Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир", 1 класс по АООП, 9.2
рабочая программа

Акишина Галина Александровна

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР. 1  КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.okr_._sots._mir.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР. 1  КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на 2020-2026 учебные года АНО СОШ «Димитриевская».

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

2. Содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Для 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком»,  «Квартира, дом, двор», «Предметы быта»,  «Город», «Транспорт».

            Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

        

Краткая характеристика обучающейся, относящейся ко 2 группе.

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве.

Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: обобщение, абстрагирование недоступны. Восприятие – восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. Внимание – неустойчивое. Память – опосредованное запоминание недоступно. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность не развита, интерес к деятельности не проявляет, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью. Не ориентируются окружающим.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы. Интерес к действиям взрослого активно не проявляется.

Речь: понимание обращенной речи доступно частично.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

личностные

предметные

базовые учебные действия

1 группа

2 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

ШКОЛА

1

Здравствуй, школа!

Мой класс.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире;

Создать условия для овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире;

Получит элементарные представления о школе.

Получит представления об основных помещениях школы. Создать предпосылки для овладения  элементарными правилами безопасности поведения в школе.

Фиксировать взгляд на лице педагога

Фиксировать взгляд на лице педагога;  ориентироваться в пространстве школы;

2

Я- ученик. Моя парта.

1

Способствовать принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности

Основы персональной идентичности,  осознание себя как «Я»

Умение находить свою парту, занимать ее по сигналу

Умение находить свою парту, занимать ее по сигналу . Знать и использовать эталоны школьного  поведения;

Создать условия для использования  по назначению учебных предметов (парта, стул, доска)

Находить нужное помещение; соблюдать элементарные правила безопасного поведения в школе;

2

 Девочки и мальчики

2

Создать условия для формирования представлений о половой принадлежности (мальчик – девочка).Создать условия для формирования представлений о себе, о своих физических данных

Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»

Создать условия для узнавания себя на фотографии, в зеркале

Получит представления о разделении людей на 2 пола (мальчики и девочки). Выбирать нужную пиктограмму

Фиксировать взгляд на изображении

Способствовать подготовке обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников,

4.

Школьные принадлежности (действия с ними).

Тетрадь, карандаш, портфель

3

Проявлять   эстетические чувства и ответственность за сохранность вещей,

принимать оценку своей деятельности

 Создать условия для проявления интереса к объектам, созданным человеком.

Создать предпосылки для формирования представлений о карандаше, действий с ним

Получит представления о школьных принадлежностях (тетрадь, карандаш, портфель). Способствовать узнаванию предмета

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению  

(рука в руке)

Понимать  инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать

                 ВСЕГО             6 часов

Этот рукотворный мир.

1

Бумага. Свойства бумаги.

2

Будет иметь возможность понимать язык эмоций (одобрения – неодобрения) с помощью поз, мимики, жеста.

Будет иметь возможность понимать язык эмоций (одобрения – неодобрения) с помощью поз, мимики, жеста.

Способствовать развитию умения сминать бумагу

Получит возможность познакомиться с бумагой и её свойствами

Способствовать пониманию  жестовой инструкции;

Создать условия для понимания жестовой и словесной инструкции;

2

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики)  

(узнавание,  способы игры, работа с пиктограммами)

4

Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек.

Создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе (катать мяч друг другу)

Создать условия для проявления интереса к игрушкам

Создать условия для адекватного манипулирования игрушками

Получит представления об игрушках. Получит возможность адекватно манипулировать с ними. Способствовать выбору нужного изображения из 2х.

Фиксировать взгляд на игрушке, на движущейся игрушке (мяч)

ВСЕГО 6

Дом, в котором я живу

1

Мой дом (квартира). Части дома

2

Создать предпосылки для формирования умения принимать и оказывать помощь, стимулировать и поощрять желание оказать помощь

Создать условия для привлечения внимания к действиям других и вовлечение в совместную деятельность

Получит возможность ставить кубик на кубик

Получит представление о доме.

Получит возможность построить дом из кубиков

Фиксировать взгляд на изображении;

Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.)

2

Комнаты. Назначение комнат

2

Стимулировать и поощрять стремление к получению новых знаний с помощью создания соответствующих учебных ситуаций.

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (ходить в туалет, мыть руки)

Создать условия для понимания назначения туалетной комнаты

Создать условия для понимания назначений комнат с помощью пиктограмм, картинок

Фиксировать взгляд на изображении;

Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.)

ВСЕГО 4

Предметы быта

1

Помощники в доме (бытовые приборы:  пылесос, чайник

2

Проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение

Проявляет интерес к предметам

Получит возможность узнавать о бытовых приборах, их назначении.  Выбирать нужную пиктограмму из 2х

Фиксировать взгляд на изображении,

Понимать  инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать

2

Мебель (стол, стул, кровать)

3

Формирование установки бережного отношения к материальным ценностям

Создать предпосылки для формирования стремления заслужить одобрение

Получит возможность узнавать среди других предметов стол, стул, шкаф, кровать) Выбирать нужную пиктограмму из 2х

Фиксирует взгляд на изображении, предмете; удерживать предмет в руке с помощью педагога

Способствовать формированию умения действовать по подражанию (конструирование из палочек0

3

Посуда (ложка, тарелка, стакан)

3

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

Создать условия для нахождения и удержания предмета посуды.

Способствовать развитию умения применять начальные сведения о предмете.

Выполнять действие способом рука в руке

принимать цели и произвольно включаться в деятельность

ВСЕГО 8

Транспорт

1

Наземный транспорт. Части наземного транспорта.

1

Стимулировать и поощрять стремление к получению новых знаний с помощью создания соответствующих учебных ситуаций.

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

Представления о  транспорте

Выполняет действие способом рука-в-руке

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

2

Автобус.  Машина. (узнавание). Назначение.

Аппликация.

2

Создать предпосылки для выполнения посильных трудовых поручений (собрать игрушки, организовать свое рабочее место, собрать мусор)

Создать предпосылки для формирования стремления заслужить одобрение

Получит представления об автобусе, его назначении.

Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником)

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

3.

Мы едем, едем. (игровые действия )

2

Создать предпосылки для формирования умения принимать и оказывать помощь, стимулировать и поощрять желание оказать помощь

Создать предпосылки для развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,  правилах поведения согласно социальным ролям

Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником)

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

ВСЕГО 5

Город

1

Магазин. Правила поведения в магазине

2

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

Создать условия для ознакомления с  алгоритмом совершения покупок в магазине

Выполняет действие способом рука-в-руке

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

2

Я- покупатель (игровые действия)

2

Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Игровая деятельность

Создать предпосылки для развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Создать предпосылки для получения

Представления о социальных ролях людей (покупатель, продавец), правилах поведения согласно социальным ролям

Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником)

следовать предложенному сюжету; использовать предметы по назначению

ВСЕГО

4

Указанные в содержании программы  результаты могу быть не достигнуты в течение даже нескольких уроков. Но педагог создает специальные условия, дает обучающимся возможность для выполнения определенных действий, для формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход.  

Для 2 группы планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.  

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 33 часа, количество занятий в классе в неделю – 1

урока

Колич.

часов

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт

1

Школа. Мой класс.

1

Я - ученик. Моя парта.

1

Девочки и мальчики.

1

Девочки и мальчики.

1

Школьные принадлежности. Тетрадь, карандаш, портфель  

1

Школьные принадлежности. Тетрадь, карандаш, портфель  

1

Материалы созданные человеком. Бумага. Свойства бумаги.

1

Материалы созданные человеком. Бумага. Свойства бумаги.

1

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики)  

1

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики)  

1

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики)  

1

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики)  

1

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики)  

1

Мой дом (квартира). Части дома.

1

Мой дом (квартира). Части дома.

1

Комната. Назначение комнат.

1

Комната. Назначение комнат.

1

Помощники в доме (бытовые приборы: телевизор, пылесос, чайник)

1

Помощники в доме (бытовые приборы: телевизор, пылесос, чайник)

1

Мебель (стол, стул, кровать)

1

Мебель (стол, стул, кровать)

1

Мебель (стол, стул, кровать)

1

Посуда (тарелка, ложка, стакан (кружка)

1

Посуда (тарелка, ложка, стакан (кружка)

1

Посуда (тарелка, ложка, стакан (кружка)

1

Части наземного транспорта.

1

Автобус. Назначение.

1

Автобус. Назначение.

1

Я – пассажир, я- водитель (игровые действия)

1

Я – пассажир, я- водитель (игровые действия)

1

Магазин.

1

Продавец- покупатель (игровые действия)

1

Продавец- покупатель (игровые действия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Рабочая программа по русскому языу 5 класс по АООП для детей с ИН ЛУО

Рабочая программа по русскому языу 5 класс по АООП для детей с ИН ЛУО...

Рабочая программа индивидуального обучения ученика 8 класса … (АООП интеллектуальные нарушения)

Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, во...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (АООП,интеллектуальные нарушения)

               Рабочая   программа  составлена  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающих...

Рабочая программа предмета «Математика» для 5 класса по АООП, (для детей с лёгкой умственной отсталостью)

Рабочая программа по математике разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общео...

Рабочая программа предмета «Чтение» для 5 класса по АООП, (для детей-инвалидов с лёгкой умственной отсталостью)

Рабочая программа по чтению разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общеобраз...

Рабочая программа предмета «Математика» для 7 класса по АООП, (для детей с лёгкой умственной отсталостью)

Пояснительная записка              Рабочая программа по математике разработана на основе основной образовательной программы основного о...