Урок истории в 7 классе "Исторические памятники"
план-конспект урока (7 класс)

Вантеева Надежда Алексеевна

Цель урока: дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_7_kl._istoricheskie_pamyatniki.docx703.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеуковская средняя общеобразовательная школа»

Большеуковского муниципального района Омской области

Конспект урока

по истории Отечества в 7 классе

«Исторические памятники»

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img21.jpg

 

Подготовила: учитель истории

Вантеева Надежда Алексеевна

Большие Уки - 2022год

Тема: «Исторические памятники»

Цель урока: дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом.

Задачи: 

Образовательные: Объяснить ученикам понятие памятник, «исторические памятники»; дать представление о видах исторических источников;

  • Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления и речи учащихся, формировать  навыки  парной и групповой работы  с помощью карточек и  предметных материалов. 
  • Воспитательные: воспитывать уважение к историческому наследию, любовь к Отечеству и гордость за ее историческое прошлое;  повышать  мотивацию обучающихся к изучению предмета.
  • Основные знания: исторические источники: устные, письменные, вещественные.

Основные термины и понятия: памятники, исторические источники.

Оборудование и материалы: опорный конспект, проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, маршрутные листы,  карточки с заданиями ,раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

 План урока:

1) Орг.момент(1-2мин)

2) Проверка пройденного(2-3мин

3) Объявление темы(5мин)

4) Изложение новых знаний(15 мин)

5) Физминутка(2-3мин)

6) Обобщение(5мин)

7)Подведение итогов(3-4мин)

8)Домашнее задание(1 мин)

9)Оценка работы учащихся(3-5мин)

Ход урока:

I.Орг. момент: приветствие

1.Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

Учитель.

Звонок голосистою птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью,добру.

И мы начинаем учиться

Всему, что узнал человек.

Истории древней страницы

Расскажут про каменный век.

Раздвинутся мира границы,

Заманчив познания путь.

И надо ещё умудриться

В грядущее нам заглянуть.

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

 -Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение и надеюсь, что сегодня вы покажете свои знания, желание получить новую информацию и нам будет с вами интересно работать на уроке!

2.Лист самооценки.

Сегодня на уроке  мы с вами будем работать фронтально, в парах, в группе. У каждого на столах лежат маршрутные листы, карточки с заданиями и  оценочные листы, где вы будете ставить баллы за выполнение заданий.

Определим критерии оценивания:

Если задание выполнено без ошибок, не было  дополнений - ставите 3 балла

Если при выполнении задания допустили 1,2 ошибки, или ваш ответ дополняли- ставите 2 балл.

Если при выполнении задания требовалась постоянная помощь учителя и ваш ответ дополняли ребята –ставите 1балл,если задание не выполнено- о баллов.

Ключ к выставлению отметки

Если вы набрали 9  баллов - отметка «5»

Если набрали 6 - 8 баллов- отметка «4»

Если набрали 5 и менее – отметка «3» 

Для того чтобы получить хорошую оценку нужно хорошо поработать на уроке, помогать друг другу, внимательно меня слушать, и все будет хорошо и только хорошие оценки.

II.Целеполагание.

Мы сегодня продолжаем изучать раздел «Что изучает наука  история?»

  1. Введение в тему, объявление новой темы.                                                          Побробуйте из предложенных слов составить тему урока                          памятники                                                                                                                  источники                                                                                                              исторические
  2. Запишите дату и тему урока: «Исторические памятники».
  3. Постановка проблемы, задач урока

-Как вы думаете, исходя из темы урока, какая цель стоит перед нами?( выяснить какие группы  исторических памятников помогают восстанавливать прошлое.    

Сегодня на уроке мы вспомним ( кто такие археологи, предки..)

Мы узнаем  ( что такое памятники, группы исторических памятников..)

Мы запомним  ( что память о  прошлом  своего Отечества-это  очень важно для каждого  из нас).

4.Мотивация.  Ребята, а зачем мы с вами будем  изучать эту тему?

Мы гордимся нашей страной, а каждый настоящий патриот своей Родины должен знать, уважать историю своего государства. История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого. 

III. Актуализация опорных знаний.  1. Повторение пройденного материала:                                                                                          -Что такое история?                                                                                                                    -Кто изучает историю?                                                                                                              -Кто такие предки?  Учащиеся вспоминают пройденное и дают полный ответ.             Кто помогает  находить различные предметы прошлого, старины?  Где хранятся предметы найденные археологами?  Кто- то из вас был в нашем музее? Знаете ли вы,  какие археологические находки были найдены в нашей местности? (зубы мамонтов, бивни, окаменелый скелет рыбы похожего на динозавра)

 -Молодцы. Оцените свои ответы. Поставьте баллы по нашим  критериям.                                     

      В старину глаза называли – очи, поэтому человека, который наблюдал те или иные события своими глазами, называли очевидец. Но очевидцы нам могут рассказать о событиях недалёкого времени.

-Ваши родители, бабушки и дедушки старше вас, они могут рассказать о событиях своих лет жизни. Так передаётся и сохраняется память поколений. А как же нам узнать о событиях давних времён?                                                                                                              Прошлое человечества, историки восстанавливают по историческим памятникам .  

2.Словарная работа.                                                                                                                                   

- Что такое памятники ? Исторические источники?                                                                                   работа по учебнику с.90-91.

-Запишите понятие в наш маршрутный лист 2) на с.91.

- рассказать об памятниках (с.91)

IV. Изучение нового материала.

Рассказ учителя. -Человек оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать прошлое. Археологи находят различные вещи: посуду, остатки захоронений, архитектурные сооружения,  поселения древних людей, наскальные рисунки, в архивах сохраняются различные документы, рукописные книги и мн другое.

Прошлое учёные  и историки восстанавливают по  «Историческим памятникам» и делят их на группы.

  1. От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды, песни, пословицы, приметы  о далёких от нас временах- это Устные памятники

( ученики делают запись).

Работают с текстом учебника, вспоминают свои образцы устных памятников.

  1. С началом письменности появились  Письменные памятники- это  берестяные грамоты, рукописные книги, документы, законы, первые печатные газеты.                                                                                                                            (записывают в рабочий лист)
  2. Археологи во время раскопок находят  остатки поселений, захоронений, осколки посуды, украшения, монеты, другие предметы быта- все это называют Вещественными памятниками.

Физминутка.

  1. Закрепление материала.

 Итак,  мы с вами познакомились с тремя группами исторических памятников. Давайте выполним задание. У вас на столах лежат карточки №1                                                                          (выполняют  задание в группах).                                                                                                   Проверяем выполненное задание и выставляем баллы в лист самооценки.

А сейчас, вы будете «экспертами», на столах у вас лежат рабочие листы №2, вам нужно передавая этот лист по кругу,  определить к какому виду исторического источника относится данный предмет на картинке.( даю вам на это две минуты)

Проверяем выполненное задание и выставляем баллы в лист самооценки.

5. Обобщение урока:

- Как называлась тема нашего урока?

-Какие цели мы ставили на урок?

-Достигли ли мы нашей цели?                                                                                                              Рефлексия. Закончи предложение:

-Сегодня на уроке я узнал(а)……

-Мне понравилось на уроке…..

- Наш урок вызвал у меня…

-Материал урока был…..

-Я пополнил свои ……

6. Подведение итогов. Подсчитываем баллы, выставляем отметки в листах самооценки.

-А сейчас посчитайте  баллы и поставьте отметку,  которую вы заработали.

Даша Я , что себе поставила? Ребята, вы согласны с отметкойДаши? Андрей сколько у тебя баллов, какую отметку поставил?

Оцениваю каждого ребёнка за работу на уроке.

Комментирование учителя о работе учащихся на уроке, выставление оценок.

Ключ к выставлению отметки (на слайде)

7. Домашнее задание. Закончить работу в маршрутном листе (3,4)

Выучить определения (памятник, группы исторических источников)

 Доп. Задание: с помощью интернета найти и подготовить рассказ об археологической находке.  Урок окончен. Все свободны.

Лист самооценки

Устный опрос

Карточка №1

(работа в группе)

Задание №2 «Эксперты»

Общий балл

Отметка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Словарик: Памятник – это архитектурное или скульптурное  сооружение о каком либо историческом деятеле или событии; сохранившийся предмет культуры прошлого.

Памятником может быть всё , что имеет историческую ценность: улица, здание, скульптура, целый город,уголок природы, редкая книга, оружие, вещи,  хранящиеся в музее. Историческим памятником может являться то, что даже нельзя потрогать руками или увидеть, например язык исчезнувших народов, их обычаи, а так же легенды, сказания, песни, танцы.

Исторические источники – всё, что когда- то было создано людьми, дающее сведения о жизни людей в прошлом.

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\image-11.jpg

Лист самооценки

Устный опрос

Карточка №1

(работа в группе)

Задание №2 «Эксперты»

Общий балл

Отметка

Лист самооценки

Устный опрос

Карточка №1

(работа в группе)

Задание №2 «Эксперты»

Общий балл

Отметка

Лист самооценки

Устный опрос

Карточка №1

(работа в группе)

Задание №2 «Эксперты»

Общий балл

Отметка

Лист самооценки

Устный опрос

Карточка №1

(работа в группе)

Задание №2 «Эксперты»

Общий балл

Отметка

Лист самооценки

Устный опрос

Карточка №1

(работа в группе)

Задание №2 «Эксперты»

Общий балл

Отметка

Лист самооценки

Устный опрос

Карточка №1

(работа в группе)

Задание №2 «Эксперты»

Общий балл

Отметка

Лист самооценки

Устный опрос

Карточка №1

(работа в группе)

Задание №2 «Эксперты»

Общий балл

Отметка

Лист самооценки

Устный опрос

Карточка №1

(работа в группе)

Задание №2 «Эксперты»

Общий балл

Отметка

Маршрутный лист. Дата:____________

Тема урока:_______________________________________________________________

Словарная работа: Памятник_____________________________________________________________________________ Историческийисточник_______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание 2. Вставьте пропущенные слова:                                                                                                            «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.

Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это  можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться ____________________________.

Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.

Задание3. Можно ли сказать что это исторические памятники? Какие?  Напиши внизу название этих памятников. Расскрась их.

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Glinka-Moskow.png

Задание 4.

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slide_11.jpg

Карточка №1              Группа 2.

Задание1. Закончи предложение.  Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам(памятникам) называется____________________.          

Задание 2. Вставьте пропущенные слова:                                                                                                            «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.

Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это  можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться ____________________________.

Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.

Задание 3. Запиши виды исторических памятников.

Исторические памятники

                           

             1. _В_____________         2._П_____________   3. _У____________

Карточка №1       Группа 2.

Задание1. Закончи предложение.  Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам(памятникам) называется____________________.          

Задание 2. Вставьте пропущенные слова:                                                                                                           «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.

Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это  можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться __________.

Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.

Задание 3. Запиши виды исторических памятников.

Исторические памятники

                           

             1. _В_____________         2._П_____________   3. _У____________

Карточка №1    группа 1.

Задание1. Закончи предложение.  Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам(памятникам) называется____________________.          

Задание 2. Вставьте пропущенные слова:                                                                                                           «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.

Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это  можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться ___________________________.

Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.

Задание 3. Приведите примеры исторических памятников.

Исторические памятники

                           1. Вещественные                       2.Устные                     3. Письменные

Карточка №1      Группа 1.

Задание1. Закончи предложение.  Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам(памятникам) называется____________________.          

Задание 2. Вставьте пропущенные слова:                                                                                                           «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.

Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это  можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться __________.

Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.

Задание 3. Приведите примеры исторических памятников.

Исторические памятники

                           1. Вещественные                       2.Устные                     3. Письменные

Рабочий лист №2  «Эксперты»

Задание 1.Соотнеси картинку с  видом исторического памятника

Серебрянная посуда

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img21.jpg

 

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img2.jpg

Финикийская ваза

Старинные книгиC:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slide-10.jpg

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img9.jpgМонеты

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slide_11.jpgБылины

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img2.jpg глиняная табличка

Храм

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\65ea9a29c21e9344b6c61e48a6fc6580.jpg

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\image-11.jpgСказания,былины

Гробница Фараона

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slide_11.jpg

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img2.jpgХрам богини Афины

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slide-10.jpg

Царский Указ на папирусе

C:\Users\Олег\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img21.jpg

Гусли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Исторические памятники»

Цель: Дать представление об исторических памятниках, их видах.Задачи:Образовательная:- учить различать виды исторических памятников...

"История Тайшета в памятниках"

       Проект включает в себя информацию энциклопедического характера об истории и культурных ценностях родного города. Регионоведческий компонент позволит обратить вни...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

История и культура Санкт-Петербурга. 8 кл. История, запечатленная в памятниках

Презентация и конспект к уроку "история, запечатленная в памятниках" (Параграф 4)  учебника Ермолаевой  Л.К....

Урок на тему: История, запечатленная в памятниках.

Урок , выполненный по современным стандартам с УУД . История Санкт-Петербурга 8 класс....

Методическая разработка (ЦОР) к уроку кубановедения "Природные объекты, памятники природы, истории и культуры"

Презентация к уроку кубановедения "Природные объекты, памятники природы, истории и культуры"...