Социально-психологическая поддержка школьников, попавших в сложную жизненную ситуацию
статья по психологии по теме

Арутюнян Марина Михайловна

В данной статье рассматривается одна из важнейших психологических проблем школьников..Дети, ещё не сформировались как личность, и поэтому учителя и социальные работники должны выявлять таких подростков, у которых существуют проблемы.Школьники, попавшие в сложную жизненную ситуацию, нуждаются в защите и социально- психологической поддержке. Поэтому социальные работники и психологи просто обязаны защищать и принимать оптимальные действенные решения по отношению к учащимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-психологическая поддержка школьников, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Симптомы неблагополучия ребёнка(школьника).

        Практика показывает, что две главные сферы обитания ребенка (являющиеся  также главными институтами влияния на его воспитание) – это сферы системы образования и семьи. Известно, что большинство проблем школьника образуются вследствие влияния этих институтов. Поэтому, если мы рассматриваем проблему уличных детей(школьников), то «уличность» этих школьников, их нахождение вне дома и вне школы, когда им нужно было бы там находиться, – это только следствие, индикатор неблагополучия этих детей .

          Общество видит уже такие симптомы, которые свидетельствуют о заметном социальном неблагополучие. Симптомы социального неблагополучия школьника:

-  непосещение школы.

- употребление наркотических веществ, алкоголя и других психоактивных веществ.

- уход из дома, из семьи.

Принятие действенного решения для помощи школьникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

  Под принятием решения понимается  наиболее эффективный способ решения этой проблемы из других способов решения.

Для принятия действенного решения в помощь школьникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, рассмотрим основные характеристики, являющиеся обязательными и необходимыми для принятия правильного решения, которые в названном случае можем считать характеристиками эффективности. Решение должно быть:

- законным,

- персонально адресным,

- квалифицированным.

Эффективным по отношению к несовершеннолетнему, оказавшемуся в тяжёлой ситуации в жизни, является решение, принятое  на основаниях законов и является адресным и квалифицированным. 

Защита прав школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 Школьники, которые находятся в сложной ситуации, имеют право быть защищёнными со стороны органов государственной власти.

Защита прав школьников, которые оказались в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти разных уровней: законодательной и исполнительной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления. Российское государство  обязуется защищать права детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в судебном порядке.

Государством создаются специальные социальные службы для детей, в которых по определённым программам ведётся работа с детьми по реабилитации, социализации в обществе. С детьми ведётся целенаправленная работа психологами и педагогами- воспитателями  высшего уровня. К таким реабилитационным центрам можно отнести армавирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка», в котором временно содержатся дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию (дети, внезапно осиротевшие, дети родителей-алкоголиков, дети, чьи родители находятся на стадии лишения родительских прав и т. д.)  В данных учреждениях проводится оценка психологического состояния ребенка, также оценка физического его здоровья. Меры по социальной реабилитации ребёнка проводятся данными службами самостоятельно или в содружестве с образовательными и здравоохранительными учреждениями.

Вывод.

     В целом мы можем говорить, о том, что:

        1.  Эмоциональный фактор является залогом успешности сложного процесса преодоления ребёнком возникших перед ним жизненных проблем.

        2. Каждый ребёнок индивидуален и поэтому пути преодоления им трудных жизненных ситуаций зависят от его пола, поведенческого, эмоционального когнитивного уровней. Пути преодоления сложных жизненных ситуаций мальчиков формируются на основе высокой самооценки, индивидуальной способности рассчитывать на свои силы при решении трудных жизненных ситуаций и в плане поведения отличаются большей агрессивностью и стереотипностью, а пути преодоления трудных ситуаций девочками имеют в своей основе объективную самооценку и отличаются оригинальностью и значимостью общения в социуме .

         3. Трудные ситуации в жизни школьников существуют не только  в таких областях  деятельности ребёнка как семья и общение со сверстниками, а затрагивают и социальный институт под названием школа.              

         4.  Путь преодоления трудностей в жизни школьника, можно выбрать на основании цветового предпочтения ребёнка.

Список  использованной литературы.

  1. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2009. – 212 с.
  2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М, 2009. 439 с.
  3. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование, 2011. - № 6.
  4. Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи. – М, 2009. – 202 с.
  5.  Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2008. – 189 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

   В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а н...

Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

«Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...

Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несоверш...