Коррекционно-развивающее занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Мои жизненные ценности».
план-конспект по психологии на тему

Кузнецова Лариса Николаевна

        Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия  для физического и психологического здоровья. Пагубные последствия имеют переживания, связанные с семейными конфликтами, с потерей близкого человека, расставанием, переездом и другими жизненными проблемами.  Такие ситуации встречаются  во многих сферах жизни, включая семью, межличностные отношения, учебу, работу.

        Депрессии подвержено около 5% детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Общая распространённость депрессии в юношеском возрасте составляет от 15 до  40 %. Высокая вероятность суицидов. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, поможет избежать трагедий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия 44 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие для подростков

по профилактике суицидального поведения

«Мои жизненные ценности».

Составитель: педагог-психолог

Кузнецова Л.Н.

       Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия  для физического и психологического здоровья. Пагубные последствия имеют переживания, связанные с семейными конфликтами, с потерей близкого человека, расставанием, переездом и другими жизненными проблемами.  Такие ситуации встречаются  во многих сферах жизни, включая семью, межличностные отношения, учебу, работу.

        Депрессии подвержено около 5% детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Общая распространённость депрессии в юношеском возрасте составляет от 15 до  40 %. Высокая вероятность суицидов. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, поможет избежать трагедий.

Цель занятия: профилактика суицидального поведения подростков.

Задачи: формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем; формирование ценности жизни и здоровья, формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей.

Оборудование: просторное помещение, стулья по количеству участников, шариковые ручки, доска, бумажные сердечки, разноцветные воздушные шары.

Целевая аудитория: обучающиеся (дети «группы риска») 8-11 кл.

Время: 45 мин.

Ход занятия.

Педагог-психолог: Здравствуйте! Наше занятие называется «Мои

жизненные ценности». Прислушайтесь внимательно к таким строчкам:

У каждого из нас есть точка срыва,

Когда становится на сердце тяжело,

Когда нам кажется, что падаем с обрыва,

И жизнь становится, как черное пятно…

У каждого из нас есть луч надежды,

И кто-то очень близкий и родной

Не даст тебе упасть в пучину бездны,

И скажет: «Ты не бойся, я с тобой!»

Упражнение 1. «Жизнь - это самое главное».

Цель – осознать и понять важность самого главного в жизни.

Необходимо снять романтизацию с темы суицида,  объяснить, что это не геройство. Ведь «лайков» в сети погибший человек не увидит никогда. Рассказать детям о том, что смерть – это небытие, пустота. Можно предложить всем замолчать на минуту и закрыть глаза,  и провести это время в полной тишине. Далее расспросить детей о том, что они больше всего на свете любят, можно записывать все, что они говорят. Потом взять все написанное и перечеркнуть, сказав, что наступает темнота и … нет ничего.

     Дальше подвести итог, рассказав, что детям, находящимся здесь очень повезло родиться, ведь: папа и мама могли не встретиться. Есть дети, тяжелобольные, и они очень хотят жить, борются за жизнь каждый день. Предложить как-то помочь таким детям, например: написать письма, подарить игрушки, сходить в гости.  И еще раз попросить обратную связь о том, что лучше: Жизнь или Смерть.

Упражнение 2.  «Жизненный смысл».

Цель упражнения: формирование мотивации выживания для людей с  серьезными заболеваниями, для детей находящихся в состоянии депрессии и для расширения источников смысла жизни.

Алгоритм упражнения:

 Этап-1. Ищем смыслы жизни. Обучающиеся  пишут все, что радует их больше всего, иными словами все, что является для них смыслом жизни. Для детей это может быть: поход в кино, гаджеты, игрушки, поездка к морю, новые друзья, «вкусняшки» и т.д. Обучающиеся в порядке очередности делятся своим списком. Выигрывает тот, кто назвал (написал) больше всего смыслов жизни. Этому участнику дается поощрительный приз.

Этап-2. Получаем волшебную "валюту". Определяем наиболее экзотичные смыслы и  оцениваем их сердечками. Чем реже встречается смысл, тем больше сердечек за него даём. Важно объяснить условие заранее, чтобы пробудить у подростков креатив и дух соревнования.

 Например:  1 раз = 5 сердечек; 2 раза  = 4 сердечка; 3 раза = 3 сердечка;

4 раза = 2 сердечка; 5 раз = 1 сердечко.

Этап-3. Открываем  Ярмарку жизненных смыслов.
Дети могут «купить»  друг у друга понравившиеся им смыслы жизни.
За приобретение определенного вида смысла жизни обучающиеся расплачиваются «валютой», заработанной на втором этапе.
Если не хватает сердечек, можно попросить, поделиться смыслом безвозмездно, обратиться к участнику группы со словами: «Юля, я тоже хочу полюбить английский язык и сделать его своим смыслом жизни. Можешь поделиться со мной?»


Этап-4. Обсуждение.  

      Участники игры рассказывают друг другу, какие жизненные смыслы стали для них открытием, что еще они могли бы добавить в свой список.   

Упражнение 3. «Энергия позитива».

Не просто слушаем позитивные доводы о том, что жизнь прекрасна, а наполняем ими пространство!

Делается это так:

1. Возьмите воздушный шарик, цвета, который Вам больше всего нравится;

2. На вдохе произносите по порядку все Ваши позитивные утверждения, по одному на каждый вдох и выдыхайте их в шарик! Наполним шарики  энергией позитива!

       Педагог-психолог: «Что вы чувствовали, в процессе работы? Какие эмоции испытывали? Прибавилось ли у вас уверенности для прохождения новых этапов жизни?

В добрый путь!

Литература:

1. Грецов А.Г.  Психологические тренинги с подростками. Питер 2008;

2. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. Москва, 2016;

3. Сайт. https://www.b17.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения

Статистика суицидов сегодня весьма впечатляющая. По данным ВОЗ, максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года. Профилактика суицидального поведения школьников – весьма важное направление...

Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения

Программа занятия для старшеклассников (8-11 класс), направленного на профилактику суицидального поведения среди учащихся. Пригодится в работе педагога-психолога или социального педагога....

Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"

Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия:  содействие  социальной адаптации подростков через осознание отве...

программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"

Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями  повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Тематическое мероприятие на тему: «Жизнь- как ценность" (профилактика суицидального поведения у подростков 7-9 классов)

Данное мероприятие  содействует развитию позитивного отношения к жизни, развитию любви к себе, даёт навыки разрешения проблемных ситуаций. На занятии подростки познакомятся  с эффективн...

Профилактика суицидального поведения. Психологическая защита воспитанников в сложных жизненных ситуациях

Доклад на тему: «Профилактика суицидального поведения. Психологическая защита воспитанников в сложных жизненных ситуациях.»...