Методы и формы выявления детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, или как определить по внешним признакам ребёнка, подвергающегося насилию
презентация к уроку по психологии на тему

Нехаёнок Марина Альбертовна

Работа по выявлению детей, попавших в сложную жизненную ситуацию

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Методы и формы выявления детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, или как определить по внешним признакам ребёнка, подвергающегося насилию

Слайд 2
« Каждый ребёнок в нашем мире имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» Конвенция ООН о правах ребёнка, раздел 6.

Слайд 3
Жестокое обращение с детьми-   действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Слайд 4
Физическое насилие; Пренебрежение основными нуждами ребёнка; Эмоциональная депривация; Сексуальное насилие.

Слайд 5
1. Физическое насилие это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребёнку, которые вызывают серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Физическое насилие над ребёнком могут совершать родители , лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Слайд 6
взрослые убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

Слайд 7
синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнём, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде «перчатки» или «носка» (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; Маркеры физического насилия:

Слайд 8
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтёки на голове; повреждения внутренних органов; «синдром сотрясения» у грудных детей.

Слайд 9
Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых; плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении от агрессивности до полной безучастности. Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение; чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.

Слайд 10
Младший школьный возраст: неумение сосредоточиться; проблемы с памятью; низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе; недоверие к взрослым; плохое настроение; необъяснимые приступы гнева, агрессия; постоянно испытываемые чувства стыда, страха, смущения, вины; депрессия; неспособность испытывать удовольствие от чего-либо; Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; депрессия; попытки суицида; криминальное или антиобщественное поведение.

Слайд 11
Признаки неудовлетворения основных потребностей ребёнка : отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие заботы и присмотра за ребёнком; отсутствие внимания и любви к ребёнку и др.

Слайд 12
алкоголики, наркоманы, лица с психическими расстройствами, юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства , с низким социально-экономическим уровнем жизни, имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость, перенёсшие жестокое обращение в детстве

Слайд 13
Внешние проявления: утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность , опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребёнка; нечистоплотность, несвежий запах.

Слайд 14
Физические признаки: отставание в весе и росте от сверстников; педикулёз, чесотка; частые «несчастные случаи», гнойные и инфекционные заболевания; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития.

Слайд 15
Особенности поведения: постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; частые пропуски школьных занятий; крайности в поведении: инфантильность или принятие роли взрослого , агрессивность или замкнутость, возбудимость или апатия, гиперактивность или подавленность, склонность к поджогам, жестокость к животным.

Слайд 16

Слайд 17
угрозы в адрес ребёнка в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; лишение ребёнка необходимой положительной стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие , вызвавшее у ребёнка психическую травму; преднамеренная изоляция ребёнка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребёнка или поощрение к асоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Слайд 18
– это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Слайд 19
сложные взаимоотношения ребёнка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребёнка чрезмерно занята на работе; ребёнок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Слайд 20
Характер травм и заболеваний: повреждения генитальной, анальной областей; наличие заболевания , передающегося половым путём; беременность; недержание кала («пачкание одежды»), энурез; нервно-психические расстройства; психосоматические расстройства.

Слайд 21
1 . Отнеситесь к словам ребёнка серьёзно. 2. Попытайтесь оставаться спокойными. 3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка. 4. Успокойте и поддержите ребёнка словами: «Хорошо, что ты мне сказал», «Ты правильно сделал», «Я тебе верю», «Ты в этом не виноват», «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо». 5. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребёнка. 6. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить. 7. Разъясните ребёнку, что он имеет право на защиту своих прав и законных интересов (статья 56 Семейного кодекса ). Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Слайд 22
Вместе с тем, ребёнок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет, он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. Организуйте незамедлительное информирование в соответствии с требованием ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о выявленном факте жестокого обращения.

Слайд 23
Арт-терапия; музыкотерапия; сказкотерапия; библиотерапия; психотерапия; консультирование; тренинги; саморегуляция; медитация; трудотерапия.

Слайд 24
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком: Административная ответственность; Уголовная ответственность; Гражданско-правовая ответственность; Дисциплинарная ответственность.

Слайд 25
Международный день ненасилия (International Day of Non-Violence) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 15 июня 2007 года.

Слайд 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы;  ситуация,...

Социально-психологическая поддержка школьников, попавших в сложную жизненную ситуацию

В данной статье рассматривается одна из важнейших психологических проблем школьников..Дети, ещё не сформировались как личность, и поэтому учителя и социальные работники должны выявлять таких подростко...

Система раннего выявления и учёта детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Выявление, учет, диагностика и профилактика социального неблагополучия детей....

Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

«Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...