с чем это может быть связано?  

- Вы разговаривали с воспитателем по поводу поведения вашего ребенка в группе? Как коллектив группы относится к вашему ребенку?

- Какая атмосфера у вас дома (в семье)?

- Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми. Если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в дальнейшем справляться с гневом.

- Если в семье что-то не в порядке (ссоры, волнения), дети реагируют тревогой, поэтому придерживаться одной позиции с мужем в воспитании ребенка.

Учите нести ответственность за свои поступки. Пусть за что-нибудь отвечает в садике и дома.

Наладить психологический климат в семье.

Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем. Сохранять спокойный эмоциональный тон.

Хвалить позитивный поступки для закрепления нового стиля поведения.

- Всего доброго, до свиданья.

 - Мой сын плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми, неусидчивый, непослушный, начинается истерика, когда ему что-то не дают.

В детском саду участились жалобы других родителей на моего ребенка. То он толкает других детей, то обзывается, то еще что-то.

- Я бы хотела, чтобы отношения моего ребенка с его товарищами наладились.

 - Затрудняюсь ответить.Дома мы с ним разговариваем, пытаемся выявить причину проблемы, в основном, складывается впечатление, что его реакция ответная.

- Со слов воспитателя дети относятся хорошо. Дети спрашивают воспитателей почему он так поступает, ведь ему плохого мы ничего не делаем.

- У нас с папой разный подход к воспитанию ребенка. Папа может и наказать, повысить голос, у нас происходят ссоры. А я стою на стороне своего ребенка, спорю с мужем по поводу воспитания ребенка.

- Что я должна делать что бы помочь своему ребенку?

- Вы знаете, я думала о том, что наши взаимоотношения с мужем могли повлиять на поведение ребенка. Спасибо, до свиданья.

Я вас понимаю, когда ребенок ведет себя плохо в детском саду и на него жалуются, это огорчает.

Я всегда говорю мужу что проблемные вопросы о воспитании нужно решать без участия детей.

Закрытые вопросы

Уточняющие, альтернативные вопросы

Интерпретация (гипотеза) консультанта

Воспитанием мальчика в основном занимается мама, однако она не пользуется авторитетом  усына, поскольку вся власть в семье принадлежит авторитарному отцу, который осуществляет руководство, проявляя агрессивные тенденции. 

- Я согласна с вашим мнением, приму ваши рекомендации к сведению

ВЫВОД/обобщение консультанта

 - Большинство родителей не понимают, почему дети дерутся, — соответственно, не могут правильно на это отреагировать. Кричат, ругаются, наказывают, подавляя всеми возможными способами, проснувшуюся в ребёнке агрессию. В результате получается ещё хуже. Такое детское поведение является, с точки зрения психологов, нормой, защитной реакцией на несправедливость. Маленький человечек показывает окружающим, что он умеет за себя постоять и не даст себя в обиду.  К тому же дети еще не умеют контролировать свою злость. Ребенок - ваше зеркало, он отражает вас и то, что происходит в вашей семье. Если вы измените свое поведение, он тоже изменится. Давайте наметим основные направления в нашей работе.

Перевод проблемы в задачу

Ребенок нуждается во внимании папы и мамы. Ему необходим контакт с родителями: совместные игры, чтение книг или дружеский разговор. 

Изменение поведения взрослых и их реакции на ребенка.

ВЫВОД/обобщение –

ЗАДАЧА:

Дать знания о причинах возникновения агрессивного поведения детей; помочь осознать влияние стилей воспитания на эмоциональное самочувствие ребенка и его поведение.

Изменить стиль воспитания. В качестве образца для подражания дать мальчику образ мужчины-защитника, а не мужчины-агрессора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета по выявлению проблем в работе педагогов

Результаты анализа анкетирования помогут выявить проблемы в работе педагогов., и    разработатьсистему по  повышению профессиональных компетенций педагогов....

Психологический контакт в семье. Конфликты и пути выхода из них

Доклад для родительского собрания. Психологический контакт в семье. Конфликты и пути выхода из них.Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрел...

Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» в группе 123 ГБОУ СПО "ОМЛ" СПб в рамках освоения программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессион

Тема урока: Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» Цели:1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;2. показать значимость богато...

Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также выявлению различных зависимостей, обучающихся МКОУ Ос

Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также...

Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители

Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители...