Программа тренинговых занятий "Я пятиклассник"
рабочая программа (5 класс)

Храмова Нелли  Валерьевна

Данная программа адресована учащимся 5-х классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования процесса адаптации выявлен затрудненный уровень прохождения адаптации. Рабочая программа составлена на основе авторской тренинговой программы направленной на обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения «Я пятиклассник», автор С.А. Коробкина, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по оказанию психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.

Тренинговые занятия для учащихся 5-х классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, которыми могут встретиться учащиеся в начале учебного года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества

Алексея Викторовича Беляева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

(наименование учебного предмета/курса)

  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 (уровень, ступень образования)

3 МЕСЯЦА

 (срок реализации программы)

 

Составлена на основе программы «Я пятиклассник» С.А. Коробкина

Храмова Нелли Валерьевна

Оха

2022 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данного тренинга заключается в том, что проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы остается насущней. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования. Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.

В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.

Целью данного тренинга, является оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.

Исходя из цели, были сформированы задачи программы тренинговых занятий:

  • способствование снижению тревожности;
  • выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы;
  • дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения;
  • дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;
  • представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
  • проработка своих эмоциональных состояний;
  • стимулирование фантазии, воображения учащихся;
  • формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
  • способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию;
  • формирование навыков взаимодействия с другими людьми.

Отличительные особенности рабочей программы

Данная программа адресована учащимся 5-х классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования процесса адаптации выявлен затрудненный уровень прохождения адаптации. Рабочая программа составлена на основе авторской тренинговой программы направленной на обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения «Я пятиклассник», автор С.А. Коробкина, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по оказанию психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.

Тренинговые занятия для учащихся 5-х классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, которыми могут встретиться учащиеся в начале учебного года.

С целью преодоления тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия.

Очень часто тревожность учащихся усугубляет и семья. Многие родители, вместо того чтобы поддержать в ребенке уверенность в собственных силах, предупреждают его о том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т. д.

Занятия носят игровой, занимательный характер, что поможет учащимся быстрее входить в ритм занятия, с удовольствием включаться в деятельность.

Изменения, внесенные в программу

Общее число занятий: 10, один раз в неделю.

Продолжительность  занятия: 25 - 30 минут.

Количество детей в группе: 4-6 человек

Отбор детей: учащиеся 5-х классов, имеющие по итогам исследования затрудненный уровень адаптации.

Программа реализуется в три этапа:

I этап – Диагностический.

II этап – Коррекционно-развивающий.

III этап – Контрольный.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.

Срок реализации: 3 месяца 

Формы, методы, технологии

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Работа в парах

Групповая

Методы:

Коммуникативные игры

Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей

Когнитивные методы

Групповые дискуссии

Арттерапевтические методы

Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей

Методы релаксации

Технологии обучения:

Развивающего обучения

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

Структура занятия

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Основная часть.
  4. Релаксационное упражнение.
  5. Рефлексия занятия.
  6. Прощание.

Ожидаемый результат

  • По итогам прохождения курса тренинговых занятий, пятиклассники быстрее адаптируются к учебе.
  • Снижение уровня тревожности учащихся пятых классов, формирование адекватной самооценки.
  • Повышение уровня школьной мотивации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Цель занятия

Методические приемы

1

Этот необычный и волнующий 5-й класс.

Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Приветствие

1. «Имя и цветок»

2. «Встаньте те, кто…»

3. «Что важно для меня»

Рефлексия занятия

2

Мы и школа

Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Приветствие

1. «Кто ты? Кто я?»

2. «Ассоциации»

3. «Температура»

4. «В гостях у сказки»

Рефлексия занятия

3

Вот он - я

Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.

Приветствие

1. «Светофор»

2. «Волшебная эмблема»

3. «В гостях у сказки»

Рефлексия занятия

4. «Прощание»

4

Познай себя

Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе.

Приветствие

1. «Цвет настроения»

2. Самоанализ «Кто я?

 Какой я?»

3. «Вот я какой! Угадали?»

Рефлексия занятия

5

Новичок в средней школе

Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.

Приветствие

1. «Воображала»

2. «Новичок Том»

Рефлексия занятия

6

Понимаем ли мы

друг друга?

Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

Приветствие

1. «Где я?»

2. «Рисунок по инструкции»

3. «Умеете ли вы слушать?»

4. «Пойми меня»

Рефлексия занятия

7

Мир эмоций

Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Приветствие

1. «Угадай эмоцию»

2. «Фигуры эмоций»

3. «Назови эмоцию»

4. «изобрази эмоцию»

Рефлексия занятия

8

Вот тебе моя рука

Проработка возможных выходов из конфликтных ситуаций; развитие чувства эмпатии.

Приветствие

1. «Осенний лес»

2. «Мостики дружбы»

3. «Рука друга»

Рефлексия занятия

9

Страна рисования

Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях; раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем.  

Приветствие

1. «Воспоминание»

2. «Изотерапия»

Рефлексия занятия

10

Я + Я = МЫ

Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

Приветствие

1. «Светофор»

2. «Портрет класса»

Рефлексия занятия


УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.
  2. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.
  3. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
  4. Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.
  5. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возвратных этапах. В-2010
  6. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2001.
  8. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.
  10. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционно-развивающей по программе «Я пятиклассник» (5 класс)

Режим работы: 1 раз в неделю

Продолжительность занятия: 30 мин

п/п

Тема занятия

Методические приемы

Сроки

проведения

план

Факт

1

Этот необычный и волнующий 5-й класс.

Приветствие

«Имя и цветок»

«Встаньте те, кто…»

«Что важно для меня»

Рефлексия занятия

08.11 – 12.11

2

Мы и школа

Приветствие

«Кто ты? Кто я?»

«Ассоциации»

«Температура»

«В гостях у сказки»

Рефлексия занятия

15.11 – 19.11

3

Вот он - я

Приветствие

«Светофор»

«Волшебная эмблема»

«В гостях у сказки»

Рефлексия занятия

 «Прощание»

22.11 – 26.11

4

Познай себя

Приветствие

«Цвет настроения»

Самоанализ «Кто я?

Какой я?»

«Вот я какой! Угадали?»

Рефлексия занятия

29.11 – 03.12

5

Новичок в средней школе

Приветствие

«Воображала»

«Новичок Том»

Рефлексия занятия

06.12 – 10.12

6

Понимаем ли мы

друг друга?

Приветствие

«Где я?»

«Рисунок по инструкции»

«Умеете ли вы слушать?»

«Пойми меня»

Рефлексия занятия

13.12 – 17.12

7

Мир эмоций

Приветствие

1. «Угадай эмоцию»

2. «Фигуры эмоций»

3. «Назови эмоцию»

4. «изобрази эмоцию»

Рефлексия занятия

20.12 – 24.12

8

Вот тебе моя рука

Приветствие

1. «Осенний лес»

2. «Мостики дружбы»

3. «Рука друга»

Рефлексия занятия

10.01 – 14.01

9

Страна рисования

Приветствие

1. «Воспоминание»

2. «Изотерапия»

Рефлексия занятия

17.01 – 21.01

10

Я + Я = МЫ

Приветствие

1. «Светофор»

2. «Портрет класса»

Рефлексия занятия

24.01 – 28.01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...

Программа тренинговых занятий, направленных на развитие основных познавательных процессов

В период подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находи...

Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков

Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в  обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...

Программа тренинговых занятий с подростками. Курс «Школа лидера».

Актуальность программы  связана с  возникшей в  условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности – человека, ув...

Программа адаптационных встреч пятиклассников «Я - пятиклассник»

Программа  адаптационных встреч пятиклассников, с целью оказания психологической поддержки  в период их адаптации к условиям обучение в средней школе....