Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС.
статья

Ярмоленко Дарья Юриевна

Коррекционная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС.

 «Счастье – это когда тебя понимают!» Для любого человека неоспоримо большое значение имеет возможность контролировать среду при помощи своего поведения. Иногда мы можем управлять средой непосредственно, однако иногда на первый план выходит взаимодействие с другими людьми: возможность попросить о чем-то и получить это; возможность отказаться от чего-то или прекратить текущее событие; возможность сообщить о том, что видишь, слышишь и чувствуешь; возможность быть собеседником для другого человека.

Главной проблемой большинства детей с расстройством аутистического спектра (РАС) является то, что они испытывают трудности в общении с окружающими людьми, не могут выражать словами свои желания, свои нужды, просить о помощи, адекватно реагировать на слова собеседника. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей возникают трудности - зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать и проявлять агрессию. Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми. Системы альтернативной коммуникации является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Выбор подходящей системы может существенно облегчить обучение ребенка.

Система альтернативной коммуникации PECS – одна из наиболее популярных для обучения детей с РАС. PECS - это система коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д.
Сообщение формулируется с помощью одной или нескольких карточек, которые затем передаются собеседнику. В рамках PECS ребенка учат подходить к другим людям, привлекать их внимание и обменивать картинку на желаемый предмет или действие. Дети, использующие PECS, сначала учатся общаться с помощью отдельных картинок, но позже овладевают навыком комбинирования карточек, создавая таким образом более сложные высказывания. PECS была разработана в 1985 году в США под руководством доктора философии Энди Бонди и магистра, сертифицированного логопеда (CCC-SLP) Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем людям, у которых возникают трудности с речью и общением.

Для начала обучения PECS необходимо следующее: оценить навыки общения ученика; определить мотивационные стимулы ребенка; организовать учебную среду (сделать желаемые предметы недоступными для ученика); подготовить материал -карточки, альбомы(папки).

Карточки PECS можно приобрести в готовом виде, а также сделать самостоятельно, для этого можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет ресурсах, распечатать и для лучшей сохранности карточек заламинировать их. Альбомы также можно сделать самостоятельно, для этого можно использовать небольшие папки с тремя кольцами. На обложку и внутрь папки необходимо приклеить липучку (мягкую её часть). Также липучку необходимо приклеить к карточкам (жесткую часть). Карточки могут быть разделены в папке на категории для более быстрого поиска. При этом лучше использовать, актуальный на этапе обучения набор картинок, с возможностью добавления новых страниц. Также необходимо сделать шаблон для предложений (который можно прикрепить к альбому для занятий с помощью липучки).

Обучение PECS состоит из 6 этапов. Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ученика и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.

Этап 1 «Как осуществлять общение»

Конечная цель: Увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, обучающийся берет изображение этого предмета, дотягивается до Собеседника и кладет карточку ему в руку.

На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Собеседник привлекает ученика, показывая ему мощный подкрепляющий стимул. Оба педагога должны подождать, пока ученик потянется за предметом- он должен проявить инициативу! Как только это происходит, Помощник немедленно физически помогает ему взять карточку, дотянуться до Собеседника и положить карточку в его раскрытую ладонь. Собеседник раскрывает ладонь, чтобы взять карточку, только после того, как ученик потянулся к ней. Как только ученик вкладывает карточку в открытую руку Собеседника, Собеседник называет предмет, изображенный на карточке и немедленно отдает подкрепляющий стимул ученику и хвалит его. В ходе следующих проб, Помощник постепенно уменьшает объем помощи. Если ученик уронил карточку или отвлекся до завершения обмена, Помощник проводит ребенка обратно по последовательности до последнего правильного выполненного шага, а затем помогает ему завершить последовательность.

Этап 2 «Расстояние и настойчивость»

Конечная цель: Ученик подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.

Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинать работать на дистанции, которую в дальнейшем постепенно увеличивают.

1. Увеличение расстояния между педагогом и учеником.

Ученик берет карточку и тянется к взрослому. В это время педагог прижимает свою руку к телу, чтобы ученику пришлось тянуться чуть дальше для осуществления обмена. После того, как обмен завершен, так же как на первом этапе Собеседник называет предмет, изображенный на карточке и немедленно отдает подкрепляющий стимул ученику и хвалит его. Во время следующей пробы необходимо немного отодвинуться от ученика, что бы ему пришлось тянуться еще дальше. Затем педагог начинает отходить от ученика, и тогда ему придется вставать для того, чтобы дотянуться до Собеседника. Расстояние должно увеличиваться постепенно. В конце концов ученик должен научиться пересекать всю комнату. При этом карточка постоянно находиться рядом с учеником.

2. Увеличение расстояния между учеником и альбомом для занятий.

Начинать нужно с того, что собеседник находиться рядом с учащимся, а альбом постепенно отодвигается от него. В ходе нескольких проб отодвигайте альбом все дальше от ученика, чтобы ему пришлось встать и идти к нему.

3. Переход из комнаты в комнату и обмен карточками с разными собеседниками.

 Далее необходимо научить ребенка, что Собеседник не всегда должен находиться с ним в одной комнате. Вместо того, чтобы просто перейти на другую сторону комнаты, Собеседник должен подойти к дверному проему, затем выйти за порог. В конце концов выйти в другую комнату. На следующей стадии обучения ученик должен быть способен обмениваться карточками с разными собеседниками.

Этап 3 «Различение карточек»

Конечная цель: Чтобы попросить желаемый предмет, ученик подходит к альбому для занятий, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к Собеседнику и дает ему карточку.

1. Различение между изображением предпочитаемого предмета и отвлекающим изображением (предмет дистрактор).

 Ученику предлагается два предмета и соответствующие карточки. Один из предметов ученику очень нравится, другой не нравится. Как только ребенок дотронулся до правильной карточки, необходимо сразу поощрить выбор правильной карточки голосовым поощрением. Когда положит карточку в руку, дается желаемый предмет.

Иногда ученик тянется к неправильной карточке, в таких случаях не дается социальное поощрение, ждем пока ребенок даст карточку в руку, и отдаем ребенку предмет-дистрактор. После этого необходимо научить ребенка, что для получения желаемого предмета он должен выбрать правильную карточку, для этого используется четырехшаговая процедура исправления ошибки:

Ученик даёт неправильную карточку – Педагог отдает соответствующий предмет-Ученик реагирует отрицательно- Педагог показывает правильную карточку или стучит по ней пальцем (необходимо, что бы ученик посмотрел на эту карточку), затем кладет раскрытую ладонь рядом с правильной карточкой, помогает ученику физически или жестом-Ученик дает правильную карточку-Учитель хвалит, но предмет не отдает. Далее переключение на любое простое действие (похлопать и т.п.). После снова заинтересовать с помощью обоих предметов-Ученик дает правильную карточку-Педагог отдает предмет и хвалит.

Если ребенок постоянно делает ошибки, необходимо использовать дополнительные стратегии обучения. (использовать вместе с изображением предпочитаемого предмета пустую карточку; повышать наглядную разницу между карточками, используя цветные рисунки, вырезанные из упаковок; увеличить размер карточек и расстояние между ними; карточку с предпочитаемым предметом сделать больше по размеру; размещать карточки так, чтобы их положение соответствовало положению изображенных на них предметов.

2. Различение изображений двух желаемых предметов.

Необходимо провести проверку соответствия. Показать ребенку поднос, на котором лежат два предпочитаемых предмета. Альбом с соответствующими карточками находиться рядом. Когда ученик даст карточку педагогу, дать ему понять, что он должен взять соответствующий предмет: протянуть поднос и как только он потянется к правильному предмету похвалите словестно и разрешите взять предмет.

3. Различение изображений между несколькими желаемыми предметами.

Когда ученик научиться выбирать нужную карточку из пяти, занятия по различению можно заканчивать. На последнем шаге тренировки навыка различения педагог учит ребенка искать необходимую карточку в альбоме. А также просить предмет, находящийся вне поле зрения ребенка.

Этап 4 «Структура предложения»

Конечная цель: Ученик просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, снимает шаблон с доски, подходит к собеседнику и передает ему шаблон. К концу этого этапа на доске, как правило, имеется двадцать или более карточек, и ученик может общаться с различными собеседниками.

1. Добавление карточки с изображением желаемого предмета на шаблон для предложений.

Прикрепить карточку «Я хочу» с левой стороны шаблона до начала занятия. Как только ученик проявил инициативу и достал из альбома нужную карточку, Собеседник может физически помочь ему поместить выбранную карточку на шаблон для предложений рядом с карточкой «Я хочу». Затем помочь передать Вам шаблон. Повернуть шаблон лицевой стороной и указывая на каждую карточку, произнести ее название и сразу же дать поощрение. В ходе нескольких проб постепенно устранять подсказки.

2. Перемещение карточки «Я хочу».

Переместите карточку «Я хочу» на левую часть альбома для занятий. Проявляя инициативу на этом этапе, ученик попытается достать из альбома карточку с изображением желаемого предмета, остановите его и помогите достать карточку «Я хочу» и поместить ее на шаблон. Когда при последующих пробах ребенок сам потянется к карточке «Я хочу», похвалите его за это словестно. Затем, когда он сам составит предложение и передаст Вам шаблон, продолжайте читать полученное предложение вслух, затем сразу же предоставьте доступ к требуемому предмету.

3. Чтение предложения на шаблоне.

Когда ученик самостоятельно составит предложение и кладет шаблон Вам в руку, поверните шаблон лицевой стороной к ребенку и помогите ему указать на каждую карточку, когда Вы «читаете» ее.

На данном этапе возможно начинать говорить ученику «нет».

Этап 5 «Ответ на вопрос «Что ты хочешь» (просьба как ответ на вопрос)»

Конечная цель: Ученик спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь»

Нулевая задержка.

Ребенок должен видеть желаемый предмет; на обложке его альбома должны находиться соответствующие карточки, и карточка «Я хочу». Спросить ученика «Что ты хочешь», одновременно (с нулевой задержкой) указав на карточку «Я хочу» или постучав по ней пальцем.

2. Увеличение задержки.

Начать увеличивать интервал между вопросом «Что ты хочешь» и указанием на карточку «Я хочу». В каждой последующей пробе необходимо увеличивать интервал на 1-2 секунды.

3. Переключение между просьбой-ответом и спонтанной просьбой.

На этом этапе важно не забывать создавать возможность для спонтанных просьб.

Этап 6 «Комментирование»

Конечная цель: Ученик отвечает на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?», «Что это?», спонтанно (инициативно) просит и комментирует.

Первый вопрос, предполагающий ответ-комментарий.

Прикрепить карточку с вводными словами комментария с левой стороны обложки альбома. Также поместить на обложку альбома несколько изображений предметов, которые Вы будите использовать на занятии. Достаньте знакомый ребенку предмет и одновременно укажите на карточку «Я вижу», спросив «Что ты видишь?». Когда ребенок поместит нужные карточки на шаблон и отдаст его Вам, похвалите его словестно.

2. Различение вводных карточек.

Ребенку необходимо различать вопросы, используя для ответа соответствующую водную карточку. Если ребенок отвечает неверно, не реагируйте и позвольте ему завершить обмен, затем исправить ошибку с использованием четырехшаговой процедуры исправления ошибок.

3. Поддержание навыка спонтанной просьбы.

Делайте паузы в случайной последовательности вопросов «Что ты видишь?» и пр., что бы ученик имел возможность спонтанно о чем-либо попросить.

4. Спонтанное комментирование.

Научить комментировать события, происходящие в окружающей обстановке можно при помощи постепенного «укорачивания» вопроса.

После начала работы с карточками РЕСS у детей снижается проявление неадекватного поведения, наблюдается улучшение социального поведения и положительные сдвиги в речевом развитии. При пользовании альбомом с карточками РЕСS повышается число произносимых слов и сложность речевых конструкций. Использование системы не мешает развитию речи, а повышает вероятность развития или улучшения речевых навыков. Не нужно сразу прекращать работать по карточкам, если ребенок начал
говорить первые слова, это плохо отразится на дальнейшем развитии
речевых навыков. Отказываться работать по карточкам можно в том
случае, если не менее 70 % речи ребенка будет понято незнакомым человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Системы альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями".

Системы альтернативной коммуникации  у детей с тяжелыми множественными нарушениями...

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" (3 класс. Обучение по СИПР)

Материал содержит рабочую программу и календарно- тематическое планирование корреционного курса "Альтернативная коммуникация". Предназначен для реализации ФГОС ОВЗ, обучение по СИПР,...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с у/о).

Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...

Система альтернативной коммуникации для детей с глубокой умственной отсталостью при помощи мимики и жестов.

Представлена необходимость использования мимики и жестов, для неговорящих детей с глубокой умственной отсталостью. Данная система коммуникации способствует развитию невербальной коммуникации и предпос...

Системы альтернативной коммуникации - карточки PECS для работы с детьми с ТМНР

Карточки сгруппированы по тематическим разделам , в каждом из которых можно найти готовые файлы и отдельные картинки как для мальчиков, так и для девочек. Материалы можно использовать для создани...

Система альтернативной коммуникации для детей с глубокой умственной отсталостью при помощи мимики и жестов

Представлена необходимость использования мимики и жестов, для неговорящих детей с глубокой умственной отсталостью. Данная система коммуникации способствует развитию невербальной коммуникации и предпос...