Патриотическое воспитание в концепции русской православной церкви
статья

Выступление на Рождественских чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eparh.chteniya.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества

и желание способствовать им во всех отношениях»

Н.М. Карамзин

 

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: «Православный христианин призван любить свое Отечество… Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни».

          Важность темы воспитания патриотизма состоит в том, что в нашем обществе эта задача вышла на первый план и стала основной в воспитании молодежи. Чтобы победить в борьбе за нынешнюю молодежь, это необходимо сделать на всех уровнях, воспитав и сформировав у подрастающего поколения чувства гражданина и патриота своего Отечества, духовно-нравственные ценности.

Понятие «патриотизм» имеет очень глубокий смысл. Оно основывается на стремлении человека сохранить традиции, отцовские корни, то хорошее и доброе, что накапливается поколениями.

Сокровищница нравственных ценностей нашей страны находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Православной Церкви.

Церковь породила, благословила, вдохновила и сделала возможными: собирание русских земель, преодоление рабства и внешних угроз, формирование нации, создание высочайшей культуры. Здоровая, крепкая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Вокруг Православной Церкви формировалось российское образование. Лучшие военные начальники опирались на примеры святых и авторитет Церкви. Прервать эту тонкую связь и подорвать основу, значит совершить преступление против российского народа. Церковь - объединяющая сила, наполняющая волю общества нравственной полнотой, позволяющая преодолеть нерешительность, распри и страх .

В русском самосознании понятие "патриотизма" зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности пожертвовать всем ради страны, отказаться от самого себя, а это тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Православие духовно преобразило российский народ, сформировало лучшие черты русского характера — жертвенность, милосердие, щедрость, мужественность, верность. Православие на протяжении многих лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими», - эта чеканная формула российской мощи, произнесенная полтора столетия назад знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Филаретом, определяла церковный взгляд на патриотизм как на духовную добродетель благочестивого христианина и на его религиозный долг.

Даже во времена правления Петра I патриотизм считался выше всех добродетелей и стал государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражали главные ценности того времени .

Патриарх Алексий II говорил: "Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не Таким образом, с одной стороны, Русская Православная Церковь имеет необходимый духовный потенциал, положительный многовековой опыт в области духовно-нравственного и военно-патриотического просвещения, с другой стороны военно-патриотическое воспитание молодежи имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, можно назвать как одно из приоритетных направлений в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В то же время любовь к своему Отечеству, в православном понимании, подразумевает собой любовь не только к своему народу, как хранителю вековой православной культуры и благочестия, но любовь и уважение ко всем другим народам, населяющие наше государство, ибо в этом заключается исполнение заповеди о любви к ближнему. Ближний – это человек, который, вовсе не обязательно является тем, кто разделяет наши религиозные убеждения, хотя ближним от этого он не перестает быть, именно этому нас учит нас Евангельская притча Христа о добром Самарянине. В то же время слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного", возводят заповедь о любви к своим согражданам, в степень обязательного нравственного долга православного христианина. Истолковывая данное выражение апостола, священник Григорий Дьяченко делает вывод: «Добрый христианин не может не быть вместе и верным сыном отечества своего, равно как и наоборот – недобрый сын своей отчизны не может быть вполне верен своей вере».

Подобная точка зрения отражена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, где говориться: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этической общности и как общности граждан государства…. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».

О том, что патриотизм и гражданский долг были в почете у христиан первых веков свидетельствует каноническое послание святителя Григория Чудотворца († ок.270 г.), которое он написал по поводу бывшего вторжения варваров в понтийскую область. Святитель настаивает на отлучении от церковного общения тех христиан, которые во время данного бедствия перешли на сторону врага и «принимали участие в нападении, забывши что они были понтийцами и христианами». Данное правило вошло в Канонический Кодекс Православной Церкви. Для православного христианина патриотизм есть не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера.

Религиозные начала жизни сформировали особый менталитет русского народа. По мысли современных исследователей этнографии, в ходе исторического процесса в среде простого народа термин «»русский" приобрел характер не столько этнический, сколько конфессиональный и был почти синонимом слова православный». Особенно сильно такого рода национальная самоидентификация проявлялась во время войн и вооруженных конфликтов

Православная вера настолько вошла в сознание народа, что определяла как бы помимо воли мировоззрение и поведение каждого от рождения до смерти, даже вне видимой связи с Церковью. Вследствие этого, после отвержения государством религии и провозглашением атеизма, как основы жизни общества, эти религиозные начала народной жизни продолжали осуществляться и проявляться во всей полноте. И, несмотря на все потрясения, произведенные в душе народа революцией, советский солдат всегда оставался по духу русским солдатом и преемственность сокровищ его души, полученных от Православия, проявлялась уже на полях сражений Великой Отечественной войны. Однако ситуация сегодняшнего дня говорит нам не только об отсутствии патриотического воспитания как такового, но и часто о программах совершенно иного характера, разрушительно влияющих на формировании мировоззрения подростков и молодежи.

Единственным выходом в нашей современной ситуации может стать возвращение в воспитании будущих граждан России к исконным ценностям нашей культуры. Достаточно вспомнить слова нашего великого патриота и философа Ивана Александровича Ильина о связи российской культуры с глубинными основами жизни народа: «Православие положило в основу человеческого, и русского в том числе, существования жизнь сердца и исходящего из сердца миросозерцания. Весь дух и быт наших предков был оправославлен», сама форма национального русского бытия была «взращена Православием и закреплена славянством и природой России».  В силу этого любовь к Отчизне у русского православного человека соизмерима лишь с любовью к своей вере, ради которой он готов претерпеть любые мучения и даже саму смерть. Отсюда можно заключить, что само чувство патриотизма необходимо признавать не только гражданской, но и христианской добродетелью. Поэтому в патриотическом воспитании необходимо использовать тот богатейший духовно-нравственный потенциал, которым обладает Русская Православная Церковь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Судьба Русской православной церкви в 17 веке. (Школа 2100)

Формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума...

Элективный курс "История русской православной церкви"

Предлагаемая программа  представляет собой элективный курс  для учащихся 9-х – 10-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению отечественной исто...

Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой отечественной войны

Статья о деятельности Русской православной церкви в годы ВО....

РАСКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Интерактивный урок по истории в 7 классе (базовый уровень). Урок соответствует требованиям ФГОС. Основной целью урока является формирование у учащихся представления о роли Православной церкв...

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"

Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....

История Русской православной церкви до начала XX века 10 класс

Программа факультативного курса «Исто­рия Русской православной церкви до начала XX века» рассчитана на 34 часов для преподавания в X классе. Она предполагает парал­лельное и углубленное изучение отдел...

"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа

Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...