Игровые средства коррекции и развития личности учащихся с нарушением интеллекта.
материал

Юрош Марина Анатольевна

Игровые средства коррекции и развития личности учащихся с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_igrovye_sredstva_korrektsii.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                           тел.: 8(496)247-68-02 ; e-mail: klinkorr@yandex.ru 

Доклад на педагогическом совете

«Игровые средства коррекции и развития личности учащихся с нарушением интеллекта»

учитель:  Юрош М.А.

Личность умственно отсталых школьников характеризуется рядом специфических особенностей, обусловленных как биологической патологией головного мозга, так и особой социальной ситуацией их развития. Выявлена зависимость проявления эмоций у умственно отсталых детей от принадлежности их к клинической группе. У детей с неосложненной формой олигофрении эмоциональное состояние характеризуется определенной уравновешенностью; им присуща эмоциональная инертность, склонность к "застреванию" на определенных переживаниях. Наиболее неустойчивый эмоциональный фон отмечается в группе детей-олигофренов с психопатоподобными формами поведения. Они эмоционально возбуждены, временами отмечается приподнятое настроение, которое сменяется плаксивостью, подавленностью и склонностью к резким аффективным вспышкам. В целом для всех умственно отсталых детей свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости и огорчения. В ряде случаев возникающие у ребенка эмоции неадекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Дети реактивны и отрицательно реагируют на ограничения и запреты. Часты агрессивные проявления. Выражена потребность в чувствах одобрения и признания окружающими. Поведение умственно отсталых школьников во многом определяется их непосредственными желаниями; его волевая регуляция ослаблена. Им трудно длительное время удерживать цель действий, доводить начатое дело до конца. Для них характерны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, повышенная внушаемость, сниженная мотивация (не только в учебной, но и в игровой и других видах деятельности). Они не могут преодолевать препятствия и неудачи, противостоять возникающим желаниям. При усложнении заданий у них в значительной степени проявляется возбуждение и неуверенность в своих силах, что ведет к снижению волевых усилий . Поэтому умственно отсталые дети нуждаются в постоянном руководстве взрослого, привлечении внешних дополнительных стимулов для успешного завершения начатого действия. Для умственно отсталых школьников характерна завышенная самооценка своих способностей и успехов, некритичное отношение к себе, неадекватный уровень притязаний. Существенную роль в завышенной самооценке своей деятельности играют не столько личностные особенности данного контингента учащихся, сколько низкий уровень их познавательной деятельности, в том числе самопознания и самосознания. По мере взросления и расширения социального и жизненного опыта, перехода к самостоятельной трудовой деятельности осознанность своих психофизических возможностей у учащихся специальной школы VIII вида может существенно возрасти, что будет способствовать формированию коллективистской ориентации поведения. Известно, что успешность социальной адаптации умственно отсталых школьников в значительной степени зависит от способности к эффективному межличностному взаимодействию с другими людьми. Проблемой общения умственно отсталых старшеклассников занимался О.К. Агавелян (1989). Им были установлены основные характеристики сформированности у подростков понятия о человеке, особенности их личностных проявлений в процессе общения. Самовосприятие, самоанализ и описание своей внешности в принципе доступны старшеклассникам коррекционной школы. При этом бóльшее внимание они уделяют внешним признакам, чем описанию своего внутреннего мира. Ученики высказывают о себе преимущественно положительные суждения, которые поверхностны и не всегда верны. Они часто не осознают отрицательных черт своего характера, что негативно влияет на регуляцию собственного поведения по отношению к другим людям. Умственно отсталые школьники не проявляют активного интереса к окружающим людям. Поэтому при описании своих товарищей они говорили преимущественно о физическом облике. Значительно реже встречались указания на отличительные черты характера, при этом наиболее часто упоминалась доброта. О.К. Агавелян считает, что это свойство имеет для умственно отсталых особое социальное значение, является как бы началом их взаимоотношений с другим человеком. Еще менее успешно умственно отсталые подростки характеризовали незнакомого человека, часто приписывая ему черты характера, присущие им самим. В исследовании О.К. Агавеляна выявлены некоторые личностные проявления умственно отсталых учащихся в процессе общения. Так, у них отмечается более стойкая тенденция к сопереживанию, чем к сочувствию, которое представляет собой более тонкое и глубинное проявление эмпатии. Этот факт обусловлен, с одной стороны, недостаточным уровнем осознания нравственных норм и, с другой стороны, склонностью к подражанию, "заражению" эмоциями окружающих. Было также установлено, что сочувствие у умственно отсталых подростков наиболее выражено по отношению к сверстникам, к животным и совсем незначительно – к взрослым. В норме процесс самоанализа доступен подросткам с 12-летнего возраста, в 13 лет возможности рефлексии углубляются. У 12-летних умственно отсталых подростков возможности критического анализа ограничены, хотя такой анализ некоторой части школьников доступен. Они могут выделить как свои положительные, так и отрицательные качества. Но в 12-13 лет подростки с умственной отсталостью, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, проявляют определенную инфантильность. У них нет потребности в самостоятельности, они еще достаточно зависимы от мнения взрослого, самохарактеристики отражают скорее оценки авторитетных для них людей, нежели собственные суждения. Рефлексивный анализ присущ лишь подросткам 14-15 лет. Таким образом, самосознание умственно отсталых подростков имеет свои особенности. Они обнаруживаются в неполном, неточном восприятии учащимися самих себя, окружающих людей. Им также сложно посмотреть на себя глазами других. Еще труднее подросткам найти адекватное словесное обозначение своим чувствам. Именно в этот возрастной период необходимо уделять пристальное внимание формированию у умственно отсталых школьников правильного и по возможности точного понимания себя как личности, а также понимания отношения к ним окружающих и зависимости этого отношения от наличия у подростка тех или иных качеств. Данный возраст является наиболее сензитивным к восприятию школьником своих личностных качеств и к оценке их со стороны окружающих. Значительно отличающиеся от нормы особенности психической деятельности умственно отсталых школьников (самооценка и уровень притязаний, интересы, волевые процессы и др.) оказывают существенное влияние на развитие их личности, на механизмы интериоризации (присвоения) нравственных понятий и их реализацию в действующие нормы поведения Последствия дефекта затрудняют эти процессы, создают условия для закрепления социально нежелательных форм поведения. Недопонимание норм поведения, неадекватное соотношение этих норм с характером жизненных ситуаций в сочетании с негативными нравственными понятиями могут привести к трудностям поведения, к нарушениям правовых норм. Особенно отчетливо это проявляется у психопатизированных подростков-олигофренов, для которых свойственны наивность, несформированность мотивов поведения, несоответствие между поводом и тяжестью поступков. Типичными видами отрицательных поведенческих проявлений, отмечаемых у некоторых умственно отсталых подростков, являются следующие: бродяжничество, мелкие кражи, злостное уклонение от учебы, дисциплинарные проступки и т.д. К этому перечню можно добавить хулиганство в общественных местах, употребление алкоголя, сексуальную распущенность, общение с подростками и взрослыми, нарушающими правовые нормы поведения. Как правило, у трудновоспитуемых подростков наблюдается сочетание отклонений в поведении.

Игровые средства коррекции и развития личности учащихся с нарушением интеллекта Игры на создание положительного эмоционального фона Кошки, собаки, медведи и зайцы Цель: преодоление чувства одиночества, реализация потребности в теплых дружеских отношениях, эмоциональном комфорте. Материалы: четыре мягкие игрушки - кошка, собака, медведь и заяц, чтобы предоставить детям некоторое разнообразие возможных идентификаций. Инструкция: Я принесла вам четыре мягкие игрушки и оставляю их здесь, в классе. Чтобы они чувствовали себя счастливыми, им необходимо как минимум десять крепких объятий в день. В магазине, в котором я их купила, продавцы не могли обнимать их так часто, и от этого игрушкам было плохо. Теперь они довольны, что оказались здесь, потому что от вас они могут получить то, что им так нужно. Вы готовы позаботиться о них? Сейчас я разложу игрушки на ковре. Подойдите к той игрушке, которую вы хотели бы немного поласкать. Теперь пусть каждый из вас по очереди возьмет эту игрушку, приласкает ее и скажет ей что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен будет передать игрушку своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушку и сказать ей ласковые слова. Таким образом, игрушка проходит по кругу и получает все ваше тепло и нежность. В завершение можно предложить детям небольшое творческое задание. Младшие дети могут нарисовать игрушку, которой они отдавали свое тепло. Дети более старшего возраста могут придумать историю о том, как эта мягкая игрушка жила в магазине в ожидании того часа, когда она окажется, наконец, среди детей, которые так хорошо к ней относятся. Эти игрушки должны постоянно находиться в классе. Время от времени можно предлагать детям брать эти игрушки, держать их в руках и прижимать к себе. Если Вы заметите, что кто-то из детей испытывает выраженное чувство одиночества, Вы можете сказать ему, что одна из игрушек очень хочет забраться ему на руки. Вы можете спросить ребенка, в состоянии ли он в данный момент дать этой игрушке немного тепла и нежности. Крошечные друзья Цель: сосредоточение внимания детей перед занятием; обеспечение эмоциональной вовлеченности. Материалы: Две-три небольшие игрушечные фигурки в коробке. Инструкция: Прежде, чем я вам что-то расскажу, я хочу представить вам моих маленьких друзей. Они очень, очень маленькие, у них крошечные нежные ушки и очень тонкий слух, такой тонкий, что они слышат, как мы шепчемся, и слышат даже, как мы дышим. А если мы говорим слишком громко — они пугаются. Поэтому я прошу вас вести себя очень тихо, чтобы я могла вам их показать. (Когда дети успокоятся, педагог достает фигурки из коробки). Мои крошечные друзья хотят остаться с вами и послушать то, что я вам буду рассказывать. Поэтому давайте вместе подумаем, как мы их будем называть, какие имена дадим. (Дайте детям возможность подобрать имя для каждой фигурки.) Пусть теперь они с нами тоже познакомятся. Мы будем передавать по кругу наших новых друзей. И каждый из вас, взяв маленького друга в руку, должен сказать ему шепотом на ушко свое имя и пообещать, что будет сидеть тихо, потому что не хочет причинить боль его нежным ушкам. После того, как дети «познакомятся» с фигурками, Вы можете начинать занятие. По окончании его дайте детям возможность попрощаться с «крошечными друзьями» и положите их обратно в коробку. Можно превратить присутствие этих фигурок на занятии в некий ритуал, которого Вы постоянно придерживаетесь. Чтобы дети более серьезно относились к «маленьким крошечным друзьям», можно придумать историю об их происхождении и о приключениях, которые они пережили. Если дети во время занятий будут шуметь, напомните им о присутствии в классе особенных участников: «Подумайте о наших маленьких друзьях. Мы не должны причинять боль их ушкам!». Игры на мышечную релаксацию (расслабление) Волшебный сон Цель: помочь детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение. Дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, глаза закрыты. Педагог дает следующую установку: «Начинается игра „Волшебный сон". Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон. Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем (2 раза) Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают, засыпают... (2 раза) Шея не напряжена, А расслаблена... Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется... (2 раза) Дышится легко... ровно... глубоко... Напряжение улетело... И расслаблено все тело (2 раза) Будто мы лежим на травке, На зеленой, мягкой травке... Грёет солнышко сейчас... Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко. Губы теплые и вялые И нисколько не усталые. Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! Дождь в лесу Цель: достижение мышечной релаксации, развитие чувства эмпатии. Дети становятся в круг, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу. Педагог читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Развитие творческих способностей как один из ведущих факторов социализации личности учащихся с нарушением интеллекта.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаб...

Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...

"Использование нетрадиционных техник рисования для коррекции мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности"

Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство коррекции мелкой моторики у у...

Развитие личности учащихся с нарушениями речи

Исходя из потребностей детей, коррекционно-развивающая работа и воспитательная работа, и деятельность службы сопровождения направлены на преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенн...

Игра и изготовление кукол как средство коррекции и развития личности

Игра и изготовление кукол как средство коррекции и развития личности...

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся...