Особенности формирования фонематических процессов у детей с нарушениями речи
статья

Фонематические процессы формируются у ребенка с раннего возраста, с момента появления реакций на голосовые раздражители, первичного становления фонематического слуха, до момента поступления ребенка в школу (считается, что к 6-7 возрасту у ребенка полностью сформировано звукопроизношение и хорошо развиты все стороны речи, что способствует успешному освоению программным материалом в школе).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования фонематических процессов у детей с нарушениями речи

Язык для нас является как основным средством общения, так и основным средством для общения. Основу для овладения языком представляет собой усвоение звуковой системы речи.

Усвоение звуковой системы речи происходит посредством взаимодействия двух процессов: развитие произносительной стороны речи и восприятие звуков речи.

Овладение произносительной стороной речи начинается от первых голосовых проявлений (период крика и лепета). Но как средством общения, мы начинаем пользоваться языком с появлением первых слов. Далее произношение совершенствуется и только в возрасте 5-6 лет ребенок может правильно произносить все звуки, правильно воспроизводить звуко-слоговую структуру слов. Большое значение для полного усвоения звуковой структуры придают фонематическому восприятию.

В раннем возрасте ребенок воспринимает слова и фразы посредством общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на данном этапе развития воспринимается ребенком как единый звук, который имеет определенную ритмико-мелодическую структуру. Р.Е. Левина определила несколько периодов развития языкового сознания детей, начиная от различения разных по структуре фонем до формирования непосредственно тонких дифференцированных звуковых образов слов. [2]

Выделяется несколько уровней фонематического развития. Первым формируется фонематическое восприятие, т.е. процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии слова ребенком, он не осознает их звуковой состав. Позже дети начинают овладевать фонематическим анализом и синтезом.

 Л.С. Волкова дает определение фонетико-фонематическому недоразвитию речи, как нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. [5]

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Слух и интеллект таких детей сохранен.[5]

Способности воспринимать звуки речи, фонематическому восприятию, Р.Е. Левина и Г.А. Каше отводят большую роль. [2, 3]

Развитие фонематического восприятия оказывает положительный эффект на формирование всей фонетической системы речи и слоговой структуры слов. [3]

Благодаря логопедической работе по развитию фонематического слуха, дети учатся воспринимать и различать окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, предлоги, слова со сложной слоговой структурой.

Если фонематическое восприятие недостаточно сформировано, то становление звукового анализа невозможно. Звуковой анализ – это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов (сочетаний звуков, слогов и слов). «…узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ». [2]  

Многие исследователи, такие как Р.Е. Левина, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия считают, что при нарушении произношения слышимого звука, восприятие разной степени может ухудшиться. [2,4]

Степень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться непосредственно в звуковых элементах слова зависят от уровня недоразвития фонематического восприятия и от того, первичное это недоразвитие или вторичное (Л. Ф. Спирова, 1982). [5]

При вторичном нарушении фонематического восприятия могут наблюдаться нарушения речевых кинестезий, при анатомических двигательных нарушениях работы органов артикуляционного аппарата. В таких случаях нормальное слухопроизносительное взаимодействие нарушено.

При первичном нарушении фонематического восприятия, перспективы успешного овладения звуковым анализом и уровнем сформированности действия звукового анализа меньше, чем при вторичном.

Нередко у детей с ФФН выделяется зависимость между уровнем фонематического восприятия и непосредственно количеством дефектных звуков. Чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже уровень фонематического восприятия. Но не всегда произношение и восприятие точно соответствуют друг другу, ребенок может неправильно произносить 23 звука, а на слух не различать больше звуков, часто из разных групп.

Признаком фонематического недоразвития является несформированность процесса формирования звуков, который отличается тонкими артикуляционными или акустическими признаками.  

Фонематическое недоразвитие характеризуется:

  1. некоторые звуки могут заменяться простыми по артикуляции (звонкие звуки могут заменяются глухими, некоторые дети заменяют все шипящие и свистящие звуки более простыми взрывными);
  2. не сформирован процесс дифференцирования звуков (вместо нескольких близких по артикуляции звуков произносят средний,

неотчетливый звук, например, вместо [ш] и [с] – [ш’]);

  1. ребенок может правильно произносить некоторые звуки, но в речи он ими не пользуется или заменяет (Например, ребенок может правильно произнести слова собака, шапка, но в речи наблюдается смешение [с] и [ш]);
  2. нестойкое употребление звуков в речи (в разных контекстах одинаковые слова ребенок может произносить по-разному). [1]

Указанные выше особенности могут проявляться наряду с искаженным произношением звуков, т.е. звук ребенок может искажать, но одновременно смешивать с другими звуками или опускать. Большое количество неправильно произносимых звуков.

Такие характерные отклонения указывают на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. У детей могут возникать трудности при выполнении следующих заданий по различению звуков:  

  • внимательно слушать и поднять руку в момент произнесения определенного звука или слога;
  • повторение слов, слогов с парными звуками;
  • при подборе слов на определенный звук;
  • при выделении звука, с которого начинается слово и т.д.

        Также         на         недостаточную         дифференцированность         указывают

затруднения при непосредственном анализе звукового состава. [3]

Помимо перечисленных выше особенностей могут наблюдаться смазанная речь, сжатая артикуляция, ограниченный словарь, а также задержка в становлении грамматического строя речи.

Для таких детей характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, по сравнению с нормально говорящими детьми, также выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью, с большим количеством ошибок. [3]

Список литературы:

  1. Волкова Г.А. Энциклопедический словарь логопеда. – Спб. Детство – Пресс, 2014г. - 256с.
  2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. –М., 1986г.
  3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей.  - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.
  4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.
  5. Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 200 с.- 142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Система формирования фонематических процессов у детей с ОНР в логопедичекой группе.

В презентации представлена система формирования фонематических процессов  у детей с ОНР ( средней,старшей,подготовительной группы)...

Формирование фонематических процессов у детей с ОНР по средствам информационных технологий.

В наш век информационные технологии все больше входят в нашу жизнь. Использование в коррекционной работе  нетрадиционных методов и приемов позволяют значительно разнообразить процесс обучения. Эт...

Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией

В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов  у детей со стертой дизартрией....

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-

Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...

Особенности работы воспитателя группы для детей с нарушениями речи

В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответств...