Профилактика суицидального поведения. Психологическая защита воспитанников в сложных жизненных ситуациях
статья

Левина Екатерина Станиславовна

Доклад на тему: «Профилактика суицидального поведения. Психологическая защита воспитанников в сложных жизненных ситуациях.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levina_e.s._doklad_na_mo.docx189.7 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Левина Екатерина Станиславовна,

педагог-психолог

Доклад на тему:

«Профилактика суицидального поведения. Психологическая защита воспитанников в сложных жизненных ситуациях.»

В последние месяцы на телеэкранах и страницах газет все чаще мелькают сообщения о подростковых самоубийствах. Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств, причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучением проблемы суицидов в детско-подростковой среде занимаются зарубежные и отечественные специалисты (Д.С. Исаев, К.В. Шерстнев, Лукас, Г. Сейден и др.) по их данным, в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

        В социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, как правило, попадают дети, входящие в «группу риска» суицидального поведения. Трудная жизненная ситуация, конфликты в семье и дома, утраты близких людей, отсутствие личностного доверительного общения с людьми, чувство отчужденности приводит ребенка к потере смысла жизни.

         Цель психолога Центра – это осуществление профилактической работы по суицидальному поведению среди воспитанников.

Как заметить надвигающий суицид?

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии:

  1. Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»;
    «Я не могу так дальше жить».
  2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  1. Много шутит на тему самоубийства.
  2. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

  1.  Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде — есть слишком мало или слишком много; во сне — спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуативные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  1. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
  2. Предпринимал раньше попытки суицида.
  3. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  4. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  5. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Этапы профилактики суицида

в социально-реабилитационном учреждении для несовершеннолетних

1. Первичная профилактика суицида

Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.

В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска.

В рамках повышения компетентности педагогов и родителей следует разработать для них памятки, в которых будет содержаться информация, как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что делать, если ребенок высказывает суицидальные намерения. Для этой же аудитории целесообразно пригласить медиков с лекцией по проблематике депрессии и суицидального риска. По вопросам проблемных взаимоотношений с ребенком для родителей и педагогов должна быть организована консультативная психологическая помощь.

Каждый случай сотрудники СППС должны оценить с точки зрения сложности, распределить ответственность, решить вопрос привлечения других специалистов (медиков, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста по вопросам опеки и попечительства, юриста и др.), определить примерные сроки, в течение которых будут решены проблемы ребенка, и пр. По сути, это обычная работа по сопровождению подростков группы риска, где дополнительной задачей является профилактика суицидального риска.

Для группы риска уже необходимо проведение более подробного диагностического обследования, тем более что это является частью психолого-педагогического сопровождения.

 Предлагаем следующие методики:

  • Патохарактерологический опросник (Личко).
  • Тест фрустрационной толерантности (Розенцвейга).
  • Опросник суицидального риска (ОСР).
  • Опросник социально-психологической адаптации (Роджерса–Даймонда).
  • Шкала самооценки уровня тревожности (Спилбергера–Ханина).
  • Опросник агрессивности (Баса–Дарки).

Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений (Подмазина С.И.), которые покажут область эмоционального напряжения и актуальность намерения.

Работа с семьей подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние, должна носить комплексный характер.

Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида

На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов.

Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень риска по суициду.

Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации.

Участвовать в работе консилиума.

Участвовать в разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения. Включить подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация.

        2. Вторичная профилактика суицида

Вторичная профилактика осуществляется с группой воспитанников, в трудной ситуации, высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства.

Основная задача — предотвращение суицида.

В первую очередь перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска самоубийства.

Существует три степени риска:

  • незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов);
  • средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации);
  • высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Оценить степень риска педагог-психолог может, используя следующие диагностические методы:

  • опросник суицидального риска (ОСР);
  • карта риска суицидальности;
  • шкала оценки риска суицида (Патерсона);
  • шкала безнадежности (Бека).

В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.

Первоочередные (начальные) задачи психолога при незначительном риске суицида.

Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.

Проработать суицидальные чувства.

Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.

Направить к психотерапевту (психиатру).

Организовать встречу  через определенное время и наладить постоянный контакт.

Задачи психолога при наличии риска средней степени

Предложить подростку эмоциональную поддержку.

Проработать суицидальные чувства.

Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства).

Обсудить альтернативы самоубийства.

Заключить контракт.

Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее.

Связаться с семьей, друзьями.

Задачи психолога при наличии высокого риска суицида

Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту.

При необходимости удалить орудия самоубийства.

Заключить контракт.

Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.

Информировать семью.

Для педагогов надо организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с группой риска на период преодоления кризисной ситуации. Для родителей — индивидуальные консультации.

3. Третичная профилактика суицида

Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения.

В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.

Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки. По мнению Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева, существуют три главных компонента ближайшего постсуицида:

  • актуальность конфликта,
  • степень фиксированности суицидальных тенденций,
  • отношение к совершенной попытке.

Задача специалистов СППС получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.

Исаев и Шерстнев выделяют четыре типа постсуицидальных состояний:

Критичный. Конфликт утратил актуальность. Суицидальных тенденций нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен.

Манипулятивный. Актуальность конфликта уменьшилась, но за счет влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно легкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу скорее демонстративно шантажного характера.

Аналитический. Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида актуален, однако суицидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток будет искать способы решения конфликта, если не найдет — возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода.

Суицидально-фиксированный. Конфликт актуален, причем характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жесткий контроль.

При организации третичных профилактических мероприятий в школе после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента как правило, испытывает вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство. По мнению К. Лукаса и Г. Сейдена, обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы - это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам (педагогам, включенным в ситуацию) поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся (особенно задающих вопросы) должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

Специфика профилактической беседы с суицидентом

Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа  с  суицидентом. Специфика ее состоит в следующем:

1. Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы  невзначай, обратиться  с какой-либо  несложной просьбой или поручением, повод для встречи).

2. При выборе места  беседы   главное,  чтобы не было посторонних лиц (никто не     должен прерывать  разговора, сколько бы он не продолжался).

3. Желательно спланировать встречу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами.

4. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас ничего нет.

Профилактическая беседа  должна включать в себя  4 этапа.

Начальный этап - установление эмоционального    контакта     с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающей доверия.

Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.

Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап - окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли; то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние – явление временное;
  • что его жизнь нужна его родным, близким, друзьям и уход из жизни     станет для них тяжелым ударом;
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу  его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педсовете по теме "О мерах по профилактике суицидального поведения воспитанников в условиях детского дома-школы"

Данная презентация была разработана в процессе подготовке к педсовету. Она основана на статистических материалах и нормативных документах. Содержание включает в себе не только причины и описание суици...

Социально-психологическая поддержка школьников, попавших в сложную жизненную ситуацию

В данной статье рассматривается одна из важнейших психологических проблем школьников..Дети, ещё не сформировались как личность, и поэтому учителя и социальные работники должны выявлять таких подростко...

Коррекционно-развивающее занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Мои жизненные ценности».

      Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия  для физического и психологическ...

Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками

Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....