Методическая разработка занятия на тему ""
методическая разработка

Белова Ирина Анатольевна

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bianki_2.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное                 общеобразовательное учреждение

школа № 584 «Озерки»

Конспект занятия, посвященного 125 летию

В.В. Бианки

(для учащихся 2 «а», 2 «б», 2 «в»)

Подготовила и провела

Белова И.А.

Санкт-Петербург

2021г.

Цель :познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста      В.В.Бианки

Задачи:1) на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;

2) учить чуткому пониманию природы, учитывая её законы и особенности,

3) развивать память, речь, внимание, мышление и наблюдательность.

Оборудование: книжная выставка писателя; иллюстрации к произведениям В.В Бианки; мультимедиапроектор;

Ход мероприятия:

1   Вводное слово.                                                                                                                                                              -        Конечно, многие люди любят природу, но иногда встречаются люди, у которых особое отношение к природе и ко всему живому. Природа это чувствует и ждёт момента, чтобы поделиться с ними своими секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а пугливые животные забывают про свои страхи.

Наше занятие мы посвящаем жизни и творчеству писателя-натуралиста, его часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником», всё написанное этим автором - праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу, книги его помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего мира.

2. Основная часть                                                                                                                              -  Посмотрите мультфильм , снятый по одному из его произведений.

Просмотр мультфильма «Путешествие муравья»

-  Переводчик с бессловесного - так называл себя и своих друзей писателей, человек, который был влюблён в природу, как никто другой знал её - это

ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ. Бианки большую часть жизни посвятил описанию мира загадочного и неповторимого, таинственного и удивительно разнообразного русского леса и его обитателей.                                                                       Родился Виталий Валентинович 12 февраля 1894 года в Петербурге.

Фамилия Бианки досталась по наследству от предков-итальянцев. Отец его был учёным-орнитологом, орнитология-наука, изучающая …

-  Кто из вас знает, кого изучал отец?

-   Правильно, птиц, а ещё он работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил своему сыну интерес ко всему, что «дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл маленького Виталия в удивительный мир, но мёртвый, неподвижный и молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.

-  Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов. Уже став взрослым, Виталий Бианки понял, что такой «волшебной палочкой» может быть только слово, только рассказ.

А ещё отец часто брал сына в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье, где они рыбачили, ловили птиц, выкармливали птенцов, зайчат, ежей и белок.

-  Бианки вспоминает: «Отец рано начал брать меня с собой в лес, он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по голосу, по виду, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И-самое главное-с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил ,что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

-   В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали ,а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы-это его призвание, увлечение, любовь.

-   Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие-в чистом поле, а третьи-под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.

-  Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

-35 лет писал Бианки о лесе, это слово звучало в названиях его книг: «Лесные

домишки», «Лесные разведчики», повести, рассказы и сказки Бианки соединили в себе поэзию и точное знание. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как «Первая охота», «Кто чем поёт», «Как муравьишка домой спешил», «Сказки зверолова», «Оранжевое горлышко», «Мышонок Пик», по некоторым из них сняты мультипликационные фильмы.

-  А знаете ли вы, какая книга вышла первой?

(в 1923 году вышла книга «Чей нос лучше?»)

-  Самой знаменитой книгой Виталия Бианки стала «Лесная газета», другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделённый на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попадало на страницы «Лесной газеты». Это была настоящая газета со своей передовицей, объявлениями и телеграммами-обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно найти объявление скворцов «ищем квартиру» или сообщение о первом «ку-ку», отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. С 1928 года газета несколько раз переиздавалась, Бианки вносил изменения, её переводили на разные языки мира, рассказы звучали по радио.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте ,в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Ох, так написать о природе

Не просто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть!

-Мы предлагаем вашему вниманию инсценировку учеников по сказке Бианки «Хвосты»

-Книги Виталия Валентиновича любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно, книги познавательны-много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Чтобы писать о животных, надо их любить. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства.

-Сегодня мы совершим с вами экскурсию-викторину по страницам книг учёного, писателя-Виталия Бианки.

Конкурс «Птичья галерея»

-Вам нужно по фотографии узнать птицу (слайд-шоу)

  • Конкурс «Узнай птицу по голосу» (фонотека голосов птиц: галка, соловей, сорока, фазан, чечётка)

-Ну что, знатоки природы, попробуете свои силы дальше?

Физминутка.

Игра «Летает-не летает» - Прошу вас всех встать, чтобы никому не мешать.

-Я называю птиц, а вы машете руками, если птица летает, а если не летает-приседаете.

Сова, аист, воробей, пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай,

страус,журавль,чайка,тетерев,ворона,курица,снегирь,жаворонок,соловей,скворец,лебедь,сокол.

Викторина «Угадай, кто это?»

-Послушайте описание животного, назовите, кто это и название произведения:

1) Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат. (паук -сенокосец, Как муравьишка домой спешил)

2) Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке, щенок-прыг!-И ухватил за хвост! А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень. (ящерица, Первая охота)

3 )Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и-один воздух вышел их них. Никакого пения. (лягушки, Кто чем поёт)

4) На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. Сперепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху -дёрг! И закачался он на шелковой ниточке :ниточки-то на сучок были намотаны.(гусеница, Как муравьишка домой спешил)

Конкурс «Знатоки природы»

1) Какая книга стала у Бианки самой знаменитой? (Лесная газета)

2) Почему нельзя трогать руками птичьи яйца в гнезде?

3) На что похоже гнездо у иволги? (на лёгкую плетёную корзинку)

4) Чем поёт бекас? (хвостом)

5) Для чего клесту клюв крестом? (он им круглый год семечки из шишек достаёт)

6) Как называется птица с мешком под клювом?(пеликан)

7) Как называется птица, которая защищаясь от врага, извивается и шипит как змея?(вертишейка)

8)У кого снова отрастает утраченная часть тела?(ящерица и рак)

9)Какие птицы спят и прячутся в снег?(тетерев, рябчик, куропатка)

10)Птенцы какой птицы не знают своей матери?(кукушка)

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Хочется, чтобы у вас появилось желание прочитать не только другие книги Виталия Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов: Сладкова, Чарушина, Скребицкого, Пришвина. Эти произведения позволят вам познакомиться с родной природой, больше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относиться к родной природе, любить и охранять всё живое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Cinema" к УМК Кузовлева В.П. "English 10-11"

Методическая разработка занятия с активными формами обучения...

Методическая разработка занятия по теме: Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

Цели: 1. Изучить царство грибов, сформировать понятие о строении шляпочного гриба, его биологических особенностях питания и размножения...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

методическая разработка занятия по теме "Виды рекламы"

Занятие проводится вв рамках курса "Основы рекламы"Существует множество видов рекламы. Цель данного занятия - разобраться в многообразии видов, изучить разные классификации.Занятие проводится с исполь...

Методическая разработка занятия по теме "Мясные консервы"

Методическая разработка по дисциплине "Товароведение продовольственных товаров" по теме "Мясные консервы". к разработке приложена презентация урока, задачи по изучаемой теме, контрольные тесты, инстру...

Методическая разработка занятия на тему "Пейзаж. Ранняя весна" + презентация к занятию

Данная методическая разработка позволит провести современное занятие по изодеятельности с детьми 9-11 лет. Данное занятие опробировано и даёт хорошие результаты. Занятие включено в ДООП "Мой разноцвет...