Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
статья

Цыганова Дарья Сергеевна

В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несовершеннолетними, попавшими в ТЖС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая поддержка детей,

попавших в трудную жизненную ситуацию

Введение

Эпоха социально-экономических и политических перемен, которая коснулась нашей страны, несомненно, влияет на российское общество, однако, к сожалению, не всегда положительно. Особенно заметно периоды реформ, кризисов и общественных волнений сказываются на незащищенных слоях населения, в том числе на детях. Будучи самой уязвимой категорией, детство нуждается в активной, регулярной поддержке со стороны государства и общества.

Несовершеннолетние граждане, столкнувшись с тяжелыми, непосильными для их возраста и уровня развития обстоятельствами, не всегда способны самостоятельно их преодолеть, и тогда они приобретают статус детей «группы риска» или несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию (далее — в ТЖС). В России, к несчастью, данный статус нередко встречается среди детей и их семей. По данным Федеральной службы государственной статистики за последние годы произошло увеличение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (к 20.12.2017г.), увеличение числа детей-инвалидов по стране (2016г.), а также зафиксировано 53 тысячи преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (2016г.) Количество асоциальных и малоимущих семей, а также детей, оставшихся без надзора родителей, не идет на спад, а число неполных семей ежегодно растет. Категория «трудная жизненная ситуация» имеет множество подкатегорий, и каждая из них требует помощи и поддержки не только со стороны государства, но и со стороны специалистов-профессионалов разных сфер жизнедеятельности, в том числе и социальных педагогов.

Направления деятельности социального педагога разнообразны, но основную часть работы составляет взаимодействие с несовершеннолетними, попавшими в «группу риска». Помимо первичной профилактики по выявлению детей данной категории, социальный педагог проводит ряд мер по коррекции трудной ситуации ребенка и его реабилитации, используя при этом различные формы и методы по работе с детьми и семьями. Такую помощь несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, составляет технология социально-педагогической поддержки детей данной категории.

Теоретические вопросы явления трудной жизненной ситуации

Разные источники дают свое понятие трудной жизненной ситуации. Так, в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной социальной помощи" указано, что это обстоятельство (обстоятельства), нарушающее жизнедеятельность человека, последствия которого он не в состоянии преодолеть собственными силами. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" содержит похожее определение несовершеннолетних граждан, попавших в ТЖС: ими становятся дети, которые оказались во власти обстоятельств, объективно нарушающих условия их жизнедеятельности, не поддающиеся самостоятельному решению со стороны ребенка и его семьи. Автор множества статей и учебника по социальной педагогике, профессор Л.В. Мардахаев трудной ситуацией обозначает положение, в котором оказался человек, серьезно сказывающееся на его благополучии и безопасности, из которого он не может выйти самостоятельно, сохраняя собственное достоинство. Во всех возможных понятиях данного явления сохраняются основные черты: это угроза жизнедеятельности, нарушение социальных функций человека, трудности в связи с самостоятельным выходом из ситуации и нужда в сторонней помощи. В контексте детства трудная жизненная ситуация затрагивает жизнь и развитие ребенка, его психическое и физическое здоровье, юридические права, социальное благополучие, а также функционирование его семьи.

Проблема трудной жизненной ситуации вплотную соприкасается с такими явлениями, как группы риска и социально-опасное положение. Если между первым явлением и феноменом ТЖС нет принципиальных различий, то социально-опасное положение от рассматриваемой проблемы отличает факт применения любого вида насилия над ребенком.

Причины, определяющие несовершеннолетнего в ТЖС, разнообразны. Часто в проблеме ребенка фигурируют сразу несколько источников его неблагополучия: одни связаны с внешними факторами, не зависящими от самого ребенка; другие напрямую связаны с его личностью и поведением. Объективные основы проблемы существуют в виде обстоятельств, которые несовершеннолетний не в силах избежать или изменить. В их число входят:

  • природно-климатические условия: природные катастрофы, тяжелые или экстремальные климатические условия среды, плохая экология;
  • демографические условия: перенаселение, как следствие отсутствия контроля рождаемости государством; либо превосходство смертности над рождаемостью, связанное, как правило, с понижением уровня жизни граждан страны;
  • политические условия: политический режим (тоталитарный и авторитарный, к примеру) и господствующая идеология, наличие внутренних и внешних военных конфликтов, политических трансформаций, неэффективность существующей законодательной базы;
  • экономические условия: отсутствие развития экономической системы страны, высокий уровень безработицы и бедности населения;
  • социальные условия — параметры, характеризующие общество: соотношение социальных классов (превалирование низшего слоя), необразованность граждан, особенности менталитета, отсутствие традиций и культуры, национального самосознания жителей страны, особенности полоролевой структуры общества;
  • условия поселения — имеются ввиду населенные пункты и особенности проживания в них. К примеру, деревенские жители больше сплочены между собой и открыты в общении, чем городские, но они, как правило, не имеют широкого выбора в путях самореализации.
  • особенности микросоциума ребенка — то есть его окружения (семьи, друзей и сверстников, учителей): статус семьи (неполная, малоимущая и так далее), стиль воспитания (авторитарный, индифферентный), отсутствие семейных традиций и общности членов семьи.
  • биологический фактор — иными словами — психофизическое здоровье ребенка, которое зависит от условий протекания беременности, наследственности, врожденных и приобретенных заболеваний.

Факторы, поддающиеся влиянию личности и зависящие от нее, называются субъективными и выражаются в психологических характеристиках, таких как:

  • темперамент;
  • наличие акцентуаций характера;
  • психологические особенности: повышенная агрессивность, внушаемость, слабый самоконтроль, отсутствие навыка построения дипломатичных отношений, эгоизм и прочие черты характера.

Существует перечень категорий детей, попадающих под понятие ТЖС:

  • дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Имеются ввиду дети с особенностями в психическом и/ или физическом развитии;
  • дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф,
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,
  • дети — жертвы насилия, физического, психологического, сексуального или насилия, существующего в виде пренебрежения нуждами ребенка;
  • дети, отбывающие наказания в колониях для несовершеннолетних,
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Подразумеваются специальные школы закрытого и открытого типа для детей с девиантными формами поведения, а также центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей;
  • дети из малоимущих семей,
  • дети из неполных семей,
  • дети из многодетных семей,
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Названные категории подразумевают прекращение выполнения обязанностей родителями по отношению к своему ребенку по причине: смерти, отказа от ребенка, отказа, осознанного или нет, в выполнении данных обязанностей (безнадзорность ребенка), ограничения в родительских правах или лишения их вовсе;
  • дети, столкнувшиеся с любыми другими условиями, угрожающими их безопасности жизнедеятельности и нарушающими их права.

В России существует законодательная база, определяющая права несовершеннолетних, в том числе детей в ТЖС, и регулирующая работу соответствующих учреждений. Список основных нормативно-правовых актов, на которые опирается наша социальная защита детства, представлен в Приложении А.

Социально-педагогическая деятельность с детьми, попавшими в ТЖС

Профессия социального педагога напрямую связана с работой с несовершеннолетними, оказавшимися в ТЖС, и их семьями. Цель социально-педагогической деятельности заключается в создании безопасной и психологически благоприятной атмосферы, способствующей развитию и социализации личности ребенка, с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. Поскольку изучаемая категория несовершеннолетних, в силу особых обстоятельств, лишена возможности счастливо проживать период детства и юности, не испытывая при этом потребностей в чем-либо, основной целью специалиста в работе с такими детьми становится восстановление их прав, шанса самореализоваться, обеспечение безопасности их жизнедеятельности и оказание всесторонней поддержки. Задачи, способствующие выполнению социально-педагогической миссии, заключены в следующих направлениях:

  • профилактическая деятельность — первое, чем занимается социальный педагог в учреждении. Подразумевает первичную диагностику, или сбор данных всех несовершеннолетних и их семей, выявление и ведение учета известных категорий детей в ТЖС, а также проведение профилактических мероприятий;
  • непосредственно в работе с детьми в ТЖС — определение уровня опасности ситуации для ребенка. В случае, если существует прямая угроза его жизни, необходимо немедленно поместить подопечного в безопасную для него среду;
  • коррекционная деятельность: устранение влияния на ребенка факторов, способствовавших появлению и развитию его трудной жизненной ситуации;
  • работа с самим ребенком, что подразумевает способствование к получению и оказание всесторонней поддержки и помощи: социально-педагогической, психологической, юридической, медицинской, социально-бытовой;
  • работа с семьей, а именно — повышение педагогических возможностей семьи, а также оказание помощи вышеназванных направлений;
  • взаимодействие с иными специалистами, работниками учреждений, необходимое для решения проблемы ребенка и его семьи;
  • работа со средой учреждения, что включает в себя создание благоприятной атмосферы для подопечного, а также составление педагогических рекомендаций для работников учреждения;
  • совершенствование собственных знаний и навыков, разработка инновационных методов в работе с клиентами в ТЖС, повышение квалификации.

Работу социального педагога с несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации можно разделить на несколько этапов:

1. Диагностический. Цель этапа: сбор информации по клиенту и его проблеме.

После выявления требующего помощь ребенка или поступления на работу с ним запроса, источником которого может являться как сам ребенок, так и члены его семьи или учителя, специалист начинает свою деятельность сбором дополнительной информации или вторичной диагностикой. Уточнять проблему клиента социальный педагог вправе с помощью известных методов беседы, анкетирования, опосредованного и прямого наблюдения, анализа документации, рейда по месту жительства. Итоговыми документами диагностики обычно становятся паспорт семьи, акт обследования жилищно-бытовых услуг, интерпретации проведенных методик, протокол беседы, характеристика ребенка.

Этот же этап предполагает изучение социальным педагогом литературы, касающейся проблемы ребенка, и пополнение необходимых теоретических знаний.

Собрав достаточное количество информации, педагог может сделать вывод о том, входит ли проблема ребенка в категорию ТЖС, оценить ее серьезность и затем приступить к дальнейшим действиям.

2. Планировочный. Цель этапа: определение порядка взаимодействия клиента со специалистом.

После сбора анамнеза социальный педагог может более тщательно распланировать свою работу с конкретным ребенком и проблемой. На данном этапе специалист отмечает для себя цели, которые необходимо достичь в работе с клиентом, рассчитывает количество встреч, сроки работы, а также технологии и формы взаимодействия с подопечным. Подробность плана и долгосрочность работы зависят от тяжести ситуации, с которой к педагогу попал несовершеннолетний: в некоторых проблемах опытный специалист поможет ребенку за пару консультаций; в остальных же случаях необходимо прибегать к социально-педагогическому сопровождению или патронажу. Планирование в рамках данной технологии предполагает не только определение числа консультационных сессий, тренингов, ряда социально-педагогических методов, но и учет возможных рисков и компенсаторных факторов, обозначение ресурсов, составление критериев оценки эффективности проводимой работы, четкое представление ожидаемого результата. В процессе составления программы сопровождения специалист опирается на конкретные даты, особенно если речь идет о встречах с семьей ребенка, периодических посещениях их места жительства и о работе со специалистами иных ведомств.

В особо тяжелых ситуациях или случаях, где, например, специалист работает с ребенком с ОВЗ или инвалидностью, целесообразным будет составить индивидуальную программу реабилитации ребенка, где более подробно планируется получение медицинской или юридической помощи, а также организация доступной среды.

О завершении данного этапа свидетельствует логичный, хорошо спланированный  и согласованный с клиентом алгоритм дальнейшей работы с ним.

3. Реализационный. Цель: социально-педагогическая коррекция и реабилитация ребенка.

На данном этапе специалист реализует свой составленный план, в котором, как указывалось ранее, педагог определяет формы и методы, используемые в работе. Главными задачами для него становятся: устранение или минимизация влияния всевозможных рисков и факторов, приведших ребенка к трудной ситуации, и восстановление и защита законных прав подопечного.

Любое решение ситуации включает в себя взаимодействие с самим несовершеннолетним и с его семьей. Главной формой работы с клиентом остается социально-педагогическое консультирование, способное, в зависимости от целей, выполнять множество функций, таких как:

  • психокоррекционная функция — предполагает работу над индивидуальными психологическими чертами родителя или ребенка, повышение психологической культуры семьи, обучение приемам сублимации, снятия стресса или снижения уровня внутренней агрессии, словом, коррекция тех субъективных факторов, способных сделать человека жертвой каких-либо обстоятельств;
  • просветительская функция — информирование клиентов по темам, в которых педагог считает себя компетентным. Таковыми могут быть: вопросы семейного воспитания, в том числе ухода за ребенком; права детей, обязанности родителей и законодательная система; вред или польза определенного образа жизни; вопросы профориентации; профилактика заболеваний и тому подобное. Консультирование несет в себе просветительскую функцию, если, например, цель работы специалиста с родителями или представителями ребенка заключается в повышении их педагогической компетентности;
  • правозащитная функция, которая включает не только просвещение клиентов в области законодательства и нормативно-правовых актов, но и помощь в получении льгот, пособий, алиментов;
  • диагностическая функция — подразумевает исследование первоисточников проблем, а также степени их серьезности. Нередко при таких консультациях социальный педагог использует диагностический инструментарий, или пакет методик.

Похожий метод работы с клиентом — беседа, но, как правило, она имеет психологическую/психокоррекционную направленность и менее формальна, чем консультирование. Однако, что беседа, что консультация, — оба метода предполагают прямое общение с клиентом, а значит, и приемы воздействия на него:

  • прием активного или эмпатийного слушания,
  • использование приемов перифраза, отражения, интерпретации, уточнения,
  • использование вопросов разных форм: закрытых, открытых,
  • невербальное воздействие, язык тела: паузы, поза, визуальный контакт, интонация и прочее,
  • а также такие приемы, как поощрение, укрепление веры в себя, убеждение, создание ситуации успеха, формирование положительного примера и так далее.

Следующий метод социально-педагогической деятельности — это тренинг. Он повторяет функции беседы и консультирования, поскольку способен снять психологическое напряжение, скорректировать поведенческие черты и наглядно обучить новым навыкам. Главным преимуществом грамотно выстроенного тренинга является то, что клиент пропускает через себя и рефлексирует все возникающие у него ощущения и мысли и, таким образом, достигает цели занятия. Также для детей тренинг, преподнесенный в форме игры, будет казаться веселым и интересным занятием, что повысит эффективность проводимой работы.

В консультировании или проведении тренинга социальный педагог может использовать как индивидуальную форму работы с клиентом, так и к групповую. Последняя эффективна, если педагог собирается провести занятие, где требуется определенное количество людей, или семейную консультацию, на которой для совместного поиска решений требуется присутствие не только ребенка, но и представителей его семьи.

В индивидуальной работе с ребенком специалист занимается не только психологическим состоянием подопечного и восстановлением его прав, но и организацией внешкольной деятельности, что может входить в профориентирование и профилактику безнадзорности. Также педагог в работе с несовершеннолетним ориентируется на его потребности, интересы и, что не менее важно, на его нравственные ресурсы.

Как отмечалось ранее, в работе с детьми в ТЖС и их семьями социальный педагог взаимодействует не только с самим клиентом, но и с другими специалистами, а также ведомствами, выполняя при этом важную посредническую функцию. Если того требует ситуация, педагог имеет право обратиться или направить клиента к психологу, медицинскому работнику, юристу; он регулярно контактирует с сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов, с работниками специализированных учреждений. Социальный педагог также является представителем ребенка в судебных и административных инстанциях.

Во взаимодействии с клиентом социальный педагог руководствуется рядом принципов:

  • конфиденциальность,
  • ориентированность на личность, индивидуальные особенности, интересы,
  • уважительное отношение к клиенту и его личному пространству,
  • ориентированность в работе на успех и желаемый результат,
  • концентрация на сильных сторонах личности при работе с ней,
  • гуманистический подход, толерантное отношение,
  • последовательность и системность во взаимодействии,
  • стремление к самоанализу и саморазвитию,
  • осознание границ собственной компетентности.

Этап реализации длится в соответствии с назначенными в плане сроками. К окончанию срока должна быть достигнута основная цель в работе с подопечным, а именно — решение его проблемы.

4. Итоговый. Цель: анализ результатов работы.

По завершении плана специалист проводит анализ проделанной работы с целью определения ее эффективности. В случае, если трудная жизненная ситуация не преодолена, план корректируется и продлевается. Если цели достигнуты, задачи выполнены, а подопечный реадаптирован и находится в безопасности, работа социального педагога завершается составлением рекомендаций для самого несовершеннолетнего, представителей его семьи и педагогического состава. Также успешным итогом взаимодействия может послужить снятие ребенка с учета школы и в отделе по делам несовершеннолетних.

5. Рефлексивный. Цель: самоанализ.

При выполнении своих обязанностей специалист должен помнить и о собственном здоровье и ощущениях. Необходимость в рефлексии обусловлена не только профилактикой профессиональных болезней, включая психологическое выгорание, но и самоконтролем. Проводя анализ своей деятельности, специалист способен понять, где ему стоит поработать над собой, где он может совершенствовать свои навыки, где, возможно, он в силах в следующий раз применить новый, инновационный подход и так далее.

Вышеперечисленные этапы взаимодействия педагога с ребенком в ТЖС включают в себя социально-педагогическую поддержку.

По Л.В. Мардахаеву социально-педагогическая поддержка — это целенаправленная деятельность социального педагога, суть которой заключается в помощи ребенку и его семье через создание условий поддержки, а также через стимулирование побуждения личности разобраться самостоятельно в причинах своей трудной ситуации и преодолеть ее. Иными словами, социальный педагог поддерживает ребенка и в то же время воспитывает в нем навык справляться с проблемой собственными усилиями.[16] Автор определения также считает, что социально-педагогическое сопровождение и поддержка — синонимичные формы деятельности, различные только тогда, когда под сопровождением понимается формальный набор действий. Значит, поддержка в какой-то мере несет в себе личное, субъективное участие самого специалиста.

Авторы других источников считают, что социально-педагогическая поддержка направлена на социализацию личности и включает в себя нахождение первопричин трудной ситуации, средств по их устранению, а также построение среды, способствующей адекватному развитию ребенка.[18] Она нацелена на решение проблем социально-педагогической направленности и повышение качества жизни ребенка, достижимое через раскрытие его субъектной позиции.

Таким образом, технология социально-педагогической поддержки — это совокупность вышеназванных методов и форм работы с клиентом, существующая совместно с социально-педагогическим патронажем.

Подведем итоги

Проблема трудной жизненной ситуации была и остается злободневной: распространенность изучаемого явления доказывается статистическими данными, количеством исследований по указанной теме и, наконец, самой деятельностью социального педагога, по большей части направленной на работу с детьми категорий ТЖС. В периоды экономической нестабильности, общественных волнений количество семей и, соответственно, несовершеннолетних, столкнувшихся с трудностями в жизни, увеличивается, что повышает актуальность рассматриваемого вопроса и необходимость в его решении.

Большинство исследователей дают схожие определения трудной жизненной ситуации; в текущей работе использовалось основное определение, указанное в Федеральном законе РФ от 24.07.1998 №124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". На основании данного нормативно-правового акта мною были выделены категории несовершеннолетних в ТЖС, объединенные одной проблематикой и в то же время различные по видам трудных ситуаций, встречающихся в жизни детей.

Помимо вышеуказанного закона в России существует ряд нормативно-правовых актов, которые так или иначе касаются проблемы трудной жизненной ситуации несовершеннолетних и их отдельных категорий.

Факторы неблагополучия несовершеннолетнего разделены на две группы: независящие от индивида объективные факторы и субъективные, относящиеся к личности ребенка, его психологическим чертам. Как правило, причины возникновения ТЖС в совокупности входят и в первую, и во вторую группы. Осведомленность специалиста об источниках неблагополучия ребенка необходима для успешного разрешения проблемы, возможного через устранение или минимизацию воздействия их негативного воздействия на подопечного.

Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации — это целевая группа детей, с которой работает социальный педагог. Смысл взаимодействия специалиста с данной категорией заключается в оказании поддержки и помощи в процессе преодолевания ребенком трудной ситуации. Социально-педагогическая поддержка включает в себя ряд направлений и форм работы, приемов, применяемых социальным педагогом на практике. Данная технология осуществляется на четырех этапах: диагностическом, планировочном, реализационном, итоговом и рефлексивном. Оказывая поддержку, социальный педагог работает не только с самим несовершеннолетним, но и с его семьей, что не маловажно, а также со специалистами разных сфер, выполняя при этом посредническую функцию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание автоматизированной системы учета базы данных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию – актуальность сегодняшнего дня.

XXI век поставил перед социальными педагогами учреждений интернатного типа и детских домов повышенные задачи по ведению электронного персонифицированного учета личных дел воспитанников.  Количес...

Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

   В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а н...

Социально-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В статье описан опыт социально-педагогической поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Сценарий городской спортивно-развлекательной игры для детей попавших в трудную жизненную ситуацию

Городская спортивно-развлекательная игра «В поисках сокровищ» для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации проводится в целях создания условий, способствующих социализации несоверше...

Презентация "О деятельности центра поддержки детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации"

Трансформация деятельности детского дома проходит через пересмотр всех аспектов организации работы данного учреждения.Проект позволил оптимизировать  процессы  становления, развития  во...

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...