Рабочая программа занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Цель: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся
Задачи:
• выявление детей «группы риска»;
• обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции;
• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся;
• создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
• создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И АУТОАГРЕССИИ
«ЖИТЬ ЗДОРОВО!»
(наименование учебного предмета/курса)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уровень, ступень образования)
1 ГОД
(срок реализации программы)
Составитель: педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 г Охи им. А.В. Беляева
Храмова Нелли Валерьевна
Оха
2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков. Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место. В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.
В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу психолога с родителями, педагогами и детьми.
Данная программа направлена на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей и подростков, в том числе учащихся с ОВЗ, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции. Программу можно использовать в работе с детьми и подростками проявляющими признаки суицидального и аутоагрессивного поведения.
Цель: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся
Задачи:
• выявление детей «группы риска»;
• обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции;
• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся;
• создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
• создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.
В основе курса лежат следующие принципы:
• Принцип добровольного участия как во всей программе, так и в отдельных упражнениях и занятиях;
• Принцип учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности подросткового возраста;
• Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, их полном доверии друг другу;
• Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятий. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект;
• Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем;
• Принцип постоянного состава группы. Группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии;
• Принцип конфиденциальности. Участники группы должны быть полностью уверены в конфиденциальности информации, высказываемой в ходе занятий. Аудио- или видеозапись занятий делается только с согласия членов группы.
Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации программы:
• формирование адекватной самооценки;
• повышение ответственности подростков за собственные поступки;
• развитие способности к самоанализу и контролю поведения;
• формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению;
• формирование умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
• раскрытие творческого потенциала подростков.
Условия реализации программы:
• Наличие групповой комнаты или другого помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья), для активной деятельности (ковёр);
• Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования, как к педагогу, выполнению поставленной цели;
• Умение использовать свой психологический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия воспитателей и родителей и создание возможности сделать их своими единомышленниками.
Материалы и оборудование:
Для проведения занятий используется сенсорная комната или зал, фонотека музыкальных компакт-дисков для релаксации, включающая аудио-иллюзии, водные стихии, звуки океана и леса, канцелярские принадлежности, ксерокопии бланков приложен.
Контроль результатов программы:
Первичная и контрольная диагностика.
Содержание программы: Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по профилактике суицида среди подростков. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные педагогами и психологами: Сакович Н.А., Александрова Н.А., Грецов А.М., Фридман Л.М., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. и др. Часть игр и упражнений были разработаны нами самостоятельно, а некоторое количество игр были нами дополнены. Каждое занятие в рамках курса является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Срок реализации программы: программа реализовывается 1 год, 1 раз в месяц.
Программа рассчитана на 12 занятий.
Структура занятия:
1.Ритуал приветствия
2.Введение в тему предстоящего занятия.
3. Упражнения и игры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
4. Рефлексия занятия.
5. Ритуал прощания.
Форма работы: групповая.
Основные методы: игры, упражнения.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Проведение занятий: 1-2 раза в месяц.
Количество человек: 2-10 человек.
Формы, методы, технологии обучения
Формы организации образовательного процесса:
- Индивидуально-обособленная
- Работа в парах
- Групповая
Методы:
- Мозговой штурм
- Ролевые игры
- Коммуникативные игры
- Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект
- Методы релаксации
- Сказкотерапия
Технологии обучения:
- Развивающего обучения
- Личностно ориентированного образования
- Игровые
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Цель | Содержание занятия |
1 | «Живое имя» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свои имена и что они означают) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Как тебя звать», «Радуга на камне», «Живое имя») 4. Рефлексия занятия (Притча «Сад») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
2 | «Моя футболка»
| Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения, самопознание. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют своё умение одеваться, свой стиль) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Надписи на футболках» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Про счастье») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
3 | «Мой портрет» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свою внешность) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Два портрета» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Жители города») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
4 | «Если бы я был цветком» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свою фигуру, осанку) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Если бы я был цветком» ) 4. Рефлексия занятия (Обсуждение) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
5 | «Кто я?» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помощь подросткам в поиске своих собственных ответов на классические вопросы юношеского возраста. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют себя в будущем) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Кто я?» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «В поисках судьбы») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
6 | «Дерево» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свой сад) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Дерево» ) 4. Рефлексия занятия (Обсуждение) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
7 | «Прощание с…» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют от чего они бы избавились) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Прощание с…») 4. Рефлексия занятия (Притча «Адский огонь») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
8 | «Ценности в жизни» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Осознание того, какие ценности подростки переняли у близких людей и других значимых для них лиц, определить источник этих убеждении и критически оценить, насколько они согласны с ними на данном этапе своего развития. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники высказывают свои представления о ценностях жизни) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Переоценка ценностей») 4. Рефлексия занятия (Обсуждение) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
9 | «Мои ценности» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помочь участникам лучше осознать свое отношение к различным ценностям, развитие фантазирования. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свои собственные ценности) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Ценности и символы» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Два волка») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
10 | «Мое имущество» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помочь понять, чем из своего имущества они дорожат больше всего на данный момент. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники говорят о дорогой им вещи и почему) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Моё имущество») 4. Рефлексия занятия (Притча « Ворота, верёвка, осёл») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
11 | «Мандала и мантра» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Предоставить участникам возможность сосредоточиться на собственных ценностных представлениях и идеалах. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники говорят о своём поступке, которым можно гордится) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Мандала и мантра») 4. Рефлексия занятия (Притча «Стрела») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
12 | «Мое будущее» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помочь понять и осознать то, что действительно важно для подростков в жизни, развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни и моделировать собственное будущее. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники говорят о себе в будущем) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Я в будущем») 4. Рефлексия занятия (Притча «Взгляни на небо») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 153с.
- Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 196 с.: ил. – (Психологический практикум).
- Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян.– СПб.: Питер, 2006. – 224с.
- Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.
- Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 144с.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекционно-развивающей по программе «Жить здорово!»
ФИ ___________________________________________________ КЛАСС______________
Режим работы: 1 раз в неделю
Продолжительность занятия: 30 мин
№ п/п | Тема занятия | Цель | Методические приемы | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
1 | «Живое имя» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свои имена и что они означают) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Как тебя звать», «Радуга на камне», «Живое имя») 4. Рефлексия занятия (Притча «Сад») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 18.02 | |
2 | «Моя футболка»
| Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения, самопознание. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют своё умение одеваться, свой стиль) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Надписи на футболках» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Про счастье») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 25.02 | |
3 | «Мой портрет» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свою внешность) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Два портрета» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Жители города») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 04.03 | |
4 | «Если бы я был цветком» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свою фигуру, осанку) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Если бы я был цветком» ) 4. Рефлексия занятия (Обсуждение) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 11.03 | |
5 | «Кто я?» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помощь подросткам в поиске своих собственных ответов на классические вопросы юношеского возраста. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют себя в будущем) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Кто я?» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «В поисках судьбы») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 18.03 | |
6 | «Дерево» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свой сад) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Дерево» ) 4. Рефлексия занятия (Обсуждение) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 01.04 | |
7 | «Прощание с…» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют от чего они бы избавились) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Прощание с…») 4. Рефлексия занятия (Притча «Адский огонь») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 08.04 | |
8 | «Ценности в жизни» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Осознание того, какие ценности подростки переняли у близких людей и других значимых для них лиц, определить источник этих убеждении и критически оценить, насколько они согласны с ними на данном этапе своего развития. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники высказывают свои представления о ценностях жизни) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Переоценка ценностей») 4. Рефлексия занятия (Обсуждение) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 15.04 | |
9 | «Мои ценности» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помочь участникам лучше осознать свое отношение к различным ценностям, развитие фантазирования. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свои собственные ценности) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Ценности и символы» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Два волка») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 22.04 | |
10 | «Мое имущество» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помочь понять, чем из своего имущества они дорожат больше всего на данный момент. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники говорят о дорогой им вещи и почему) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Моё имущество») 4. Рефлексия занятия (Притча « Ворота, верёвка, осёл») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 29.04 | |
11 | «Мандала и мантра» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Предоставить участникам возможность сосредоточиться на собственных ценностных представлениях и идеалах. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники говорят о своём поступке, которым можно гордится) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Мандала и мантра») 4. Рефлексия занятия (Притча «Стрела») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 06.05 | |
12 | «Мое будущее» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помочь понять и осознать то, что действительно важно для подростков в жизни, развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни и моделировать собственное будущее. | 1. Ритуал приветствия «Какой я» (участники говорят о себе в будущем) 2. Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Я в будущем») 4. Рефлексия занятия (Притча «Взгляни на небо») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» | 13.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"
Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Коррекционно-развивающее занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Мои жизненные ценности».
Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия для физического и психологическ...
Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности»
Цели:- формирование ценностного отношения обучающихся к жизни;- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей;- расширение репертуара конструктивных способов с...
Тренинговые занятия с младшими подростками по профилактике суицидального поведения.
Данные занятия были апробированы мною на обучающихся 5-х классов, имеющих высокий уровень склонности к депрессивному состоянию. В данной разработке представлено 3 тренинговых заняти...
Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками
Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....
Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности».
Цели: - информировать подростков о причинах суицидов;- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения свер...