Рабочая программа «Психология общения»
рабочая программа (7 класс)

Храмова Нелли  Валерьевна

Цель программы:  способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и   адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи программы:

  1. Познакомить участников образовательного процесса с  психологическими аспектами отношений и взаимодействия между людьми.
  2. Способствовать формированию представлений о ненасильственном общении.
  3. Развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях.
  4. Научить понимать чувства и потребности свои и другого, научить выражать это понимание.
  5. Сформировать навыки работы по преодолению обиды, раздражения, гнева, стресса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества

Алексея Викторовича Беляева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Психология общения»

(наименование учебного предмета/курса)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

ОДИН ГОД

(срок реализации программы)

Составлена на основе программ: программа Т.Г. Григорьева, Л.В. Линской, Т.П. Усольцева «Основы конструктивного общения» под редакцией Ю.М. Забродина, М.В. Поповой и программа Н. Е. Водопьяновой, Н. В. Лик, Г. В. Андреевой "Самопознание школьников",

Храмовой Нелли Валерьевной, педагогом-психологом

                                 

Оха

2022

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель программы:  способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и   адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи программы:

  1. Познакомить участников образовательного процесса с  психологическими аспектами отношений и взаимодействия между людьми.
  2. Способствовать формированию представлений о ненасильственном общении.
  3. Развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях.
  4. Научить понимать чувства и потребности свои и другого, научить выражать это понимание.
  5. Сформировать навыки работы по преодолению обиды, раздражения, гнева, стресса.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;
  • позитивная  моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения  конструктивно разрешать конфликты;
  • адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;
  • эмпатии  как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные результаты

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • уметь самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке  и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе выбора социально приемлемых форм поведения;
  • владеть навыками слушания и понимания собеседника;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные результаты

Обучающийся научится:

  • учитывать при принятии решения разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и  позицию;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников;
  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • коммуникативной рефлексии.

 Познавательные результаты

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения этических задач в зависимости от конкретных условий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логическое рассуждение;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые при изучении  этических норм и правил поведения человека.

 Каждое занятие имеет следующую структуру:

  1. Информационная часть
  2. Практическая часть
  3. Рефлексия.

            Реализация данной программы является условием создания коллектива,  созданном благодаря  формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности  в понимании собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера.


Планируемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.

Обучающиеся научатся способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного  взаимодействия.

Обучающиеся  получат  возможность научиться:  исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.

Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.

У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, к людям с ограниченными возможностями здоровья, потребность следовать закону и нравственным нормам.

Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий, диспутов.

Третий уровень результатов –   получение обучающимися опыта  самостоятельного общественного действия.

Обучающиеся должны  приобрести опыт межличностного взаимодействия  (различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.

Обучающиеся получат возможность  приобретение опыта взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, оказания им посильной помощи.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с социумом при выходе на свободу.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Проведение занятий по темам программы «Психология общения» предполагает использование разнообразных методов и форм работы:

Занятия содержат интерактивные методы:

- творческие задания; игровые элементы; мозговой штурм; интерактивные лекции (использование видеоматериала);

  • Информационно-практические: уроки-лекции, уроки-беседы, дискуссии, семинары-практикумы.
  • Практические и тренинговые занятия, ролевые игры.
  • Обучение через опыт и сотрудничество.
  • Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания.
  • Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
  • Анализ статей научно-популярной литературы.
  • Систематическое повторение ранее изученного материала.
  • Проверка и самопроверка знаний.

В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.

При оценке результатов обучения целесообразно использовать опросный метод. По окончании курса предлагается выполнить творческую работу (эссе, рефлексивное сочинение, творческое исследование по одной из тем) по выбору учащихся.

Содержание курса

Каждое занятие с учащимися рассчитано на 1 академический час, частота проведения – один раз в неделю. Количество часов: 34 ч.

Тема: «Самопознание и саморазвитие» (3 ч.)

Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Причины самопознания.

Степень их проявления.  Определение собственных личностных качеств. Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей. Многообразие личностных качеств.

Тема: «Открытое  общение»  (8 ч.)

Вводное занятие: знакомство с предметом курса «Общение без проблем».  Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. Общение как взаимодействие. Деловое  общение. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Методы развития коммуникативных способностей.

         Тема: «Этические формы общения» (7 ч.)

Этика и этикет. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Общение по телефону. Развитие навыков общения. Правила искусства убеждения. Схема убеждения.

Тема: «Конфликты и способы их разрешения»  (6 ч.)

Знакомство с понятием «конфликт». Конфликтные типы личности, Формула конфликта.

Поведение при возникшей конфликтной ситуации. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.

Тема: «Ненасильственное общение» (2 ч.)

Определение и виды издевательств. Психологическая характеристика поведения «Жертвы » и «обидчика». Освоение алгоритма ненасильственного общения, выражение просьбы, отказа, благодарности на основе «языка жирафа».

Тема: « Манипуляции» (1 ч.)

Скрытое управление  собеседником против его воли. Блок – схема «Защита от манипуляций».

Тема: «Общение в группе». (7 ч.)

Малая и большая группы.  Группа и коллектив. Положение человека в группе и коллективе. Психологический климат в группе и коллективе. Формальные и неформальные группы. Итоговое занятие. Групповые коммуникативные  игры на сплочение коллектива «Ниточка и иголочка»,  «Принятие решений».


РАЗДЕЛ III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Номер урока в разделе

Тема занятия

Всего учебных часов

Из них

Сроки

проведения

План

Факт

Информационная

часть

Практическая

 часть

Раздел I Самопознание и саморазвитие (3 часа)

1

1.1

Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Причины самопознания.

1

01.09 – 03.09

2

1.2

Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей. Многообразие личностных качеств.

1

06.09 – 10.09

3

1.3

Тренинговые упражнения:  «Кто я?  Какой я?». Рефлексия.

1

13.09 – 17.09

Раздел II Межличностное общение  (6 часа)

4

2.4

Качества, важные для межличностного общения.

1

20.09 – 24.09

5

2.5

Качества, важные для межличностного общения.

1

27.09 - 01.10

6

2.6

Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация.

1

04.10 - 08.10

7

2.7

Вербальные и невербальные средства общения.

1

11.10 - 15.10

8

2.8

Правила эффективного общения.

1

18.10 - 22.10

Раздел III Вербальные коммуникации (3 часа)

9

3.9

Особенности вербальной коммуникации.

1

25.10 – 29.10

10

3.10

Барьеры общения. Обратная связь.

1

08.11 – 12.11

11

3.11

Практическое занятие: ролевые игра с элементами выполнения упражнений  «Испорченный телефон»,

«Разговоры». Упражнение  «Мысль одна, а слов много».  Рефлексия.

1

15.11 – 19.11

Раздел IV Невербальные коммуникации (2 часа)

12

4.12

Особенности вербальной коммуникации.

1

22.11 – 26.11

13

4.13

Социальный статус. Жесты, мимика, позы.

1

29.11 –03.12

14

4.14

Практическое занятие: игры: «Зеркало», «Пантомима», «Испорченный видеомагнитофон».

1

06.12 – 10.12

Раздел V Искусство убеждения  (3 часа)

15

5.15

Правила искусства убеждения.

1

13.12 – 17.12

16

5.16

Схема убеждения.

1

20.12 – 24.12

17

5.17

Практическое занятие: упражнения «Убеждение, игры «Комплимент»,  «Прокуроры и адвокаты»,

«Поединок ораторов». Рефлексия.

1

27.12 – 29.12

Раздел VI Эффективные приёмы общения. Общение как обмен информацией.

Деловое общение. Общение по телефону» (3 часа)

18

6.18

Как стать специалистом в деловых переговорах.

1

11.01 - 14.01

19

6.19

Умение вести конструктивный диалог.

1

17.01 - 21.01

20

6.20

Практическое занятие: составить текст объявления типа «ищу работу», «приём на работу».

Игра «Брачный контракт», « Экстренные звонки». Упражнение: «Отправь  SMS  другу». Закрепление материала. Притча: «Как важно правильно слушать». Упражнение  «Самопохвала». Рефлексия.

1

24.01 – 28.01

Раздел VII Конфликты и их разрешение. (5 часа)

21

7.21

Формула конфликта.  Приветствие. Упражнение «Вежливые слова». Теория (конфликтные типы личности). 

1

31.01 - 04.02

22

7.22

Беседа  (как себя вести, если возникла конфликтная ситуация?). Управление конфликтом.

1

07.02 - 11.02

23

7.23

Правила бесконфликтного общения.

1

14.02 - 18.02

24

7.24

Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.

1

21.02 - 25.02

25

7.25

Практическое занятие:  ролевая коммуникативная игра  «Как разрешить конфликт».  Рефлексия, упражнение «Живая анкета». Проигрывание поведения в стрессовой ситуации.

1

28.02 - 04.03

Манипуляции. (2 часа)

26

8.26

Скрытое управление собеседником против его воли. Блок – схема «Защита от манипуляций

1

07.03 – 11.03

27

8.27

Практическое занятие: проигрывание «выхода из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства ».

1

14.03 -18.03

Общение в группе (7 часов)

28

9.28

Что такое малая и большая группы.  Группа и коллектив.

1

21.03 – 25.03

29

9.29

Положение человека в группе и коллективе. Психологический климат в группе и коллективе.

1

05.04 – 08.04

30

9.30

Формальные и неформальные группы.

1

11.04 – 15.04

31

9.31

Радиослушатели и телезрители как большие социальные группы.

1

18.04 – 22.04

32

9.32

Реклама как способ воздействия на людей.

1

25.04 – 29.04

33

9.33

Пользователи Интернета как большая группа.

1

04.05 – 06.05

34

9.34

Групповая коммуникативная игра на сплочение «Ниточка и иголочка»,  «Принятие решений»

1

10.05 – 13.05

35

9.10

Итоговое занятие

1

16.05- 20.05

Итого:

35

26

8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


Информационно-методическое обеспечение, материально- техническое обеспечение:

  1. И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
  2. Байярд Роб. Т., Байярб Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Академ. Проект, 2006. – 208 с.
  3. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
  4. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 198 с.
  5. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
  6. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. – 141 с.
  7. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 249 с.
  8. Имею право. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей/ авторы – составители Мирошкина М.Р. и др. – М., 1999. – 72 с.
  9. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 144 с.
  10. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - М.: Генезис, 2004. – 183 с.
  11. Кипнис М . Тренинг семейных отношений., Часть 2. Родительство.  – М.: «Ось – 89», 2005. – 128 с.
  12. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  13. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинг для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
  14. Обухова Л.Ф. Возрастная психологоия. – М.: Пед-ое общ. России, 1999. – 442 с.
  15. Психология подростков. Учебник. /под ред. Реан А.А. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 С.
  16. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
  17. Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков. Методические рекомендации для социальных педагогов.- Ростов н/Д, 2002. – 67 с.
  18. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. -М.: Новая школа, 1993. – 49 с.
  19. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПБ.: Речь, 2003. – 175 с.
  20. Рвачева Е. Как стать мастером общения? 49 простых правил. – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.
  21. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
  22. Тримаскина И.В. и др. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. – СПБ.: Речь, 2010. – 157 с.
  23. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии Часть 1,2,3. – М.: Генезис, 2005.– 167 с.


КИНО И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:

  1. Х/ф «Вам и не снилось». Драма. СССР, 1980 г. Режиссер: И. Фрез
  2. Х/Ф «Мост в терабитию». Фэнтези. США, 2007 г. Режиссер: Г. Ксуно
  3. К/Ф «Все умрут, а я останусь». Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: В. Гай Германика
  4. Х/ф «Крыша». Драма. Россия, 2009 г. Режиссер: Б. Грачевский
  5. Х/ф «Республика Шкид». СССР, 1966 г., Режиссер: Г. Полока
  6. Методические разработки занятий, диагностические материалы для отслеживания результатов работы.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

www.nebej.ru

Электронная библиотека

www.litru.ru

Журнал «PSYCHOLOGIES»

www.psychologies.ru

Блог школьного психолога

http://schoolpsycholog.blogspot.com

Открытый класс для психологов

http://www.openclass.ru 

Единая коллекция ЦОР

http://school-collection.edu.ru 

Интеллектуальная поисковая система

www.nigma.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психология общения"

Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.Отличительными особенностями программы является то, что содер...

программа "Психология общения" Дорогая НВ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Психология общения»Уровень программы:  ознакомительный.Возраст обучающихся: 13–15 лет.Срок реализации: 1 год.Составители:Дорогая Натал...

Программа "Психология общения"

Программа ориентирована на подростковый возраст, здоровую личность, имеющую в повседневной жизни проблемы в общении и желающих измениться....

Рабочая программа «Психология и выбор профессии»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеоб...

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

Программа «Психология общения»

    Программа «Психология общения» ориентирована на обучающихся 9 класса. Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество в классе выходит для ребят э...

Рабочая программа "Психология игр"

laquo;Психология игры» - программа работы с детьми старшего школьного возраста, направленная на сохранение психологического здоровья.     Учебная деятельность более эффектив...