Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация". 1 класс по АООП , 9.2
рабочая программа

Акишина Галина Александровна

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.alt_._kommun.docx71.02 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на 2020-2026 учебные года АНО СОШ «Димитриевская».

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные и примерные  результаты освоения конкретного коррекционного курса

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов  

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

—  Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Личностные результаты

1.        Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2.        Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3.        Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

Предметные планируемые  результаты

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов  

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

—  Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

2.Содержание учебного предмета

2 подгруппа

Название темы и содержание

Формы и методы работы

Содержание

Методическое иформационно-техническое обеспечение

1-ый модуль

Обследование

«Помещение школы»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Экскурсия по школе, называние кабинетов

«Осень»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

Развитие мелкой моторики

- Распрямить    ладонь     со сближенными     пальцами     на правой руке и удержать в вертикальном      положении     под счет

- Аналогично выполнить левой рукой

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы

 «Фрукты»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы

«Овощи»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы

 «Игрушки»»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

«Обувь»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

2-ой модуль

 «Обувь»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Стоять с закрытыми глазами,   стопы   ног  поставить   на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой,   руки  вытянуты   вперед.  Время  выполнения —  5 секунд

- Маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями.

Развитие мелкой моторики

- Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках)

- Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед

-Широко открыть рот и четко произнести звук «А»

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Удивление

Радость

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

-Подбирает предметы по форме, цвету, величине, соотносит их друг с другом

-чередовать предметы двух размеров (форм, цветов)

Подбирает парные картинки

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование, лепка

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

- Элементы ролевой игры

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

-Заучивание стихотворений

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

-отказ

- Просьба о помощи

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы

«Посуда»,

«Зима»,

«Дикие животные»

«Домашние животные»

3-ий модуль

«Дикие животные»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

Развитие мелкой моторики

- Распрямить    ладонь     со сближенными     пальцами     на правой руке и удержать в вертикальном      положении     под счет

- Аналогично выполнить левой рукой

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы

«Домашние животные»

 «Одежда»

«Теплая одежда»

«Игры и развлечения детей зимой»

«Помощь птицам и животным зимой»,

«Одежда»

«Теплая одежда»

4-ый модуль

 «Мебель»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

-Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

Развитие мелкой моторики

- Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках)

- Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы

«Продукты питания»

«Труд людей зимой»

«Транспорт»

«День защитника Отечества»

5-ый модуль

«Весенняя одежда»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

-Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

Развитие мелкой моторики

- Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках)

- Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы

«8 Марта»

«Природные явления весны»,

 «Труд людей весной»

«Сад-огород»

«Прилет птиц»

6-ой модуль

 «Обувь»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики

- Повторение за педагогом 4-х движений рук

Развитие мелкой моторики

- Распрямить    ладонь     со сближенными     пальцами     на правой руке и удержать в вертикальном      положении     под счет

- Аналогично выполнить левой рукой

Артикуляционная моторика

-Округляет губы

-Растягивает губы в улыбке

-Широко раскрыть рот

-Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый, касаясь губ

Мимическая мускулатура

Закрывает глаза по просьбе

Хмурит брови

Надувает щеки

Сенсорное развитие

- Выбирает самый большой и самый маленький предмет

- Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Подбирает по образцу и слову 3-4 контрастных цвета

Овладение предметными действиями

- Игры со шнурками

Рисование

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

-Использует в игре дополнительный материал, заменяющий недостающие предметы

Развитие психических процессов

-Добавляет предметы в линейный ряд

-Уменьшает предметы в линейном ряду

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

-Жест требования

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Собственная речь

- Повторение отдельных звуков

- Повторение слогов

Иллюстрации,

игры для развития сенсомоторных процессов, настольно – печатные игры, развивающие игрушки, канц. товары, пиктограммы

«Посуда»

«Лето»

«Насекомые»

Итоговые занятия

3 подгруппа

Название темы и содержание

Формы и методы работы

Методическое информационно-техническое обеспечение

Словарь

Грамматика

Воспитательные задачи

1-ый модуль

Обследование

Человек

Артикуляция: звук «А»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: имя, названия частей тела, глаголы(смотреть, слушать, кусать, бегать), прил.: большой, маленький, нар.: много – мало.

Грамматика: использование уменьшительно – ласкательных суффиксов, предлог «у», предложения типа субъект+ объект

Графические навыки:

«А» строчная и прописная

Формировать гигиенические навыки

Игрушка – трансформер, плакаты, артикуляционные позы

Семья

Артикуляция: звук «У»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: обозначение членов семьи, их имена; глаголы изъявительного наклонения: готовит, моет, стирает, чинит; прил.: старый – молодой

Грамматика: понимание вопросов «что?», «у кого?», предлог «у», предложения типа субъект+предикат+объект,

Графические навыки:

«У» строчная и прописная

Формировать эмоциональные реакции

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

2-ой модуль

Осень

Артикуляция: «АУ»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: тучи, дождь, лужи, листья, гриб, еж; льет, дует, растет, падает, сильный, слабый.

Грамматика: предлоги «над», «под», предложения типа субъект+предикат+объект,

Графические навыки:

Слог «Ау»

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, д/и «Времена года» зеркало, артикуляционные позы.

Овощи

Артикуляция: «УА»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: грядка, название овощей, обобщающее слово «овощи»; сажаем, поливаем, срываем, чистим, крошим; прилагательные, обозначающие цвет, форму; нар.: вкусно, сладко.

Грамматика: предлоги «на», «в», мн. ч., предложения типа субъект+предикат+объект

 Графические навыки:

Слог «Уа»

Воспитывать интерес к занятиям

Предметные картинки, доска Сегена «Овощи» зеркало, артикуляционные позы.

Фрукты

Артикуляция: «И»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: название фруктов, фруктовых деревьев, обобщающее слово «фрукты»; растут, зреют, срываем; прил., обозначающие цвет; наверху, внизу.

Грамматика: предлоги «на», «в», мн. ч., понимание вопроса «где?», «куда?»

Графические навыки:

«И»

Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу

Предметные картинки, доска Сегена «Фрукты» зеркало, артикуляционные позы.

Овощи и фрукты

Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

3-ий модуль

Одежда

Артикуляция: «О»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: название предметов одежды, обобщающее слово «одежда»; зимняя, летняя одежда; надеваем – снимаем, застегиваем – расстегиваем, прилагательные, обозначающие цвет.

Грамматика: сущ. в В. п.: Ваня надевает рубашку, возвратные глаголы ед. и мн. числа (одевается – одеваются), предложения типа

субъект+предикат+объект

Графические навыки:

Написание слогов «Ом, Ос, Ош»

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

Игрушки

Артикуляция: «ИО»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия игрушек, обобщающее слово «игрушки»; будем строить, будем кидать, прыгает, летит, катится; большой – маленький

Грамматика: понимание вопроса «где?», «куда?», «откуда?», сущ. с уменьшительно – ласкательными суф., предлог «с».

Графические навыки:

Слог «Ио»

Воспитывать бережное отношение к игрушкам

Предметные картинки, доска Сегена «Игрушки» зеркало, артикуляционные позы.

Посуда

Артикуляция:  «Н – Н*», НА, НО, НУ

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия посуды, обобщающее слово «посуда»; моем, вытираем, ставим; чистая, грязная

Грамматика: понимание вопроса «где?», «чем?», сущ. в Т. п. (ложкой, вилкой), предлоги «в», «на», «из»

Графические навыки:

«Н», «На, но, ну»

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

Домашние животные

Артикуляция: «М-М*», МУ-МУ, «П - П*», ПА-ПА

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия домашних животных, обобщающее понятие «домашние животные», названия частей тела, детеныши; звукоподражание; глаг.: мычит, рычит, лает, мяукает; прил.: рогатая, усатая…

Грамматика: вопросы «у кого?», «кому?», сущ. мн. ч., глаг. ед. и мн. числа (мычит, мычат) , предлоги «у», «в», «на».

Графические навыки:

«М», «Му, п, П, па»

Воспитывать эмоционально – ласковое отношение к животным

Предметные картинки, доска Сегена «Домашние животные» зеркало, артикуляционные позы.

Новогодний праздник

Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: праздник, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка, игрушка; глаг.: украшать, наряжать, плясать, петь; прил.: высокая, красивая, обобщающее понятие «праздник»

Грамматика: вопросы «где?», сущ. мн. ч., глаг. буд. времени: придет, принесет, предлоги «на», «под», «за», «у» Графические навыки:

«Б, ба, би»

Формировать эмоциональные реакции

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

4-ый модуль

Новогодний праздник

Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: праздник, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка, игрушка; глаг.: украшать, наряжать, плясать, петь; прил.: высокая, красивая, обобщающее понятие «праздник»

Грамматика: вопросы «где?», сущ. мн. ч., глаг. буд. времени: придет, принесет, предлоги «на», «под», «за», «у» Графические навыки:

«бок, баран»

Формировать эмоциональные реакции

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

Дикие животные

Артикуляция: «Т-Т*», «Д-Д*»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия диких животных, обобщающее понятие «дикие животные», названия частей тела, детеныши; глаг.: скачет, бежит, переваливается.

Грамматика: вопросы «у кого?», «кому?», сущ. мн. ч., сущ. с уменьшительно – ласкательным суф., глаг мн. ч. настоящего времени

Графические навыки:

«дом, тир»

Воспитывать эмоционально – ласковое отношение к животным

Предметные картинки, доска Сегена «Дикие  животные» зеркало, артикуляционные позы.

Зима

Артикуляция: «К-К*», «Г-Г*»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: зима, снег, мороз, снежинки; глаг.: трещит, падает, кружится, блестит; прил.: белый, пушистый, легкий, густой – редкий

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции: снег на крыше

Графические навыки:

«Кол, гол»

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, д/и «Времена года» зеркало, артикуляционные позы.

Транспорт

Артикуляция: «Т-К*», «Д-Г*», «Х-Х*», «Ы»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия транспортных средств,  водный, воздушный, сухопутный виды транспорта, названия частей машины, пассажиры; глаг.: едет, гудит, летит; прил.: быстрый, большой, поменьше, самый маленький;

Грамматика: вопросы «где?», «куда?», «что?», предложные конструкции «на», «в»

Графические навыки:

Предложение

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

День защитника отечества

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия войск, Родина, названия военного транспорта. Глаг: защищать, воевать, ехать, дарить

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции: снег на крыше

Графические навыки:

Предложение

Воспитывать любовь к родине.

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

5-ый модуль

День защитника отечества

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия войск, Родина, названия военного транспорта. Глаг: защищать, воевать, ехать, дарить

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции: снег на крыше

Графические навыки: Предложение

Воспитывать любовь к родине.

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

Мама, мамин праздник

Артикуляция: «В -В*», «Ф - Ф*»,

Наглядный:,

иллюстрация

Практический: игры, упражнения, самостоятельные

Словарь: мама, любит, заботится, ухаживает, моет, стирает, готовит, играет, читает, притяжательные прилаг.: мамин, мамина.

Грамматика: вопросы «кого?», «чем?» «кому?», предложные конструкции: «У», «ЗА», «ОКОЛО», «ПОД», падежные окончания сущ. в Д. п., работа с сюжетной картинкой

Графические навыки:

Вова, Феня

Воспитывать эмоционально – ласковое отношение к близким людям

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

Части суток

Артикуляция: «Й», «ЙА»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: день, ночь, утро, вечер, солнышко, обед, завтрак, ужин; глаг. : встаем, ложимся, обедаем, завтракаем, ужинаем; прил.: длинный, короткий; нар.: рано, поздно, высоко, низко

Грамматика: вопросы «где?», «куда?», предложные конструкции «ЗА», «В», сущ. в Т. п.: утром, вечером.

Графические навыки:

Яблоко

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

Мебель

Артикуляция: «Й», «ЙУ»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, обобщающее понятие «мебель»; играем, спим, едим, отдыхаем, работаем

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции, существительные в предложном падеже

Графические навыки: Юла

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

Весна

Артикуляция: «Й», «ЙЭ»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: весна, ручьи, капель, лужи, сосульки, солнышко, лучики, птички; глаг.: бежит, звенит, поет, журчит, висит, тает, греет; прил. : голубое, теплый; нар. : тепло, светло

Грамматика: глаг. наст. времени ед. и мн. числа: бежит – бегут, поет – поют

Графические навыки:

ель

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, д/и «Времена года» зеркало, артикуляционные позы.

6-ой модуль

Профессии

Артикуляция: «С»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: учитель, врач, повар, игрушки, лекарства, шприц, вата, йод, плита, кастрюля, сковорода, нож, обед; глаг.: играет, учит, лечит, готовит; прил.: веселый, заботливый, больной, здоровый, сытый.

Грамматика: вопросы «с кем?», «кому?», «чем?»; предложные конструкции У, НА, В, ИЗ, ОКОЛО; сущ в Т. п.: поварешкой, ножом, трубочкой, работа с сюжетной картинкой.

Графические навыки:

Воспитатель гуляет с детьми.

Воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

Птицы весной

Артикуляция: «С*»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: вороны, воробьи, синицы, скворцы, червячки, жучки, скворечник, гнездо; клюют, летают, поют; обобщающее понятие «мебель»

Грамматика: дифференциация глаголов ед. и мн. числа: летит – летят, поет – поют Графические навыки:  Синица клюет зерно.

Воспитывать эмоционально – ласковое отношение к птицам

Предметные картинки, доска Сегена «Птицы» зеркало, артикуляционные позы.

Деревья

Артикуляция: «С»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: дерево, части дерева; растут, зеленеют, густые, зеленые, справа от.., слева от.., рядом с…

Грамматика: вопрос «на каком?», предлоги «рядом», « с», «за», «около», «справа», «слева от»

Графические навыки:

Сосна

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы.

Цветы

Артикуляция: «З»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: ромашка, одуванчик, колокольчик, тюльпан, роза, лепестки, стебель, листья, корни, обобщающие слова «цветы», «букет»; растет, цветет, вянет; прил. , обозначающие цвет.

Грамматика: предложения, предлоги «НА», «ИЗ», «В», сущ. множественного числа в Р. п.

Графические навыки:

Предложение

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов, количество занятий в неделю – 2.

Тематическое планирование (2 подгруппа)

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1-ый модуль

Обследование

«Помещение школы»,

«Осень»

 «Фрукты»,

«Овощи»,

 «Игрушки»

 «Обувь»,

2-ой модуль

 «Обувь»,

«Посуда»,

«Зима»,

«Дикие животные»

«Домашние животные»

3-ий модуль

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Одежда»

«Теплая одежда»,

«Игры и развлечения детей зимой»,

«Помощь птицам и животным зимой»,

«Одежда»

«Теплая одежда»

4-ый модуль

«Мебель»

«Продукты питания»

«Труд людей зимой»

«Транспорт»

 «День защитника Отечества»

5-ый модуль

«Весенняя одежда»

 «8 Марта»

«Природные явления весны»,

«Труд людей весной»

«Сад-огород»,

«Прилет птиц»

6-ой модуль

 «Обувь»

«Посуда»

«Лето»

«Насекомые»

Итоговые занятия

4

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Всего: 66 часов

Тематическое планирование (3 подгруппа)

Время проведения занятия

Тема. Содержание.

Кол-во часов

Сентябрь

Обследование

4

Человек

Артикуляция: звук «А»

2

Семья

Артикуляция: звук «У»

2

Октябрь

Осень

Артикуляция: «АУ»

2

Овощи

Артикуляция: «УА»

2

Фрукты

Артикуляция: «И»

2

Ноябрь

Овощи и фрукты

Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

2

Одежда

Артикуляция: «О»

2

Игрушки

Артикуляция: «ИО»

3

Декабрь

Посуда

Артикуляция: «Н – Н*», НА, НО, НУ

3

Домашние животные

Артикуляция: «М-М*», МУ-МУ, «П - П*», ПА-ПА

3

Новогодний праздник

Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ

2

Январь

Дикие животные

Артикуляция: «Т-Т*», «Д-Д*»

3

Февраль

Зима

Артикуляция: «К-К*», «Г-Г*»

4

Транспорт

Артикуляция: «Т-К*», «Д-Г*», «Х-Х*», «Ы»

3

День защитника отечества

2

Март

Мама, мамин праздник

Артикуляция: «В -В*», «Ф - Ф*»,

3

Части суток

Артикуляция: «Й», «ЙА»,

4

Мебель

Артикуляция: «Й», «ЙУ»,

3

Апрель

Весна

Артикуляция: «Й», «ЙЭ»,

3

Профессии

Артикуляция: «С»

3

Птицы весной

Артикуляция: «С*»

2

Май

Деревья

Артикуляция: «С»

4

Цветы

Артикуляция: «З»

3

Всего 66 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие". 1 класс, АООП 9.2

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ  («Развитие психомоторики и сенсорных процессов» ) 1КЛАСС...