Игры и игровые упражнения в логопедической работе с дошкольниками
статья

Клюшина Антонина Владимировна

Игра является результативным средством формирования личности дошкольника, его умственных и морально – волевых качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovye_uprazhneniya.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения
в логопедической работе с дошкольниками

Важная роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности в дошкольном возрасте. Игра является результативным средством формирования личности дошкольника, его умственных и морально – волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир, вызывает существенное изменение в психике каждого ребенка. А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Тихеева Е.И. рассматривала игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.

В коррекционной работе широко используются игры и игровые упражнения (напр., имитация действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя и т.д.), которые вызывают эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Игра является одним из средств интеллектуального воспитания, в ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков в том случае, если соблюдается:

- понимание ребенком цели (четкость постановки задача, правильного показа способов выполнения);

- систематичность и многократное повторение (с использованием речевого и дидактического материала и различных ситуаций речевого общения);

- постепенное усложнение условий игр с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

-осознанное выполнение практических и речевых действий;

- самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции.

- дифференцированный анализ и оценка выполнения.

Игровой метод предполагает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, вопросами. Одним из основных компонентов метода является игровая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

Педагог распределяет роли и активизирует деятельность детей в зависимости от цели и задач коррекционной работы в игровом процессе. Дети с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей, зверей.

С дошкольниками используются различные игры: дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-развивающей работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Важнейшее место в интеллектуальном развитии детей занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Ежедневно участвуя в играх, ребенок прочно усваивает знания и использует их в повседневной жизни. Решая поставленную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в выделении свойств и качеств предметов, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в определении их по отдельным признакам.

Учитель – логопед

Клюшина А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму

СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...

"Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "

Материал содержит информацию по теме "Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "...

Мастер-класс на РМО "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми"

Буклет по использованию нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми....

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

Использование нейропсихологических упражнений в логопедической работе с дошкольниками

Использование нейропсихологических упражнений в логопедической работе с дошкольниками...