Программа тренинговых занятий "Ораторское искусство. Основы эффективной самопрезентации"
методическая разработка (психология) на тему

Воскресенская Анна Викторовна

Программа для учащихся 8-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_oratorskoe_iskusstvo.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Ораторское искусство (искусство самопрезентации)»

Занятие 1.

Цели занятия:

1.Знакомство участников между собой

2. Создание положительного настроя на работу

3. формирование представлений о тренинге, задачах и правилах

4. знакомство с понятием Оратор, Ораторское искусство, самопрезентация

5.Формирование представлений о публичном выступлении

 

Упражнение «Мы похожи?»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.

Время проведения: 15 мин.

Описание упражнения: 
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
- Ты похож на меня тем, что...
- Я отличаюсь от тебя тем, что...
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся".

Обсуждение: обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

Упражнение «Приветствие без слов»

Цель: приветствие, активизация участников, создание положительного настроя на работу.

Время проведения: 10мин.

Описание упражнения.

Участникам предлагается в течение 2-3 мин свободно передвигаться по комнате и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек. Делать это нужно не произнося слова, а любыми другими способами: кивком головы, рукопожатием, объятием. При этом каждый способ участник вправе использовать только один раз, для каждого следующего приветствия надо придумать новый способ.

Обсуждение.

  Сколько человек вам удалось поприветствовать?

  Что было сложнее – придумывать новые способы приветствия или демонстрировать их? С чем это связано?

  Возможно, у кого-то возникал психологический дискомфорт. Если да, то в какие именно моменты, чем он вызван.

 

Упражнение «Разборка имени»

Цель: знакомство участников, активизация.

Время проведения: 10мин.

Описание упражнения.

Участникам предлагается записать по буквам свое имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышление дается 4-5 мин ( достаточно по 3-4 слова). Потом каждый называет свое имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.

Обсуждение

Каждый участник делится впечатлением от упражнения. Кто хочет, может рассказать о том, какие еще характеристики, которые ему подходят, он хотел бы добавить,  но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя.

 

Упражнение «Цели  группы»

Цель: формирование группы, мотивирование участников на работу, создание атмосферы безопасности.

Время проведения: 10мин.

Описание упражнения.

Инструкция. «Чтобы мы могли начать наши занятия нам необходимо определить, для чего мы все здесь собрались. Все знают, что тренинг называется «Ораторское искусство», но мне хотелось бы, чтобы каждый из вас сейчас подумал, а потом сказал, для чего именно он пришел на эти занятия? Что вы надеетесь получить по завершении тренинга?»

На размышление дается 1-2мин., а затем участники по очереди рассказывают о своих ожиданиях (целях), а ведущий записывает их на доске.

 

Упражнение «Королевские правила»

Цель: формирование группы, создание атмосферы безопасности.

Время проведения: 10мин.

Описание упражнения.

Инструкция. «Мы уже  определились с целями группы и своими возможностями. Но для того, чтобы мы могли начать наши занятия и чувствовать себя безопасно, нам необходимо выработать определенные правила,  по которым наша группа будет жить. Я предлагаю вам минутку подумать и затем сказать, какое правило по-вашему очень важно для нашей работы».

По истечении 1-2мин. участники по кругу высказываются, а ведущий записывает предложения на доске. Затем идет обсуждение и группировка предложений, чтобы получился список групповых правил. При этом ведущий должен направлять процесс обсуждения, чтобы были озвучены и приняты основные правила.

(ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК)

    не перебивать

    не осуждать и не оценивать других

    Я-сообщения

    конфиденциальность

    не опаздывать и не пропускать занятия

    активность

    …

 

Мини-лекция «Публичные выступления»

Цель:  знакомство с понятиями «оратор», «ораторское искусство», «самопрезентация», «публичное выступление»

Время проведения: 25 мин.

Материал к лекции:

 

Упражнение «Ливень».

Цель: снятие эмоционального напряжения и усталости.

Время проведения: 5 мин.

Описание упражнения:

Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей.

Виды движений:

     1 круг – потирание ладоней;

     2 круг – щелканье пальцами;

     3 круг – похлопывание по бедрам;

     4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притоптыванием.

И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней).

Завершение занятия.

Шерринг. (5 мин.)

ЗАНЯТИЕ 2

Цели занятия:

1.Знакомство участников с технологиями создания имиджа

2.Формирование представлений об имидже оратора

3. Отработка навыков эффективной самопрезентации

Упражнение «Сигнал»

Цель: разминка, улучшение атмосферы в группе.

Время проведения: 5 мин.

Описание упражнения:
Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

Упражнение «Встречают по одежке»

Цель : развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».

Время проведения:15 мин.

Описание упражнения:

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.

Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы:

     Что помогло догадаться о содержании надписи на карточке?

     Что мешало понять содержание надписи на карточке?

     Какие самые тонкие и остроумные высказывания или вопросы звучали в адрес владельцев карточек?

Мини-лекция «имидж оратора»

Цель формирование представлений о технологиях создания имиджа

Время проведения: 25 мин.

Материалы к лекции:

Во время лекции участники активно включаются в обсуждение, предлагают свои варианты подходящего оратору имиджа.

 

Упражнение «Рекомендация»

Цель: поддержание доверия и сплоченности, формирование позитивного образа себя, развитие навыков самопрезентации.

Время проведения: 20мин.

Материалы: ручки, бумага.

Описание упражнения.

Участникам надо подготовить и представить рекомендацию для принятия в закрытый элитный клуб.

Рекомендация на самого себя. В ней надо отразить свои главные достоинства, сильные стороны, представить себя как достойного оказаться в элитном клубе. На что именно обратить внимание, участники решают самостоятельно, но следует помнить, что «служба безопасности» не дремлет, и речь должна идти о реальных, а не вымышленных достоинствах.

Обсуждение.

  Что нового и интересного удалось узнать друг о друге в ходе выполнения упражнения?

  Какие презентации лучше всего запомнились? Чем именно?

  Если у кого-то возникали трудности, то с чем именно и как удалось их преодолеть?

 

Упражнение «Лучшее о себе».

Цель: поддержание доверия и сплоченности, формирование позитивного образа себя, развитие самопринятия и навыков самопрезентации.

Время проведения: 15мин.

Материалы: ручки, бумага.

Описание упражнения.

Каждого из участников прося вспомнить и записать:

1) три своих сильных качества, достоинства

2) три хороших поступка совершенных в течение недели

Затем каждый громко, гордо и уверенно произносит написанное. После выступления каждый участник награждается аплодисментами.

Обсуждение.

  Какие переживания возникали при необходимости публично рассказывать о своих достоинствах?   Было ли это для некоторых сложно, если да, то с чем это связано?

  Почему хвастаться обычно не принято?

  Когда действительно лучше избегать рассказов о своих достоинствах, а когда верна присказка «себя не похвалишь – никто не похвалит»

 

Упражнение «Ливень».

Цель: снятие эмоционального напряжения и усталости.

Время проведения: 5 мин.

Описание упражнения:

Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей.

Виды движений:

     1 круг – потирание ладоней;

     2 круг – щелканье пальцами;

     3 круг – похлопывание по бедрам;

     4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притоптыванием.

И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней).

Завершение занятия

Шерринг(5 мин.)

 

ЗАНЯТИЕ 3

Цели занятия:

1.Знакомство с приемами установления контакта с аудиторией

2.овладение навыками произнесения речи перед аудиторией

3.Закрепление полученных навыков

Упражнение «Прорвись в круг»

Цель: стимуляция групповой сплоченности;  снятие эмоционального напряжения.

Время проведения: 10 мин.

Описание упражнения:
Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.

Обсуждение: что помогло попасть в круг, что было неэффективным, что было сложным

Мини-лекция «Приемы установления контакта с аудиторией»

Цель: формирование знаний о системе установления контакта

Время проведения: 10 мин.

Материал к лекции:

Упражнение «Всеообщее внимание»

Цель:  развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения,  формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

Время проведения: 15 мин.

Описание упражнения:
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу: Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники,

Обсуждение: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств.

Мини-лекция «особенности публичного выступления»

Цель: знакомство участников с особенностями произнесения публичной речи

Время проведения: 10 минут

Материал к лекции:

 

Упражнение: «Реклама»

Цель: отработка навыков публичного выступления

Время проведения: 20 минут

Описание упражнения: участникам предлагают для начала найти в своих карманах (сумках) любой предмет, который им нравится. Далее участникам дается 5 минут для того, чтобы продумать речь, рекламирующую этот предмет. После каждый из участников рекламирует предмет группе.

Обсуждение: удалось ли заинтересовать аудиторию, как приемы использовались, что было сложным.

Упражнение «Расскажи о..»

Цель: отработка навыков публичного выступления

Время проведения: 15 минут

Описание упражнения: Участникам раздаются заранее подготовленные листы с текстом. (А5). Участники должны выступить перед аудиторией, пересказав текст.

Обсуждение: удалось ли заинтересовать аудиторию, как приемы использовались, что было сложным.

Упражнение «Ливень».

Цель: снятие эмоционального напряжения и усталости.

Время проведения: 5 мин.

Описание упражнения:

Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей.

Виды движений:

     1 круг – потирание ладоней;

     2 круг – щелканье пальцами;

     3 круг – похлопывание по бедрам;

     4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притоптыванием.

И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней).

Завершение занятия

Шерринг(5 мин.)

 

ЗАНЯТИЕ 4

Цели занятия:

1.Знакомство с понятием «невербальное общение»

2.Отработка эффективных невербальных сигналов

3.Отработка навыков эффективного общения

4.Закрепление материала

Упражнение «Покажи»

Цель: снятие мышечных зажимов, упражнение-ледокол.

Время проведения 10 минут

Описание упражнения:

Необходимо изобразить, используя всех участников тренинга:

     крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;

     оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;

     болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией;

     Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой;

     букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»;

     картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п.

Мини-лекция «Язык жестов»

Цель: знакомство участников с понятиями «вербальное и невербальное общение», знакомство учатсников с ролью невербальных сигналов в выступлении оратора

Время проведения: 25 минут

Материал к лекции:

 

Упражнение «Через стекло»

Цель: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Время проведения: 10 мин.

Описание упражнения:

Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое.

Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

Обсуждение: что получилось, кому удалось лучше всего, что вызывало трудности

Упражнение «Изобрази состояние»

Цель: развитие навыка невербального общения.

Время проведения: 10 мин.

Описание упражнения:

Ведущий готовит два набора карточек. В одном записаны эмоциональные состояния человека (радость, удивление, обида, усталость и т.д.), в другом – части тела человека (спина, голова, брови, пальцы и т.д.). Каждый из участников выбирает по одной карточке из каждого набора. Нужно изобразить выбранное состояние с помощью заданного средства.

Обсуждение: что удалось, что не удалось, кто был наиболее выразителен, в чем причина его успеха

 

Упражнение «Дар убеждения»

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи

Время проведения 15 мин.

Описание упражнения:
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).
Обсуждение: важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась- какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Время проведения: 10 минут

Описание упражнения:
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Обсуждение: что удалось, что не удалось, что было интересно, что помогало понимать «сообщника»

Упражнение «Ливень».

Цель: снятие эмоционального напряжения и усталости.

Время проведения: 5 мин.

Описание упражнения:

Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей.

Виды движений:

     1 круг – потирание ладоней;

     2 круг – щелканье пальцами;

     3 круг – похлопывание по бедрам;

     4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притоптыванием.

И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней).

Завершение занятия

Шерринг(5 мин.)

ЗАНЯТИЕ 5

Цели занятия:

1.Знакомство с понятием уверенное поведение

2.Отработка навыков борьбы со стрессом

3.Закрепление материала

Упражнение «Два  дела»

Цель:  активизация участников, формирование представлений о сложных ситуациях, тренировка навыка действия в ситуации «информационной перегрузки», развитие распределения внимания.

Время проведения: 15мин.

Описание упражнения

Доброволец-водящий садится на стул, в упражнении одновременно с ним участвуют еще три человека. Один из них садится  напротив водящего и начинает совершать какие-либо движения, постоянно меняя их. Тот выполняет  роль «живого зеркала», повторяя все увиденное. Два других участника в это же время садятся от него по бокам и начинают в быстром темпе поочередно задавать ему какие-либо вопросы. Тот должен, не прекращая копирования движений, отвечать на вопросы, по возможности логично и по смыслу.       

Упражнение продолжается 1-2 минуты, потом на роль водящего приглашается следующий доброволец.

Обсуждение

  Что вызывало затруднения при выполнении этого упражнения, а что помогало распределить внимание и успешно справляться сразу с несколькими делами?

  Когда в жизни возникают ситуации,  требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на нее?

  Можете ли вы привести примеры из жизненного опыта, когда на человека специально обрушивают сразу слишком много информации, чтобы он растерялся, утратил возможность здраво мыслить?

  Какие рекомендации можно дать себе и другим людям, чтобы не растеряться, если вдруг возникнет такая ситуация?

 

Мини-лекция «Уверенное поведение»

Цель: знакомство участников с понятиями «уверенность», «уверенное поведение»

Время проведения 20 мин.

Материалы к лекции:

 

Упражнение «Интонации»

Цель: выработка у участников навыков уверенных интонаций.

Время проведения: 10 мин.

Описание упражнения:
Вызываются два добровольца. Ведущий с помощью наводящих вопросов выясняет спорную для участников тему, так чтобы они придерживались противоположной точки зрения. После того, как спорная тема выяснена, ведущий объявляет "публичные дебаты", противоположность которых 3 мин. За это время каждый из спорщиков должен попытаться склонить на свою точку зрения оппонента.
По окончании отведенного времени остальные участники должны голосованием выявить, у кого из участников в голосе присутствовали наиболее уверенные интонации.
В случае, если голоса разделились - ведущий говорит свое решающее слово. В случае, если в процессе дебатов один из оппонентов сдался, то другой автоматически побеждает.
Победитель дебатов сразу же встречается со следующим добровольцем. И так до тех пор, пока все участники не пройдут через дебаты.
Обсуждение:  стоит выписать те критерии, на которые участники опирались при определении, у кого из спорящих наиболее уверенные интонации.

Мини-лекция «Способы снятия напряжения»

Цель: познакомить участников с методами снятия напряжения, снятия стресса

Время проведения: 20 мин.

Описание упражнения: во время лекции участники тренинга совместно с тренером обсуждают возможные причины возникновения напряжения, предлагают свои способы снятия напряжения перед выступлением

Материалы к лекции

 

Упражнение «Сними зажим»

Цель упражнения:  снятие психофизиологических "зажимов" и формирование приемов релаксации состояния.

Время проведения 15 мин.

Описание упражнения:
Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться.
Обсуждение:  Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями

Упражнение «Ливень».

Цель: снятие эмоционального напряжения и усталости.

Время проведения: 5 мин.

Описание упражнения:

Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей.

Виды движений:

     1 круг – потирание ладоней;

     2 круг – щелканье пальцами;

     3 круг – похлопывание по бедрам;

     4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притоптыванием.

И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней).

Завершение занятия

Шерринг(5 мин.)

ЗАНЯТИЕ 6

Цели занятия:

1.Интеграция полученного в ходе тренинга опыта

2.Создание положительного настроя на завершение тренинга

3.Создание настроя на применение приобретенных навыков в жизни

Упражнение «Подарок»

Цель: приветствие, создание положительного настроя на завершение.

Время проведения: 15мин.

Описание упражнения.

Участники, сидя в кругу, придумывают и дарят своему соседу справа какой-то подарок на память.

Инструкция. «Сейчас вы должны посмотреть на соседа справа, вспомнить, что вы узнали про него в процессе занятий, и придумать какой-то подарок, который подошел бы только ему. Это может быть, что угодно (материальная или фантастическая вещь, душевное или физическое качество), но он должен, по-вашему мнению, стать памятью о наших занятиях, а также помочь вашему соседу реализовать в жизни полученные здесь умения.

Итак, на обдумывание отводится 3минуты».

После истечение времени каждый дарит свой подарок, а затем следует обсуждение.

Обсуждение

               Понравился ли полученный подарок?

               Легко ли было придумать подарок соседу?

 

 

Упражнение «Печатная машинка»

Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действии

Время проведения: 5 минут

Описание упражнения:
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение « Скажи мне»

Цель упражнения:  совершенствование коммуникативной культуры.

Время проведения: 10 мин.

Описание упражнения:
Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".

Беседа с участниками тренинга

Цель:  решение вопросов, не затронутых в процессе тренинга, формирование позитивного настроя

Время проведения: 15 минут

Описание упражнения: ведущий предлагает участникам задать интересующие их вопросы, разъясняет не освещенные в процессе тренинга вопросы, дает индивидуальные рекомендации

Упражнение «Коллаж «Лучший оратор»

Цель: закрепление материала, создание позитивного настроя, интеграция опыта

Время проведения: 40 минут

Описание упражнения: Учащимся предалгается создать коллаж, который бы отражал все, связанное с понятием лучший оратор, ораторское искусство

Упражнение «Пожелания»

Цель: ритуал завершения.

Время проведения: 5мин.

Материалы: мячик (игрушка).

Описание упражнения.   Участники по кругу, бросая мячик (игрушку), говорят друг другу пожелания.

Обсуждение не требуется. После завершения упражнения участники благодарят друг друга за совместную работу (аплодисментами).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Искусство (Основы Мировой художественной культуры) » Для 8-9 классов

Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Программа "Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства" НВ Дорогая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа «Обучение  техникам  эффективной  самопрезентации и  основам  ораторского мастерства»   рассчитана  на 144 часа д...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...